урок_10511




Тема: Функция буквы Ь в русском языке.

Цель: Дидактическая — довести знания учащихся о букве Ь до уровня осознанного применения в письменной речи.

Психологическая – формировать умение логически последовательно рассуждать, доказывать сформировать прием умственных действий по определению функции буквы Ь

Воспитательная – воспитывать культуру устной и письменной речи.

Ход урока

Оргмомент. Подготовка рабочего места.

Работа над новым материалом.

На доске: двенадцать, в крыльях, перьев, семь, справься.

У. Прочтите эти слова. Что в их написании общее?

Д. В них есть буква Ь

У. Что интересного мы знаем об этой букве?

Д. (Высказываются)

Учитель ставит учебную: а какую работу выполняет эта буква в словах?

Д. Дети хором и индивидуально проговаривают учебную задачу, тем самым они выполняют акт целепологания: значит, я сейчас должен для себя выяснить работы буквы Ь в языке.

Решение учебной задачи проводится на материале пословиц.

Отольются волку овечкины слезы.

На всякое хотение есть терпение.

Поспешишь – людей насмешишь.

Муравьиная рать и льва победит.

Ручьи сольются – река будет

Не за то волка бьют, что сер,

А за то, что овцу съел.

У. Прочитайте запись, данную на доске. К какому жанру устного народного творчества они относятся?

Д. Это пословицы.

У. Что такое пословица?

У. Что интересного заметили в записи этих пословиц?

Д. Имеются слова с буквой Ь.

У. Какова цель нашей работы на уроке? (Целепологание)

Д. Выяснить работы буквы Ь.

У. Начнем со лова терпенье. Запишем его звуками.

Д. ( т’ и р п’ э н’ й ‘ э)

У. Заменим звуки буквами.

Д. Первый звук ( т’ ). Он в сильной позиции. Пишу букву m.

Гласный звук ( и ) в слабой позиции. Это орфограмма. Проверяю по сильной позиции. Для этого подбираю родственное слово терпит. Пишу букву е.

Звуки ( р, п’ , э, н’ ) в сильной позиции, могу писать по слуху буквами р, п, е, н.

Далее идет звук ( й’ ) и следующий знак за ним гласный звук ( э). Итак, четко проговорим и покажем на модели позицию звука ( й’ ) этом слове.

Д. Звук ( й’ ) стоит после согласного перед гласным.

У. Какой знак покажет, что здесь есть звук ( й’ )?

Д. Буква Ь знак.

У. Как его называют в данном случае?

Д. Показатель звука ( й’ ) или разделительный знак.

У. Закончите буквенную запись слова терпенье.

Д. ( т’ и р п’ э н’ й ‘ э) терпение.

У. Работаем со словом шьют. Проверьте себя, как поняли эту работу буквы Ь.

Д. ( шй’ ут)



У. Работаем со словом съел? А здесь какая буква показывает?

Д. Буква Ъ.

У. Уточните нашу модель: ( й’ ) О

Ь Ъ

У. А на слух различаются они?

Д. Нет, т.к. у этих букв нет звуков.

У. Итак, в каких случаях буквы Ь Ъ являются орфограммой?

Д. Если ( й’ ) стоит после согласного перед гласным е, ё, ю, я, и, то буквы ь, ъ являются орфограммой. Их надо писать по правилу.

У. Проверим себя по учебнику (самоконтроль)

У. Как оцените свою работу?

Д. Оценивают свою работу. (Это или отметки, или значки ( +, , -) на полях тетрадей).

У. Всегда ли буквы Ь и Ъ являются орфограммой?

У. Прочтите слова написанные на доске: до(м), сто(л), хле(п), кана(т), ле(с).

У. Определите последние согласные по твердости мягкости.

Д. Они все твердые.

У. Какое правило знаем о твердости согласных на конце слова?

Д. Их твердость буквой Ъ не показывается У. Как напишем?

Д. Дом, стол, хлеб, канат, лес (пишут в тетрадях).

У. С буквой Ъ все понятно.

У. А если еще какая –нибудь работа у буквы Ь? Работаем со словами: рать, льва.

Д. Здесь буква Ь показывает мягкость согласного.

У. Значит, тоже орфограмма?

Д. Нет, в таких позициях постановка буквы Ь определяется произношением, по слуху. Не говорим: рат, лва. (Позиция на конце слова и перед твердым согласным).

У. Хорошо, поработаем со словами конь, окунь, альбом. Оцените себя.

Д. (Оценивают свою работу). Самооценка.

У. Если я вас правильно понимаю, на конце слов мягкость согласного обозначается буквой Ь?

Д. Да!

У. А твердость последнего согласного не обозначается буквой Ъ?

Д. Да!

У. Тогда я не понимаю написание буквы Ь в словах поспешишь, насмешишь!

Д. Со словом ты у слов, называющих действие предметов пишется – ишь, — ешь с буквой Ь:

ишь,

ешь

У. Вы меня убедили. Молодцы!

а) Рефлексивная оценка своей деятельности.

У. Итак, что за задача стояла перед нами?

Д. Уточнить, когда буквы Ь и Ъ являются орфограммой.

У. Кто объяснит теперь работу этих букв?

Д. (Повторяют промежуточные выводы).

Б) Проговаривание моделей:

1) ( й’ ) О2) -ешь, -ишь3) 4) Ь

Ь ЪЬ

Применение общего приема умственной деятельности (общий прием отражается в модели) для решения практических задач.

У. Работаем со словами муравьиная, сольются, бьют. Какая работа вас ждет?

Д. Доказать написание буквы Ь знак в этих словах (Выполняют. Взаимооценка).

У. Оцените свою работу в целом за урок.

Д/з. 1) Написать по два слова в каждой модели.








Яндекс.Метрика lists
lists