урок Строение семян




Тема урока «СТРОЕНИЕ СЕМЯН”

Цель: познакомить учащихся с особенностями  строения семян однодольных и двудольных растений.

Тип урока: комбинированный.

Задачи:

Образовательные:

        раскрыть особенности строения семян однодольных и двудольных растений;

        дать представление об общих и отличительных признаках в строении семян однодольных и двудольных растений.

        развивать умение работать с натуральными объектами, сравнивать их;

        формировать практическое умение и навыки по распознаванию и определению семян;

        развивать умение работать с учебником.

 

Развивающие:

        развивать логическое мышление через умение анализировать, обобщать материалы, делать выводы, сравнивать;

        развивать наблюдательность, речь учащихся.

Воспитательная:

        продолжить формирование научного мировоззрения.

        Осуществлять экологическое, природоохранное воспитание на примере материала урока.

Методы  

1.     Словесные: рассказ, объяснение, беседа.

2.     Наглядные: демонстрация таблицы «Строение семени”, мультимедийная презентация.

3.     Практические: наблюдение.

Методические приемы:

1. Логические: анализ, сравнение, синтез, обобщение.

2. Организационные: фронтальная работа преподавателя с классом и самостоятельная работа учащихся.

3. Технические: прикрепление таблицы «Строение семени” к доске, установка проектора, раздача лабораторного материала и оборудования.

Оборудование:

1.     Натуральная наглядность: семена гороха, фасоли, подсолнечника, тыквы, пшеницы, кукурузы (сухие и набухшие), препаровальные иглы, лупа.

2.     Изобразительная наглядность: таблица «Строение семени”.

3.     Технические и мультимедийные средства: мультимедийная презентация.

Формируемые понятия:

         двудольное растение

         однодольное растение

         семядоля

         эндосперм

         зародыш

         семенная кожура

         семяножка

         микропиле

 

Развиваемые понятия:

        околоплодник

        семенная кожура

Ход урока.

Вы слышите эту прекрасную музыку? Шум набегающей волны, плеск воды, крики чаек. О чем вы думаете в данный момент? Хотите совершить небольшое путешествие? Если, да, то в путь! (слайд 1)

Любой корабль рано или поздно причаливает к суше, вот и мы видим на горизонте остров. Причаливаем? (слайд 2,3)

Посмотрите, какое многобразие цветов на этом острове. А ведь есть что-то общее у этих цветов. Что? Вот сейчас и проверим строение цветов. Я предлагаю вам карточки- схемы «строение цветка», а ваша задача: подписать части цветка соответсвующие цифрам. (слайд 4)

Посмотрите, что я нашла на этом острове. ЧЕРНЫЙ ЯЩИК. Перед вами чёрный ящик, попробуйте отгадать, что в нём находится, к нему прилагаются три подсказки:

Это орган растения, который ему жизненно необходим.

Этот орган появляется в определённый период жизни растения.

С помощью него растения могут распространяться по Земле.

Это семя (слайд 5)

Записывают тему у себя в тетради (слайд 6)

Беседа с классом:

— что вы знаете, о семени?

— что хотели бы еще узнать?

— где мы можем эти знания почерпнуть?

— у себя в тетради запишите свою цель урока.

А теперь давайте сформулируем общую цель урока (слайд 7)

В ящике есть еще стихотворение:

У меня в руке будущая жизнь

Будущий побег и могучий корень.

Дружно прорастут в глубину и ввысь,

Лишь вода дождей землю всю напоит.

А пока гостит осень на дворе,

А пока зима вьюгою всё воет

Спит и дышит жизнь у меня в руке.

Будущий побег и могучий корень.

— Где находится будущий побег и могучий корень? (в семени)

— А почему про семя говориться, что это будущая жизнь? (т.к. из семени появляется новое растение)

В землю на небольшую глубину закапывают сухое, небольшое (а иногда и совсем крошечное) семя. Обычно через 2-3 недели на том месте, где под слоем земли находилось семя, появляется маленькое зеленое растеньице – проросток. Чудо? Нет. Оказывается, в каждом семени спрятано будущее растение. (слайд 8)

Может кто-то, что- то интересное знает про семена (сообщения учащихся)

1. Самые крупные семена двулопастной формы у пальмы.

Родом с Сейшельских островов. Их длина 30-45 см, вес до 15 кг в 30 млн. раз тяжелее ,чем у березы. Созревает семя в течение 7-10 лет, а прорастает 1-1,5 года. Молодое растение получает питательные вещества от него в течение 3-5 лет. Обычно семена не имеют периода покоя, при хранении быстро теряют всхожесть. (слайд №10)

2. Самые мелкие, меньше мм., семена у орхидей, 50 000 таких семян весят 0,1 г. Очень мелкие семена у белозера (отдельное семя весит 0,00003 г), у осины – 50 000 семян весят – 4 г. Такие семена как пылинки подхватываются и разносятся ветром. Но мелкие семена имеют и маленький зародыш – у орхидей он состоит из 30 клеток, мало запасных питательных веществ, поэтому для прорастания требует идеальных условий и быстро теряют всхожесть.

