урок-исследование Сера нахождение в природе свойства применение




9класс. Урок-исследование: «Сера: нахождение в природе, свойства и применение».

Цель и задачи урока:

-охарактеризовать серу в свете трех форм существования этого элемента: в форме атома,

простого вещества и сложного вещества;

— раскрыть причинно-следственные связи «строение – свойства – применение»;

— рассмотреть нахождение серы в природе и ее области применения;

— закрепить умение изображать строение атома, записывать уравнения химических

реакций, работать с таблицей;

— закрепить умение правильно проводить лабораторные опыты и делать из этого

правильные выводы;

— рассмотреть экологические аспекты серы и ее соединений.

Оборудование: таблицы «Сера. Аллотропия серы», «Нахождение серы в природе», сера ромбическая, вода, стаканчик, стеклянная трубка, смесь серы и железа, спиртовка, держатель, компьютер, медиапроектор, DVD «Школьный химический эксперимент: сера», колба с чистым кислородом.

Тип урока: комбинированный.

Методы: словесный, наглядный, исследовательский.

Ход урока.

I.Организационный момент.

Приветствие, отметка отсутствующих, активизация класса на усвоение нового материала. Учитель проговаривает, а учащиеся записывают тему урока в тетрадь.

II. Изучение нового материала.

Учитель.

Сегодняшний урок посвящен одному из самых интересных элементов, соединения которого известны с глубокой древности. В средние века считалось, что это обязательная составная часть всех веществ. В жизни современного человека соединения этого элемента играют значительную роль. И таким элементом является сера.

В настоящее время сера в природе широко распространена как в чистом виде – самородная сера, так и в виде соединений – сульфаты, сульфиды.

СУЛЬФАТЫ

гипс CaSO4 . 2H2O

глауберова соль Na2SO4 . 10H2O

горькая соль MgSO4 . 7H2O

СУЛЬФИДЫ

колчеданы: пирит FeS2

блесковые: свинцовый блеск PbS ; медный блеск Cu2S

обманки: цинковая обманка ZnS

Крупные месторождения серы находятся в Западной Украине, Поволжье, Узбекистане и других областях.

Сера входит в состав белков и аминокислот. Очень много серы содержится в волосах, шерсти, копытах, рогах животных. Соединения серы обнаружены в хрящах, костях, желчи. Сера участвует в окислительно-восстановительных реакциях организма. Она составная часть гормонов (инсулин), витаминов.

Недостаток серы вызывает хрупкость и ломкость костей, выпадение волос. А высокое содержание серы и ее соединений Н2S, SO2 и др. в атмосфере – губительны для живых организмов. Восполнить недостаток серы можно, если употреблять в пищу побольше бобовых растений (фасоль, горох, чечевицу), яйца, овсяные хлопья.

А теперь давайте вспомним положение в периодической системе и строение атома серы

( к доске выходит ученик характеризует серу по положению в периодической системе и изображает графическую и электронную формулу атома серы, валентные возможности ).

Размещение электронов по уровням и подуровням

Нахождение серы в природе

Основное состояние

1s22s22p63s23p4

Размещение электронов поорбиталям (последний слой)

Степеньокисления

Валентность

 

Нахождение серы в природе

+2, -2

В основном состоянии

II

Нахождение серы в природе

+4

Первое возбуждённое состояние

IV

 

Нахождение серы в природе

+6

Второе возбуждённое состояние

VI

Вывод: сера – неметалл, может проявлять окислительные и восстановительные свойства.

Сера является элементом халькогеном. Она имеет множество модификаций, но самыми устойчивыми являются ромбическая (самородная), моноклинная и пластическая сера. На проявление этих модификаций влияет способность серы образовывать цепи:

-S-S-S-S-S-S-S-S (S8). Эти цепи могут замыкаться, образуя кольца, циклы из 8 атомов серы.

Нахождение серы в природе

Нахождение серы в природе

А теперь сами исследуйте свойства серы по отношению к воде. Поместите порошок серы в стакан с водой и перемешайте. Что наблюдаете, сделайте вывод.

Вывод: сера – это порошкообразное вещество, лимонно-желтого цвета, не растворяется в воде, даже и не смачивается.

Демонстрация опыта по медиапроектору «Особенности строения серы».

Вывод: сера ромбическая легкоплавка, поэтому имеет молекулярное строение.

Обратимся к учебнику: стр. 78, таб. 17 (сравнение свойств ромбической и моноклинной серы)

Строение вещества обуславливает не только его физические, но и химические свойства. Зная общие свойства халькогенов, можно предположить химические свойства серы – взаимодействие с кислородом, водородом, металлами, активными неметаллами, сложными веществами.



Сера – легкоплавка, горит. В результате реакции образуется вредное вещество – оксид серы(IV) SO2 – сернистый газ (демонстрацию опыта осуществляется в вытяжном шкафу учителем, а ученик у доски записывает уравнение реакции, указав окислительно-восстановительные свойства).

