урокМузыка моего народа




муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Брут» Правобережного района Республики Северная Осетия — Алания

ОТКРЫТЫЙ УРОК В 4 КЛАССЕ

ТЕМА ЧЕТВЕРТИ: «МУЗЫКА МОЕГО НАРОДА»

ТЕМА УРОКА: «ЖАНРЫ НАРОДНОЙ МУЗЫКИ. ВАРИАЦИЯ»

Учитель музыки:

Хетагурова В.В.

Апрель 2013г

Тема: МУЗЫКА МОЕГО НАРОДА

ЦЕЛИ: продолжить знакомство с жанрами народной музыки; дать понятие вариации.

ОБОРУДОВАНИЕ:

проигрыватель, грамзапись песни «Вниз по матушке по Волге», вариации «Светит месяц», народные инструменты: ложки, треугольник, звоночки, бубны, металлофон.

Ход урока

I. Организационный момент.

1.Построение около класса.

2.Вход в класс под музыку «Во поле береза стояла»

3.Приветствие.

Пропеть «Здравствуйте, дети » Дети: «Здравствуйте учитель».

II.

УЧИТЕЛЬ

Какую песню вы услышали входя в класс?

О чем это песня?

-А какой характер у этой песни?

-это песня народная или композиторская?

-Сегодня мы продолжим тему предыдущего урока «Музыка моего народа».

-а тему урока мы постараемся определить вместе.

Ответьте на вопрос:

/слайд №2 /

Может ли народная и композиторская музыка выражать настроение человека, его мысли, характер?

Дети: да, может.

Учитель : а какие это песни ребята?

Дети :

есть музыка о Родине, крае, о труде человека, революционная, есть музыка праздничная, танцевальная, маршевая, есть музыка, написанная специально для детей- считалки, прибаутки, песни-игры, песни- пляски.

А давайте споем народную песню на ваш выбор.

Мая россия./муз.________________ сл.______________________/

пример/во поле береза стояла/

. В осетинской народной песне бытуют жанры: историко-героические, трудовые, застольные, лирические, шуточные, колыбельные, обрядовые. В свою очередь, обрядовые делятся на свадебные, охотничьи, причитания, врачевальные и др. Как правило, песни исполняются мужским хором: солист-запевала ведёт основную мелодию, остальные подпевают ему.

/Слайд 3//слушание народной историко героической песни……/

/Слайд 4//слушание трудовой песни/

Жанр осетинской героической песни на протяжении многих веков является одним из самых ярких составляющих нашего народного творчества. В старину, когда не было ни орденов, ни премий, ни почётных званий, в знак всенародного уважения, почёта и благодарности о героях слагали песни, которые жили веками, переходя из поколения в поколение.

Этот жанр распространен почти у всех народов Северного Кавказа. Но каждый народ отличается своеобразием в исполнении этих песен-баллад. Вместе с сохранением исконно осетинских мотивов, на народное песенное творчество.

УЧИТЕЛЬ.

-А теперь послушаем мелодию «Свестит месяц» в исполнении русских народных инструментов.

лайд 6/

҉ Прослушивание

-Какое это произведение по характеру? (Веселое, задорное, искристое, радостное; плясовая.)



-Да, это плясовая русская народная песня, а исполнил ее ансамбль русских народных инструментов.

А как звучало произведение?

Давайте вспомним , что такое интонация

Лад, темп, динамика…

А главная тема меняется или нет,

-что применил композитор для того чтобы приукрасить мелодию.

УЧИТЕЛЬ.

Если звучит музыкальное произведение, в котором тема несколько раз повторяется с изменениями в фактуре (звуковой ткани произведения- мелодия, аккордная фигурация, то есть «обработка»), ладе, тональности, мелодии и т.д., его называют «темой с вариациями». Иначе говоря, играют одну и ту же мелодию, но с разными украшениями, то есть по- разному. Делается это для красоты звучания, создания более интересного произведения.

-Итак, дети, с какой новой формой произведения мы познакомились? (С вариацией)

-А какая форма музыкального произведения прозвучала?(вариации)

Учитель раздает ударные инструменты детям.

Исполнение «Светит месяц» с варьированием из куплета к куплету (изменение характера музыки), с постепенным вступлением треугольника, бубнов, ложек(металлофона).

-Какая форма музыкального произведения исполнена нами?(вариации.)

-Форма вариации часто встречается в русских народных песнях и их обработках композитьрами.

СЛУШАНИЕ/русская нар. Плясовая камаринская/

/слайд /

-Какие русские народные инструменты вы, дети, знаете, слышали, видели?(баян, гусли, балалайки, домра, ложки, бубны, и т.д.)

-Правильно, ребята. Основу оркестра русских народных инструментов всегда составляет баян, балалайка и домра. (показать на картинках.)

-Ложки, буны и треугольник- это ударные инструменты, мы ими уже не раз пользовались.

Учитель .

А теперь ребята, вам предстоит отгадать…..

/слайды 7-14 /

Эта песня о том, что надо следить за своей зимней обувью и вовремя её ремонтировать. /валенки/

Это песня о том, что по сравнению с цветами ягодного дерева любовь девичья никогда не отцветает.

/ой при лужку, при лужке/

Это песня о том, что снижение температуры плохо сказывается на самочувствии людей и коней.

/ой, мороз, мороз./

А сейчас- ритмическая минутка

РАЗУЧИВАНИЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ ПЕСНИ:

«Я на камешке сижу»

1.Я на камушке сижу,

Я топор в руках держу,

Ай ли ай люли,

Я топор в руках держу.

2.Я топор в руках держу,

Вот я колышки тешу,

Ай ли ай люли,

Вот я колышки тешу.

3.Вот я колышки тешу,

Изгород горожу,

Ай ли ай люли,

Изгород горожу.

4.Изгород горожу,

Я капусту сажу,

Ай ли ай люли,

Я капусту сажу.

5.Я капусту сажу,

Да все беленькую

Ай ли ай люли,

Да все беленькую.

6.Да все беленькую,

Я кочаненькую,

Ай ли ай люли,

Я кочаненькую.

7.У кого нету капусты,

Прошу к нам в огород,

Ай ли ай люли,

Прошу к нам в огород.

8.Прошу к нам в огород,

Во весёлый хоровод,

Ай ли ай люли,

Во весёлый хоровод.

.ИТОГ УРОКА.

-Что узнали мы на сегодняшнем уроке?(о народной музыке, ее жанрах, характере.)

-С какой формой музыкального произведения мы сегодня познакомились?(с вариациями)

Д/Задание:

Подготовить информацию о следующих видах народной музыки: колыбельная; шуточная.

Оценки за урок.

-Все дети работали сегодня хорошо, но (назвать учеников) были активнее, их ответы были правильными.

Выход под мелодию «Свет месяц».








Яндекс.Метрика lists
lists