урок Внешнее строение птиц




Урок №1 «Внешнее строение птиц»

7 класс

Цели:

1. Установить черты приспособленности к полету во внешнем строении птиц

2. Формировать умение работать в команде

3. Продолжить развитие связной речи

Учебник «Биология. Животные» Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кумченко В.С. Москва «Вентана- Граф» 2005

Оборудование: таблица «голубь», чучело птицы, презентация к уроку, коллекция перьев птиц

Класс делится на 4 группы. Учащиеся получают задания для работы в группах. Урок проводится в форме соревнования

Задания группе №1

1) загадка

Черный жилет

Красный берет

Нос как топор

Хвост как упор

Задание №2

Подготовьте рассказ по плану

1) отделы тела птицы

2) органы головы

3)строение клюва

4) что расположено на туловище

5) роль крыла в жизни птиц

6) покров тела птиц

Задание группе №2

1) загадка

Непоседа пестрая

Птица длиннохвостая

Птица говорливая

Самая красивая

Задание №2

Подготовьте рассказ о строении перьев

1) виды перьев

2) Изучите строение контурного пера по учебнику. Найдите в коллекции контурное перо и его части: 1- очин, 2- опахало, 3- стержень, 4- бородки первого порядка,5- бородки второго порядка

Сделайте подписи к рисунку на доске

3)Изучите строение пухового пера. Найдите в коллекции пуховое перо. Выясните, чем пуховое перо отличается от контурного. Какую роль в жизни птицы играют перья?

Задание группе №3

1) загадка

Угадайте, что за птица

Света яркого боится

Клюв крючком, глаз пятачком

Задание №2

Заполните таблицу

Виды перьев

Где расположены?

Значение

Контурные перья

А) рулевые

Б) маховые

В) покровные

Пуховые

Составьте рассказ о видах перьев, используя записи в таблице

Задание группе №4

1) Загадка

Скажи ты мне, какой чудак, зимой и летом носит фрак?

2)найдите в тексте приспособления птиц к полету и запишите на доске

Лист контроля

Только вперед!

Задания

Баллы

Угадай-ка!

Узнай меня!

Классификация

Задания группам

Кто поет?

Итого

Ход урока

1) На экране одна за другой появляются 4 птицы: дятел, сова, сорока, пингвин (слайд№1)

Каждая группа записывает их названия на чистом листе. Проверка. За каждый правильный ответ – 1 балл (внести в лист контроля)



2) Загадки. Каждая группа читает свою загадку и называет отгадку. За правильный ответ -1 балл. Если ответ неверный — ответить может другая команда и получить 1 балл (внести баллы в лист контроля)

3) Классификация. На экране — задание: установите правильную последовательность, начиная с наименьшей единицы классификации (слайд№2)

1-тип, 2- отряд, 3- семейство, 4- вид, 5- род, 6- класс

(слайд №3- правильные ответы; вносится в лист контроля столько баллов, сколько правильных ответов записано)

Учитель: Каких животных мы сегодня будем изучать?

(Слайд №4 запись темы урока, цель)

4) Работа в группах — 10 минут

Группа №1 примерный ответ (слайд 5, 6, таблица)

Тело птицы состоит из головы, шеи, туловища, хвоста, передних и задних конечностей. На голове расположены глаза, ноздри, ушные отверстия, клюв. Клюв состоит из надклювья и подклювья. На туловище расположены крылья — видоизмененные передние конечности, задние конечности. Крылья служат для полета, а задние конечности для передвижения по земле. Тело птиц покрыто перьями.

Группа №2 примерный ответ (слайд 7, 8)

На доске рисунок контурного пера с подписями, сделанными учениками, коллекция перьев вывешивается на доску.

Перья делятся на две группы: контурные и пуховые. Контурное перо состоит из очина, стержня, опахала. Опахало образовано бородками первого и второго порядка. Контурное перо служит для полета, а пуховое – способствует сохранению тепла, поэтому не имеет бородок второго порядка.

Группа №3 примерный ответ (слайд 9, 10, 11)

Контурные перья делятся на рулевые, маховые и покровные

Рулевые перья расположены на хвосте, маховые — на крыльях, покровные- по всему телу и служат для полета. Пуховые перья находятся под контурными и служат для сохранения тепла.

Группа №4 примерный ответ записан на доске (слайд 12, 13, 14,15)

1- обтекаемая форма тела

2- перьевой покров

3- крылья — видоизмененные передние конечности

4- гибкая шея

За рассказ группа может получить 5 баллов, в зависимости от качества выступления

5) Кто поет? (слайд 16)

Группы прослушивают голоса птиц:

1- соловей

2- синица

3- сова

4- зяблик

Записывают их названия, проверяем, подсчитываем баллы, записываем в лист контроля

6) ИТОГИ

Подсчитать общее количество баллов. Группа, набравшая наибольшее количество баллов, получает оценку «5», остальные группы-«4» Большой разницы в баллах, как правило, не бывает, поэтому других оценок нет

7) Лабораторная работа (слайд 17)

В коллекции перьев найдите контурное перо. Зарисуйте и обозначьте: 1- очин, 2- стержень, 3- опахало, 4- бородки 1 порядка, 5- бородки 2 порядка

Найдите пуховое перо. Зарисуйте и обозначьте 1- стержень, 2- пух








Яндекс.Метрика lists
lists