урок русского языка_11293




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МБОУ СТАРОДУБСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 243240 Брянская область город Стародуб улица Урицкого 24, тел. 2-22-67, 2-31-82

Урок

русского языка

2 класс

Тема урока:

«Перенос слов»

Составила учитель начальных классов: Рябова Н. М.

2012 год.

Урок русского языка. 2класс

Тема урока. Перенос слов.

Цели урока: познакомить с правилами переноса слов; развивать умения анализировать языковой материал, делать выводы и обобщения; развивать у детей словесно-логическое мышление, наблюдательность, память; воспитывать интерес к изучаемой теме, чувство взаимопомощи;

Задачи урока: открыть совместно с учащимися правила переноса слов; включить каждого ребенка в активную деятельность, дать возможность ощутить радость успеха, оценить свои достижения; учить работать в паре.

Планируемые результаты: учащиеся научатся переносить слова с одной строки на другую, анализировать, делать выводы, сравнивать.

Тип урока: урок-открытия новых знаний.

Оборудование: компьютер, мультимедиа-проектор, экран, карточки для работы в паре, презентация к уроку, тест.

Используемые формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах.

Организация деятельности учащихся на уроке: — самостоятельно определять тему урока; ———ставить цели своей работы на уроке; — высказывать свое мнение по проблеме урока; — отвечать на поставленные вопросы; — оценивать свою деятельность.

Прогнозируемый результат ( формируемые компетентности):

Учебно- познавательная компетентность: умение определять тему урока и ставить цель, устанавливать связи между отдельными объектами, применять освоенные способы деятельности в новых ситуациях, осуществлять самоконтроль, делать выводы.

Коммуникативная компетенция: умение сотрудничать друг с другом в группе, обсуждать проблему, обосновывать свое решение, обмениваться информацией, корректно вести учебный диалог.

Компетенция личностного самосовершенствования (здоровьесберегающая компетенция): умение заботиться о собственном здоровье.

Ход урока

1. Организационный момент.

Каждый день, всегда, везде:на занятиях, в игре

Смело, четко говорим и тихохонько сидим

Ну-ка, проверь, дружок, ты готов начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке?

Книжка, ручка и тетрадка.

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

2. Самоопределение к деятельности. (загадка)

Есть у радости подруга

В виде полукруга.

То куда-то вдруг уйдет,

То внезапно возвратится

Грусть – тоска ее боится. (улыбка)

— Подарим друг-другу улыбку и отправимся в путь за знаниями.

Девиз нашего урока: «Наблюдаю- замечаю- размышляю- делаю вывод»(на доске).

3.Введение в тему. Актуализация знаний.

Слайд. П Е Н С О Е Р

— Что записано на доске?

— На какие 2 группы можно разделить буквы?

— Назовите буквы, обозначающие гласные звуки (согласные)?

Чистописание: 1в.- записывает гласные, 2в. – согласные.

Какое слово можно собрать из этих букв? (перенос)

4.Целеполагание.

— Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке?

— Приходилось ли вам переносить слова?

— Вспомните основное правило переноса слов.

— А как определить количество слогов в слове?

Слайд. Раздели слово «перенос» на слоги. – Как его можно перенести?

4.1. Словарный диктант. (картинный с самопроверкой)

Слайды. Воробей, заяц, петух, Москва, пенал.

— Что такое ударение?

.-Разделите слова на слоги.

— Как определить сколько в слове слогов?

— Кто переносил слово с одной строки на другую?

— Какое использовали правило?

Давайте составим алгоритм переноса слов.

Слайд. — нахожу гласные

— делю слово на слоги

— делю слова для переноса

5. Работа над темой урока. Открытие нового знания.

5.1.Постановка проблемы.

— Все ли слова можно переносить?

Слайд. – Прочитаем шуточное стихотворение А. Шибаева о переносе.

Мы изучаем перенос

Вот как слова я перенес:

«Едва» я перенес: «е-два».

Как получил за это «два».

«Укол» я перенес «у-кол»

И получил за это «кол».

«Опять» я перенес «о- пять».

Теперь, наверно, будет «пять»?

— Получит ли ученик за свою работу «пять»? Почему?

5.2 Первичное закрепление нового знания.

Слайд. Аня, иней, май, стриж, ясень, клен, вяз, осень

Разбейте слова на 2группы.

Запишите: 1в.- слова, в которых один слог.

2в.- слова, в которых 2слога.

Слайд. (самопроверка) Можно ли перенести слова 1группы, 2 группы? Почему?

Слайд. Одну букву нельзя переносить и оставлять на строке.

Слайд. Слова из одного слога не переносятся.

5.3. Исследование проблемы. Открытия.

— Так какое правило мы еще открыли?

— Продолжаем делать открытия по данной теме.

Слайды.(й, ь, ъ)



Отгадайте загадку: Люблю я, подбоченясь,

Забраться на поднос,

То кланяюсь учтиво,

То задираю нос. (чайник)

— Как перенести слово? чай-ник (запишите в тетрадь, деля для переноса)

Вывод: Буква й никогда не переносится на другую строку!