Так семена грушанки и орхидей прорастают только с помощью микоризных грибов, а семена осины и тополя уже через несколько часов теряют всхожесть. (слайд №11)

3. У подавляющего большинства цветковых растений созревшие семена не способны сразу прорастать. Они находятся в состоянии так называемого покоя. Обычный случай вынужденного покоя – это сухие семена.

У некоторых растений сухие семена сохраняют всхожесть в течение нескольких лет, а иногда в течение десятков и даже сотен лет.

Если подсушенные семена хранить в герметических условиях, при температуре близкой к абсолютному нулю они сохраняют жизнедеятельность практически бесконечно.

4.Наибольшая долговечность свойственна “твердым семенам”. Так удалось прорастить семена лотоса, пролежавшие в торфянике Манжурии более 1000 лет. Еще большую долговечность обнаружили семена люпина, извлеченные из льдов (занесенных с почвой) Аляски – их возраст 10 000 лет. (слайд №12)

5.Есть семена лекарственные. (слайд №13)

а) Семена пшеницы богаты витаминами – В1, В2, РР, а проростки пшеницы содержат необходимый для организма витамин Е.

Заряд бодрости и энергии несут в себе проросшие семена пшеницы, регулируют обмен углеводов, белковый обмен, а также образование жирных кислот.

б) Льняное семя толченое применяется при заболеваниях кишечника.

в) Семя укропа огородного применяется при желчекаменной болезни.

г) Настой семян укропа применяют не только при болезнях печени, но и для возбуждения аппетита, как мочегонное средство при судорогах, одышке и как успокаивающее средство.

д) Семена петрушки обладают мочегонным действием, выгоняют соли из организма. усиливают тонус мускулатуры кишечника и мочевого пузыря.

6. А еще семена могут быть эталоном веса, например, ювелирных изделий, бриллиантов – караты. Слово «карат» происходит от названия семени растения цератонии. С помощью этих семян люди в древности проверяли весы. Семечки цератонии малы и неотличимы друг от друга по весу. Один карат эквивалентен 0,2г. (слайд №14)



Молодцы! Интересная информация

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (слайд 15)

Сегодня, я вам предлагаю, выяснить, какое строение имеет семя? Все ли семена имеют одинаковое строение или они чем – то отличаются? Для этого мы с вами проведем лабораторную работу «СТРОЕНИЕ СЕМЯН РАСТЕНИЙ» (слайд 16)

1). Внешнее и внутреннее строение семени фасоли.

а) Заглянем внутрь семени? Возьмем семя покрупнее, например, семя фасоли. Давайте рассмотрим его с разных сторон. С одной стороны оно имеет вогнутую поверхность. Теперь рассмотрим другие сухие и набухшие семена фасоли. Ребята, измерьте длину и ширину набухших и сухих семян. Какие семена больше — набухшие или сухие? Чем вы это можете объяснить?

б) Найдите у семян рубчик. Рубчиком называют след от места прикрепления семени к плоду. Обратите внимание на   микропиле(или семявход). Зачем нужен семявход? ( через него корешок выходит наружу)

в) Препаровальным иглой на выпуклой стороне набухшего семени фасоли снимите кожицу. Попробуйте то же самое проделать с сухими семенами. В каком случае и почему кожура снимается легче? Рассмотрите семенную кожуру и убедитесь что она плотная. Каково значение кожуры в жизни семени?

г) Разделите семя на две части. Под семенной кожурой находятся две семядоли и зародыш. (слайд 17)

— Рассмотрите внешний вид зародыша. Найдите зародышевый корешок, стебелек и почечку.

— Зачем зародыш фасоли имеет две семядоли? Зарисуйте семя фасоли.

д) Какой можно сделать вывод остроении семени фасоли?

В ы в од: семя фасоли покрыто семенной кожурой и имеет две семядоли, содержащие запас питательных веществ и зародыш, который состоит из трех частей: стебелька, почечки и корешка.

2). Внешнее и внутреннее строение зерновки пшеницы.

а) А сейчас возьмем сухую и набухшую зерновки пшеницы. Чем они отличаются? Рассмотрите их форму и окраску.

б) Попробуйте препаровальной иглой снять стенку плода с набухшей зерновки. Легко ли это сделать? Почему? Найдите семявход. (Показ частей зерновки по таблице, учащиеся находят их на семенах).

в) разрежьте зерновку вдоль:

— найдите эндосперм. Клетки эндосперма заполнены питательными веществами;

— найдите зародыш, с помощью микроскопа рассмотрите его в готовом микропрепарате: зародышевый корешок, стебелекпочечку и семядолю. (слайд 18)

г) Сделайте рисунок в тетради.

д) Какой можно сделать вывод остроении семени пшеницы?

