урок русского языка_11426




Скиба Анна Николаевна БОУСОШ№1 ст. Динская

Тема урока: Обозначение гласных после шипящих ( ча-ща). Русский язык. 1-й класс

Программа: «Начальная школа XXI век»

Вид урока: изучение нового.Тип урока: комбинированный Технология: диалоговая основа.Оборудование: тетради на печатной основе, учебник «Русский язык» 1 класс, лента букв, конверты с заданиями .

Цель: создать условия для выбора языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для успешного решения коммуникативной задачи; научить осуществлять подбор слов, соответствующих заданной звуковой модели; применять правила правописания обозначения гласных после шипящих (ча-, ща-); научить задавать вопросы к словам, называющим предметы. Признаки и действия способствовать усвоению приёмов и последовательности правильного списывания текста.

Планируемые результаты образования:

Предметные: научатся сравнивать звуки и буквы, слог, слово, кратко характеризовать условия выбора и написания буквы гласного звука после мягких и твёрдых согласных; решать учебные и практические задачи- осознавать цели и ситуации устного общения, правильно писать сочетания ча-, ща-, жи-, ши под ударением; безошибочно списывать текст.

Метапредметные (УУД):

Познавательные: использование языковых средств в соответствии с целями и условиями общения; применение правила правописания сочетания ча-, ща-. Осуществление звукового анализа слов; использование алгоритма порядка действий при списывании.

Регулятивные: планировать свою деятельность в соответствии с поставленной учебной задачей и условиями её реализации; осмысливать текстовой материал с целью проведения аналитических действий.

Коммуникативные: строить логически правильные высказывания; задавать вопросы, формулировать простые выводы; соблюдать грамматические и орфоэпические нормы речи.

Личностные: применяют приобретённые навыки в практической деятельности; осуществляют самоконтроль при выполнении заданий; высказывают своё мнение, подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным мнением.

Ход урока

I.Организационный момент и мотивация учебной деятельности.

Мы начинаем урок русского языка. Каждый урок-это путешествие в мир знаний. Какой багаж унесёте вы с урока? Это зависит от вас. Будьте внимательны, и тогда урок принесёт большую пользу.

II.Актуализация опорных знаний.

-Отгадайте загадку:

Не сосчитать моих друзей!

Но есть любимый друг-

Зимой и летом много дней

Я с ним делю досуг.

Мой верный друг бывал везде,

Объездил целый свет,

Он помогает мне в беде,

Всегда даёт совет.

-Вы догадались, о каком друге загадка? (О книге)

-Книга поможет нам сегодня разгадать очередные тайны великого и могучего русского языка.

III. Постановка учебно-практической задачи.

В устном народном творчестве очень популярная занимательная словесная забава- скороговорка. Как вы понимаете значение этого слова? ( Это фраза, которую надо очень скоро, то есть очень быстро говорить)

-Прочитайте скороговорки.

Были галч.та в гостях у волч.т,

Были волч.та в гостях у галч.т,

Щ.влем лещ. угощ.ли волчата

И, как волч.та, лещ.та молч.т. (Были галч.та в гостях у грач. ,

Грач угощ.л их щ.влем с утра.

Почему нам трудно читать скороговорку? (В ней пропущены буквы) Прочитайте слова в которых пропущены буквы.

Какие пропущенные звуки мы слышим? (а)

Какие сочетания пропущенных букв в словах повторяются? (ча-, ща-)

Как вы думаете о чём сегодня на уроке русского языка мы будем говорить? (О сочетании ча-,ща-)

IV. Открытие нового знания.

-Какой звук вы произносите на месте буквы ч: твёрдый или мягкий?

-Какие гласные показывают, что согласный перед ними мягкий? (буквы е, ё, ю, я, и).

Какая буква пропущена в словах скороговорки?(а)

А буква а может показывать, что перед ней мягкий согласный звук?(Нет) Что же здесь необычного в этих сочетаниях?(после мягких согласных ч, щ пишется а)

Действительно, ребята, есть правило, которое надо запомнить: ча-, ща- пиши с буквой а.(Хором)

-Вставьте букву а.

-В скороговорке собраны очень похожие по звучанию слова. Когда мы произносим их быстро, они путаются, и получается смешно.

Прочитаем все вместе быстро и правильно скороговорку.

Работа в тетради на печатной основе.

Откройте тетрадь на странице 72.

К нам в гости пришёл волшебник. Посмотрите внимательно добрый волшебник или злой? (Добрый) Почему? (улыбается, волшебная палочка)

У каждого волшебника,

У доброго волшебника,

Есть сказочная палочка-

Возможность колдовать.

Ластик стёр линии очертания волшебника. Возьмите простой карандаш и помогите волшебнику стать целым и невредимым.

Добрый волшебник просит вас дописать буквы в упр.2 не отрывая ручки от бумаги.