Отгадайте загадку: Если громко плачет мальчик,

Значит он поранил пальчик… ( пальчик)

Как перенести слово? Паль-чик (запишите в тетрадь)

Вывод: Буква ь никогда не отделяется от предыдущей согласной.

Как перенести слово? Объ-ехать (запишите в тетрадь)

Вывод: Буква Ъ никогда не отрывается от предшествующего согласного!

Все эти 3 правила можно объединить в одно:

Вывод: Буквы й, ь, ъ при переносе не отрываются от предшествующих букв и остаются на строке.Слайд

5.4.Проблема: как же переносить слова с удвоенной согласной?

(запишите в тетрадь, деля для переноса)

Слайд. сумма тонна

хоккей бассейн

Эти буквы близнецы

Удалые молодцы.

Ты одной закончи строчку,

А с другой ее начни.

Слайд. Самопроверка.

Вывод: При переносе слов с двойными согласными в середине одну согласную оставляют на строке, а другую переносят.

Динамическая пауза: Если слово можно перенести-хлопаем в ладоши,

а если –нет, то топаем ногами.

Мяч, сумка, парта, Оля, урок, книга, игра, змея.

5.5. Работа в парах:

(на карточках): стриж, чайка, урок, пальто, Юлия, друг, подъезд, кино, енот, Россия

.-выпишут слова, которые нельзя перенести и разделят их на слоги;

.- выпишут слова, которые можно перенести и разделят их для переноса;

Проверка: проговаривание в громкой речи.

Беседа о нашей Родине и ее символах, о любви к Родине:

— Лексическое значение слова Россия. – Столица нашей Родины.

Слайд. Символы нашей Родины.

— Как называется наша малая родина?

Слайд.— Объясните смысл пословицы : Человек без родины, что соловей без песни.

Стих. О Родине: Люблю тебя, моя Россия!

Люблю за рай осенний твой!

Люблю озер твоих глаза,

Где неба синь и бирюза.

5.6.Постановка проблемы. Открытия.

Сколько вариантов переноса слова может быть?

— Отчего это зависит? Пример :Родина разделить на слоги и для переноса.

.Вывод: Способы переноса зависят от количества слогов в слове и от правил переноса

Слайд. Рассмотреть: Ра/и/са, е/лоч/ка, пи/о/ны, те/ле/фон, о/ле/ни, кор/муш/ка, змей/ка, ли/ней/ка, зай/ка, у/ро/ки, и/вол/га.

— Какие слова можно перенести 2 способами?

Выпишите их и разделите для переноса 2 способами.

Слайд. Самопроверка.

5.7. Музыкальная физкультминутка для глаз. Слайд.

.6. Повторение. Включение нового знания в систему знаний.

6.1. Обобщение. Повторение всех правил переноса. Слайд.

6.2. Самостоятельная работа. Работа с текстом.

— Где нам в жизни будут нужны добытые сегодня знания? ( при записи текстов…)

— Что такое текст?

— Прочитайте и озаглавьте текст: ( Чудесная пора осени)

Настала чудесная пора осени. Летели и летели осенние листья. Ветер подхватил их и погнал к речке. По зеркальной воде поплыли золотые монетки.

— Какое слово употреблено в переносном значении?(золотые)

— Подберите синоним к слову «золотые». (Желтые)

— Спишите текст. Подчеркните слова, в которых 4 слога.(чудесная-2сп.пер., осенние-1сп.пер., золотые-2сп.пер).

— Выпишите одно любое слово и разделите для переноса.

7. Подведение итогов. Услышим скоро мы звонок

Пора заканчивать урок

Давайте подведем итог.

— Какие правила надо знать, чтобы правильно переносить слова с одной строки на другую?

(слайд) – Вывод- схема.

8. Рефлексия.(самооценка своей работы на уроке)

Кто может сказать, что я отлично усвоил правила переноса слов?

— Кто еще может ошибиться при переносе слов с одной строки на другую?

Продолжи фразы из рефлексивного экрана:

— Сегодня я узнал…

— Было интересно…

— Было трудно…

-Я выполнил задания…

— Я понял, что…

— Меня удивило…

— Мне захотелось…

— Я попробую..

-Урок дал мне для жизни…

-Я смог…

Слайд. Учитель:

Урок полезен, все понятно.

Лишь, кое-что чуть-чуть неясно.

Еще придется потрудиться.

Да, трудно все-таки учиться!

9.Дифференцированное домашнее задание. Слайд.

С. 71, правила переноса выучить,

№ 108, Объединить слова в группы по изученным правилам.

По желанию можно придумать и записать в каждую группу по 2 слова.

10.Анкетирование. Слайд.

Анкета— рефлексия.

(Нужное подчеркнуть.)

1. На уроке я работал————————-активно / неактивно

2.Своей работой на уроке я —————-доволен / недоволен

3. Урок для меня показался —————коротким / длинным

4. За урок —————————————устал / не устал

5. Мое настроение стало ——————-лучше / хуже

6. Материал урока мне был —————-понятен / не понятен

7. Домашнее задание мне кажется ——легким / трудным

11.Слайд. Спасибо! Молодцы!

12.Запасной методический ход. Слайд. Записать слова и разделить их для переноса.








Яндекс.Метрика lists
lists