В ы в од: семя пшеницы покрыто семенной кожурой, сросшейся с эндоспермом и имеет одну семядолю, содержащие запас питательных веществ и зародыш, который состоит из трех частей: стебелька, почечки и корешка.

3). Рассказ учителя об однодольных и двудольных растениях.

Все цветковые растения делятся на два крупных класса: однодольные и двудольные. Среди однодольных растений вы можете встретить… а среди двудольных… (слайд 19)

IV. Закрепление полученных знаний.

А теперь, ребята, давайте сравним семя фасоли с семенем зерновки пшеницы. Итак, что же у них общего? (Общее в строении семени фасоли и пшеницы то, что семена имеют семенную кожуру, запас питательных веществ и зародыш).

А чем они различаются? (Различаются: в семени фасоли две семядоли, в которых находятся запасные питательные вещества, а в семени пшеницы одна семядоля, а питательные вещества находятся в эндосперме, кожура у однодольных срастается с околоплодником, поэтому ее невозможно отделить).(слайд 20)

Ну, а сейчас, проверим, как вы усвоили сегодняшний урок-сыграем в игру “верю–не верю”: прочитав предложения, определите, правильное оно или нет. Если предложение правильное, тогда в карточке поставьте “+”, если оно не верное, поставьте “-”.

“Верю – не верю” (слайд 21)

 

Фамилия, имя

+/-

У семени фасоли наибольшую массу имеют семядоли.

Все семена имеют по две семядоли и эндосперм.

Строение семян всех двудольных растений одинаково.

Первым у проростка появляется корешок.

Молодое растение называют заростком.

Снаружи семена покрыты корой.

Через семявход в семя проникает вода.

Семена растений, имеющие одну семядолю, называют двудольными.

+

+

+

+

Задание проверил (а):

Оценка:

А теперь, поменяйтесь работами с соседом или соседкой, проверьте и оцените: (каждый “+” оцените в 1 балл).

Строение и значение семени однодольных растенийТеперь вернемся к цели, которую ставили в начале урока. Посмотрите, достигли вы тех целей, что ставили в начале нашего путешествия? (слайд 22)

Оцените сегоднешний урок: если понравился-

Строение и значение семени однодольных растений

если нет –

Заключительное слово учителя

Сейчас прозвенит долгожданный звонок,Увы, но… к концу подошел наш урок.Прошу – уберите рабочее место.Давайте без слов и, пожалуй, без жестов.

А я благодарность вам всем объявляю,Проверив работы, в журнал выставляюОтметки все ваши, надеюсь привычно,Что будут они «хорошо» и «отлично».

Большое спасибо я вам говорю.Мы цели достигли. Благодарю!

V. Домашнее задание

(обязательное) § 10, прочитать, пересказать, выучить основные понятия.

(познавательное) заполнить в тетради таблицу .

(творческое) приготовить миниколлекцию семян, например в виде книжки.

презентация

Список литературы:

Основная учебно- методическая литература:

1. Биология. Живой организм. 6 класс: Поурочные планы по учебнику Н.И.Сонина / Авт.-сост.

    М.В. Высоцкая. – Волгоград: Учитель, 2005. – 256 с.

2. Биология.  Живой организм. 6 кл.: Тестовые задания / С.В.Баготский, Л.И.Рубачева, Л.И.Шурхал.

    М.: Дрофа, 2003. – 192 с.

3. Контрольно-измерительные материалы. Биология: 6 класс / Сост. С.Н.Березина. – М.: ВАКО, 2010.

    112 с. – (Контрольно-измерительные материалы).

4. Сонин Н.И. «Биология. Живой организм» 6 класс: Учеб. Для общеобразоват. учеб. заведений. – М.:

    Дрофа, 2006. – 176с.

Дополнительная учебно – методическая литература:

Падалко Н.В. и др. Методика обучения ботанике. —  М., Просвещение, 1982.

Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Методика обучения биологии: 6-7. — М., Просвещение, 1989.

Беркинблит М.Б., Чуб В.В. Биология — 6 кл./ экспериментальный учебник. — М., Вентана — Граф, 1993.

Малеева Н.В., Чуб В.В.Биология: флора — 7 кл./ экспериментальный учебник. — М., Дрофа, 1997.

Генкель П.А. Физиология растений. —  М., Просвещение, 1985.

Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. — М., Просвещение, 1997.

Розенштейн А.М. Самостоятельные работы учащихся по  биологии: растения. — М., Просвещение, 1988.

Бинас А.В., Маш Р.Д. и др. Биологический эксперимент в школе, — М., Просвещение, 1990.

Петров  В.В Растительный  мир  нашей  родины. — М., Просвещение, 1991.

Демьяненков Е.Н.Биология в вопросах и ответах. – М., Просвещение, 1996.

Рохлов В.С., Теремов А.В., Петросова Р.А.Занимательная ботаника. — М., АСТ-Пресс, 1999.

Боброва Н.Г Эта увлекательная ботаника. — Самара, 1994.

               








Яндекс.Метрика lists
lists