S0 + O20 = S+4O2-2 + Q

вос-ль ок-ль

Вывод: сера горит синеватым пламенем, а в чистом кислороде это пламя видно

лучше. Сера – восстановитель.

Сера взаимодействует с водородом, образуя сероводород.

S0 + H20 = H+12S-2

ок-ль вос-ль

Вывод: сера – окислитель.

Сера взаимодействует с металлами, реакции сопровождаются выделением энергии (демонстрация взаимодействия серы с железом).

S0 + Fe0 = Fe+2 S-2

ок-ль вос-ль

Вывод: сера – окислитель.

Сера взаимодействует с более активными неметаллами.

S0 + 3F20 = S+6F6-1

вос-ль ок-ль

Вывод: сера – восстановитель.

При нагревании сера реагирует с кислотами-окислителями.

S0 + 2H2S+6O4 = 3S+4O2 + 2H2O

вос-ль ок-ль

Вывод: сера – восстановитель.

Сера в виде простого вещества находит широкое применение.

Это интересно…

В 1976г. на территории Астраханской области открыто газоносное месторождение, а в 1981г. начато строительство газового комплекса. Это месторождение содержит до 25% сероводорода. При комплексной переработке газового сырья получают до 5 млн. тонн серы в год: 2H2S + O2 = 2S + 2H2O

Несмотря на экологичность, экономичность производства, все же может произойти не полное сгорание серы и тогда образуется сернистый газ. Он обостряет и вызывает бронхит, астму, сердечнососудистые заболевания. По данным СМИ большинство астраханцев уже рождается с вышеперечисленными заболеваниями. Этого можно предотвратить, если правильно сжигать топливо, строить дополнительные очистные сооружения, совершенствовать технологию производства, расширять площади зеленых насаждений.

III. Итоги урока:

Сера – типичный неметалл, молекулярного строения, степени окисления: -2, 0, +2, +4, +6, образует аллотропные модификации.

Проявляет окислительные и восстановительные свойства.

С большой осторожностью относится к продуктам сгорания серы.

Находит широкое применение.

IV. Закрепление нового материала (тестирование)

вариант-1

1.Ромбическая сера — это: 1) газ 2) жидкость 3) порошок,

2.Сера — это элемент, который: 1) проводит электрический ток 2) не проводит электрический ток.

3.Соединения серы H2S называется: 1) веселящий газ 2) сернистый газ 3) сероводород,

4.Б медицине сера используется для: 1) для приготовления мазей 2) дыхания 3) вообще не используется.

5.Соединения серы S02 называется: 1) сероводород 2) пластическая сера 3) сернистый газ,

6.Сера — это элемент: 1) металл 2) неметалл 3) амфотерный эл-т.

7.Ромбическая сера — это вещество: 1) черного цвета 2) коричневого 3) желтого,

8.Степень окисления серы может быть: 1) -6;-4;-2 2) -2;+2;+4;+6 3) +1;+2;+3;+4;+6.

9.При взаимодействии с металлами сера является: 1) окислителем 2) восстановителем.

10.Сера в организме человека входит в состав: 1) белков 2) крови 3) вообще не входит.

11.Сера пластическая имеет вид кристаллической решетки: 1)зигзагообразную 2) циклическую,

12.На последнем энергетическом уровне у серы находится число электронов: 1) 2S22P4 2) 3S23P63d°

3) 3S23P.

Вариант- 2,

1.Ромбическая сера — это вещество: 1) черного цвета 2) желтого цвета 3) коричневого цвета,

2.Сера — это вещество, которое: 1) хорошо растворяется в воде 2)плохо растворяется в воде 3) даже не смачивается водой,

3.Сера — это элемент: 1) металл 2) неметалл,

4.Степень окисления серы может быть: 1) +1;-2;+4;+6 2) +2;+4;-2;+6 3) -6;-4;-2.

5.При взаимодействии серы с металлами образуются: 1) сульфиды 2) сульфаты 3) сульфиты.

6.Сера может проявлять: 1) только окислительные св-ва 2) только восстановительные

3) и окислительные и восстановительные,

7.Сера в организме человека входит в состав: 1) крови 2) белков 3) вообще не входит.

8.Число электронов на последнем энергетическом уровне у серы; 1) …3S23P6 2) …2S22P4 3) …3S23P4.

9.Сера имеет кристаллическую решетку: 1) атомную 2) молекулярную 3) металлическую.

10.У серы окислительные свойства выражены слабее, чем у кислорода, так как: 1) меньше атомный радиус 2) больше атомный радиус,

11.Соединение серы S02 называется: 1) углекислый газ 2) сернистый газ 3) сероводород.

12.На последнем энергетическом уровне у серы содержится электронов: 1) 16 2) 6 3) 8

V. Рефлексия.

Предложите ученикам закончить фразы:

я познакомился с …было непросто …я добился …у меня получилось …хотелось бы …мне запомнилось …я попробую …

VI. Домашнее задание: п.20, №4.








Яндекс.Метрика lists
lists