-Какие буквы вы запишите? Чем похожи написания этих букв? (Показ на доске)

Прежде чем мы начнём писать, давайте вспомним, как правильно сидеть при письме. (Спина ровная, ноги вместе, тетрадь под наклоном, голова чуть наклонена).

-Назовите слова начинающиеся на букву п; н .(папа, Паша-пишем с большой буквы так как –это имя мальчика, подушка, Надя)

V.Физминутка.

2. Работа в парах. (Стр.70, упр.4)



-А теперь поработаем в парах. Наш волшебник рассыпал разноцветные карточки. На каждой написаны слоги. Соедините слоги так. Чтобы получились слова. Обязательно советуйтесь друг с другом.

-Какие получились слова? Называем и записываем . (свеча, туча, дача, пища, роща, щавель (ударение проговорить), часы, чаша, чаща.

3. Работа по учебнику.

Откройте учебник на странице 67. Упр.2

Прочитайте стихотворение Агнии Барто.

Максимка решил стать укротителем. Вы знаете, кто такой укротитель?

Почему мальчику потребовалась помощь укротителя? Что ему помогает исправить свой характер? (суровые слова)

Какие слова помогают вам: суровые или добрые?

Прочитайте выделенные слова (просвещал и укрощал). Что вы можете о них сказать? (Сочетания ща-)

Прочитайте первое предложение правила. (Сочетания ча-ща пиши с буквой а.) А какое сочетание мы выучили на прошлом уроке русского языка? (жи-ши)

VI. Включение в систему знаний повторение.

Коллективная работа.

Эти правила нам пригодятся для выполнения в тетради упр.3.

Как мы работаем с текстом, если пропущены буквы?

Алгоритм:

1. Сначала читаем первое предложение.

2. Выделяем слово с пропущенной буквой.

3. Определяем, к какому правилу относится пропущенная буква.

4. Вставляем пропущенную букву и записываем.

Прочитайте первое предложение. Какое встретилось правило? Какую вставим букву?

Устная работа. Презентация.

Скоро наступит весна и на улице появится много разных птиц. Что же они будут делать? Посмотрите на волшебную доску. Вставьте пропущенные сочетания букв.

Дятлы стучат. Сороки трещат.

Птенцы пищат. Журавли курлычат. Грачи кричат.

VI. Физминутка.

Как живёшь?- Вот так!

Как идёшь?- Вот так!

Как бежишь? — Вот так!

Ночью спишь?- Вот так!

Как берёшь?- Вот так!

Как даешь?- Вот так!

Как шалишь?- Вот так!

Как грозишь?- Вот так!

Работа в группах.

А сейчас поработаем в группах. Для каждой группы приготовлены карточки с предложениями.

Первая группа: выберите слова отвечающие на вопрос что? и приклейте на листок. ( В воздухе кружится зелёный лист. Дети рисуют красивый портрет.)

Вторая группа выберите слова отвечающие на вопрос кто?

(В реке плавает зубастая щука. На поляне играют маленькие волчата.)

Третья: какая? какие?

Четвёртая: какой?

Пятая: Что делает?

Шестая: Что делают?

(кружится — зелёный- лист; рисуют- красивый – портрет; плавает зубастая щука; играют –маленькие- волчата.)

На доске: Кто? Какая? Что делает?

Какие?

щука зубастая плавает

Волчата маленькие играют

Что? Какой? Что делают?

лист зелёный кружится

портрет красивый рисуют

Помогите собрать правильные словосочетания.

Молодцы. Все справились с заданием.

VI.Рефлексия.

Наш урок подошёл к концу.

Какие тайны русского языка помогла узнать вам книга «Русский язык»?

А знаете ли вы, какая самая интересная книга? Та, которую вы ещё не прочитали.

У вас на столе лежат карточки-кружочки. Покажите, пожалуйста, с каким настроением вы заканчиваете урок.

Зелёный — Я справился. Урок понравился. Я доволен собой.

Жёлтый- Настроение хорошее. Мне было трудно, но я справился.

Красный- Задания оказались слишком трудными. Мне нужна помощь.

УУД

Цель: актуализировать требования к обучающимся со стороны учебной деятельности.

Создать условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Личностные УУД:

Готовность к обучению, отношение к учению.

Цель: организовать выполнение учащимися учебного действия.

Познавательные (логические) УУД: анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; использование критериев для обоснованиясвоего суждения.

Цель: организовать постановку цели урока.

Цель:

актуализировать личностный смысл обучающихся к изучению темы

Познавательные УУД:

использование знаково-символических средств (схемы звуков);

Цель: организовать составление совместного плана действий.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Познавательные УУД: самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблемтворческого и поискового характера.

Личностные УУД:

формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни.

Коммуникативные УУД: сотрудничество в поиске и сборе информации.

Познавательные УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания; извлечение необходимой информации из текстов;

Цель: организовать рефлексию и оценку учениками собственной учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

Оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.








Яндекс.Метрика lists
lists