урок русского языка_11441




Русский язык

Тема: «Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих»

Класс: 3

Цели: расширить знания учащихся о трех функциях мягкого знака; развивать речь и внимание; воспитывать аккуратность и бережное отношение к учебным книгам

Оборудование: карточки, мультимедиа

1.Организационный момент. Минутка чистописания / Тт, Пп, пень, тень/

.Словарная работа / слова выведены на большой экран/

А) написать слова, вставить пропущенные буквы: п.нал, т.традь, уч.тель, к.р.ндаш, кла.с

В) составить из данных слогов слова и определить род:

Маль-, паль, -роз, -то, дерев-, -чик, мо-, -ня, -ник

В) грамматический разбор предложения6 Девочка поливала цветы в саду.

3.Основная часть.

А) Повторение о ь. Отгадывание загадок и их запись ( последнюю отгадку написать во множественном числе)

*Он и в дождик, он и в зной

Прячет клубни под землей.

Клубни вытянешь на свет – вот и завтрак, и обед. ( картофель)

*Висит за окошком кулек ледяной,

Он полон капели и пахнет весной. ( сосулька)

*Каждый год я к вам лечу – зимовать у вас хочу.

И еще красней зимой ярко-красный галстук мой. ( снегирь)

*Красный нос в землю врос, а зеленый хвост снаружи.

Нам зеленый хвост не нужен, нужен только красный хвост. ( морковь)

*Кто без нот и без свирели лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней? Кто же это?… ( соловей)

Б) Работа с записанными словами.

–Сравните, какую роль выполняет ь во всех словах.

-Самостоятельно запишите еще два слова с разделительным ь и два – с показателем мягкости.



В) Постановка учебной задачи. На большой экран выведены слова:

РОЖЬ, МЫШЬ, НОЧЬ, ПОМОЩЬ

-Почему во всех словах на конце написан ь? Может он обозначает мягкость согласного звука? ( нет, ж-ш –твердые, а ч-щ – мягкие)

-Сегодня вы узнаете, в каких именах существительных, после шипящих пишется мягкий знак.

Г) Ознакомление с употреблением ь после шипящих. Запись слов в два столбика. Учащиеся сами делают вывод, а потом сверяют свои знания с алгоритмом в учебнике.

Женский род: ночь, помощь, рожь, глушь, дичь, печь.

Мужской род: кирпич, товарищ, нож, камыш, лещ, плащ.

Д) Тренировочные упражнения.

-Чем сходны по произношению слова луч и ночь? ( на конце слышится мягкий шипящий звук ч)

-В каком слове нужно написать мягкий знак, почему? Напишите в нужный столбик эти слова. Сравните, чем сходны по произношению плащ и вещь.

-В каком слове нужно написать на конце мягкий знак и почему? Напишите слова в нужный столбик: чиж, молодежь, мышь, карандаш.

-В каком числе написаны эти имена существительные?

-Сделайте вывод о том, на конце имен существительных какого рода пишется мягкий знак.

Е) Работа с текстом учебника. Выполнение упражнений.

Ё) Запись под диктовку.

В городе Уфе построили мост через реку Белую. Там трудилась молодежь. Наш товарищ работал на стройке.

-Найдите имена существительные с шипящими звуками на конце. Объясните их написание.

-Какие слова написали с большой буквы и почему?

-Какое слово можно употребить вместо слова «построили»? ( возвели, соорудили)

-Как точнее сказать: На улице ( строят, сооружают) новый дом.

Строители ( строят, возводят) корпуса завода-гиганта.

4.Итог урока. Что нового узнали на уроке?

5.Д/З








Яндекс.Метрика lists
lists