ь знак урок




№ урока

(этапы)

Раздел программы

Тема программы

Структура и содержание урока

Учебный материал к уроку

Формирование УУД

11

«Как устроен наш язык»

Разделительный мягкий знак (ь)

Цели урока:

развитие умения понимать функции разделительного мягкого знака (разделительный и показатель мягкости предшествующего согласного);

определение роли разделительного мягкого знака при решении практических задач (транскрипции);

совершенствовать умение объяснять совпадения в звуко -буквенном составе слова;

оценивание правильности выполнения заданий.

организация деятельности обучающихся по самостоятельному применению алгоритма правильного написания разделительного мягкого знака (ь);

Задачи урока:

уметь характеризовать функции мягкого знака разделительного (ь);

уметь определять роль разделительного мягкого знака в транскрипции;

учитывать степень сложности заданий и уметь оценивать возможность его выполнения

Учебник для общеобразовательных учреждений «Русский язык» под редакцией Н.Ф.Виноградовой

Авторы: С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова. Л.В.Петленко. В.Ю.Романова

Рабочая тетрадь

под редакцией С.В.Иванова

Реализация научно – исследовательской

деятельности.

1.

Организационный момент: организация внимания,

проверка подготовленности обучающихся к уроку

Учитель показывает белый лист бумаги , где в середине стоит чёрная точка и спрашивает

— Что вы видите? 1 ученик – Точку 2 ученик – Чёрную точку 3 ученик – Жирную точку Учитель: Вы все увидели только точку и никто не заметил большого белого листа. Вот этот белый лист сегодня заполнится вашими новыми знаниями.

Формирование коммуникативных

учебных действий

2.

Проверка домашнего задания: установление правильности, полноты и осознанности знаний

при выполнении заданий

Заполнение таблицы «Правописание жи- ши, ча-ща, чу-щу»

Делаем выводы о правилах правописания данных орфограмм. Приводим собственные примеры слов на данное правило (для сильных обучающихся) и для слабых – подчёркивание орфограмм изучаемых в д/з

Формирование регулятивных учебных действий

3.

Сообщение темы урока через проблемную задачу: правильно ли записаны слова на доске?

Жилё, деревя, скамя, ружё,семя

Почему неправильно? Устанавливаем тему урока: разделительный мягкий знак. Устраняем ошибки, записываем в тетрадь полученные слова Формирование познавательных учебных действий

4.

Усвоение новых знаний и способов действий

Содействовать усвоению способов действий и приведению к определённым выводам

Прочитай пары слов с обяснением

Полёт-польёт; солю-солью;

тюлени-тюленьи;

Коля-колья

Составление моделей слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком смягчающим впередистоящий согласный. Ответ на вопрос: в каких случаях ставим разделительный мягкий знак? Проговаривание (рассуждение)правила своими словами; закрепление-чтение в учебнике

Формирование регулятивных учебных действий

5.

Физкультминутка: слайд через проектор(сыплются слова с мягким знаком в различных позициях из облаков – дети следят глазами)

Слайд 1



Наблюдения над местоположением ь в различных словах.

6.

Первичная проверка понимания изученного

Установить правильность и осознанность изучаемого материала, выявить проблемы и произвести их коррекцию, подготовка обучающимися своих примеров, работа на опорном материале

Измени слова так, чтобы они обозначали много предметов

Воробей -(воробьи)

ручей — (ручьи)

соловей – (соловьи)

стул – (стулья)

дерево – (деревья)

лист – (листья)

колос – (колосья)

друг – (друзья)

крыло – (крылья)

Распознавание мягкого знака в данном материале

Формирование коммуникативных учебных действий

Работа в парах по карточкам(коррекция знаний учителем)

Проверка – составление кластера: разделительный мягкий знак, мягкий знак, смягчающий впередистоящий согласный

7.

Обобщение и систематизация знаний

Обеспечить установление внутрипредметных и внешнепредметных знаний, обобщённых понятий

Найти в тексте слова с разделительным мягким знаком и слова с мягким знаком, обозначающим мягкость впередистоящего согласного. Текст

В небе крыл..ями машет журавлиная стая. Вдалеке видны огон..ки большого города . Друз..я – мальчишки собрались на рыбалку.

Рефлексивная дискуссия «За—Против» (Сколько «за», сколько «против», кто поменял мнение)

Использование сигнальных карточек

Формирование коммуникативных и личностных учебных действий

8.

Контроль и самоконтроль знаний и способов действий, выявление качества, уровня усвоения знаний и способов действий, обеспечить развитие у обучающихся способности к оценочным действиям

Слайд 2

Вь?га, пят?, брат?я, варен?е, л?ёт, обез?яна, в?ёт

За окном громко чирикают вороб?и.

Жёлтые лист?я ковром стелются под ногами.

Самостоятельная работа( выбирают из данных вариантов сами дети)

Формирование личностных учебных действий

9.

Коррекция знаний и способов действий: провести коррекцию выявленных пробелов

Вариант 1-мягкий знак, смягчающий

впередистоящий согласный

Вариант 2 —

Слова с разделительным мягким знаком

Составление развёрнутой инструкции о регулярном контроле. «Разделительный мягкий знак пишу после согласного звука, перед гласными е ,ё, ю, я»

Формирование регулятивных учебных действий

10.

Информация о домашнем задании: обеспечить понимание обучающимися цели, содержания и способа выполнения домашнего задания

1. Рабочая тетрадь

с.23 упражнение 41

Три уровня заданий

1) лёгкий(списать и вставить разделительный мягкий знак или мягкий знак смягчающий впередистоящий согласный)

2) средней тяжести ( придумать словосочетания с о словами)

3) творческое (рассказ из четырёх предложений с данными словосочетаниями)

Формирование личностных учебных действий

Дополнительный материал к учебному процессу: Разделительный мягкий знак – завершение научно – исследовательской деятельности. Итог.

Перед е, ё, ю, я

Я в корнях стою, друзья.

Воробьи, семья, жильё –

Перед я, ю, и, е, ё.

Воробьи, жильё, ручьи.

Листья, крылья, стулья, чьи,

Колья, перья и семья,

Вьюга, осенью, друзья

Оборудование: 1. Проектор 2. Сигнальные карточки 3. Учебник 4. Рабочая тетрадь








Яндекс.Метрика lists
lists