урок русского языка Что такое обращение_11559




Урок русского языка «Что такое обращение».

Цель: изучение понятия и отработка навыков применения «обращения».

Задачи: — познакомить с понятием «обращение», научить правильно

интонировать и оформлять предложения с обращениями;

— развивать речь и орфографическую зоркость;

— воспитывать культуру общения и вежливое обращение.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

I. Организационный момент.

Придумано кем-то, просто и мудро,

При встрече здороваться «Доброе утро!»

— Доброе утро солнцу и птицам!

— Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым,

И доброе утро длится до вечера.

— Я всем желаю, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока.

II. Актуализация знаний.

— Начиная с первого дня рождения, каждый человек нуждается в общении. Люди общаются между собой не только в семье, но и на улице, в магазине, на работе, в общественном транспорте и в других местах. При этом, в разговоре, они часто обращаются друг к другу. И поэтому, сегодня на уроке мы поговорим об обращении. Узнаем, что такое обращение, научимся выделять обращение в письменной речи, будем заниматься развитием орфографической зоркости и речи, чтобы наша речь была грамотной, правильной.

— Откройте тетради, запишите число, классная работа.

— В схеме предложения, обращение обозначается буквой О, написание которой мы сейчас отработаем на минутке чистописания.

III. Минутка чистописания.

оОо

ооо

— Какие имена знаете на букву О? (Оксана, Ольга, Олег, Олеся, Остап)

— Запишем имена через запятую.

— Как пишутся имена? (комментированное письмо)

IV. Изложение нового материала.

— Давайте представим, что Ольга, Оксана, Олег, Олеся, Остап — это имена ваших друзей. Обратитесь к ним с какой-нибудь просьбой или вопросом. (Олег, пойдем гулять. Олеся, ты сделала уроки?)

— Хорошо, это ваши друзья. А как вы обратитесь ко взрослому человеку? (по имени и отчеству)

— Как вы обратитесь ко мне? (Марина Александровна)

— А как обратитесь к директору школы? (Виктор Владимирович)

— А как бы вы обратились к президенту, если бы встретили его? (Дмитрий Анатольевич)

— Давайте запишем.

— Внимательно посмотрите, как пишутся отчества. От каких имён они образованы? (Пишутся с заглавной буквы. Отчество образуется от имени отца.)

— О чём нужно помнить, записывая слова? (Имена и отчества пишутся с заглавной буквы.)

— Теперь обратитесь к этим людям или задайте им вопрос. (Дмитрий Анатольевич, разрешите спросить?)

— Так как выдумаете, что такое обращение? Для чего оно необходимо? (Это имена и отчества, которые нужны, чтобы один человек мог обратиться к другому.)

— Правильно. Но вот только ли именами и отчествами может быть выражено обращение?

— Давайте прочитаем предложения. (Не губи меня, девица! Смилуйся, государыня рыбка! Здравствуй, красная девица! Что, Соколко, что с тобою?) — Назовите обращения. (Девица, государыня рыбка, красная девица, Соколко)

— Как догадались, что это обращение?

— Как я выделяла их при чтении? (интонацией и паузой)



— Совершенно верно, обращению присуща особая звательная интонация – произнесение слова с более высоким тоном, с сильным ударением, с паузой.

Физкультминутка.

Зайке холодно сидеть,

Нужно лапочки погреть.

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочки потянись,

А затем вприсядку,

Чтоб не мёрзли лапки.

Прыгать заинька горазд,

Он подпрыгнул десять раз.

— Ребята, а какими словами может выражаться обращение, если мы разговариваем с близкими людьми, родственниками? (Бабушка, мама, дорогой, любимый)

— Запишем в тетрадь.

— Да, хорошо общаться с людьми, которых вы знаете. А если вдруг вы заблудились в незнакомом городе, как обратитесь к незнакомым людям? (молодой человек, товарищ милиционер)

— Запишем в тетрадь.

— Вот видите, какое множество существует слов, благодаря которым можно обратиться даже к незнакомым людям. Однако и эти слова не всегда нас выручат. Бывают ситуации, когда вы не знаете имени и отчества взрослого, и все эти слова не годятся, но невежливо начинать разговор без обращения. Так, например, вы пришли в кабинет к врачу, некрасиво будет говорить «Гражданин или мужчина, можно войти?» В таких случаях, лучше начинать разговор с вежливых слов. Например, «Прошу прощения, можно войти? Будьте добры, подайте мне книгу».

— Давайте запишем несколько вежливых слов. (Будьте добры, прошу прощения)

— Итак, что такое обращение?

— Как выделяется обращение в устной речи? (паузой и интонацией)

— Подумайте, а как выделяется обращение в письменной речи? Давайте понаблюдаем.

Работа с учебником.

— В учебнике на с.55. прочитайте предложения.

— Какое предложение здесь «лишнее»? Почему?(в последнем предложении нет обращения)

— Понаблюдайте и ответьте, в каком случае ставится одна запятая, а в каком – обращение с двух сторон выделяется запятыми? (Если обращение находится в начале предложения, то запятая ставиться после него. Если обращение находится в конце предложения, то запятая ставится перед ним. Если обращение находится в середине предложения, оно с двух сторон выделяется запятыми.)

— Итак, как выделяется обращение в письменной речи? (запятыми)

— Прочитайте предложения с нужной интонацией, выделяя обращение.

— Как выделяется обращение на письме, в зависимости от его положения в предложении?

V. Закрепление.

Самостоятельная работа.

Рабочая тетрадь, с.30.

— Прочитайте стихотворение.

— Найдите и назовите обращения. Подчеркните их.

— Правильно расставьте знаки препинания.

— Что необходимо помнить?

— Проверяем. (Один ученик работает за доской, где записан текст с обращениями.)

— Кто выполнил без ошибок?

— Какие ошибки были допущены?

VI. Итог урока.

— Ребята, что вы можете мне рассказать об обращении? (Обращение нужно нам, чтобы один человек мог обратиться к другому. Обращения бывают разные, они могут состоять из одного или нескольких слов. К своим друзьям можно обращаться по имени, ко взрослым по имени и отчеству, а если не знаешь человека – вежливыми словами, к родственникам – ласковыми словами.)

— Как выделяется обращение в письменной речи? (интонацией и паузой)

— А в письменной речи? (запятыми)

— Молодцы! Сегодня я очень довольна вашими успехами. И надеюсь, что обращаться друг к другу, а тем более ко взрослым вы будете в соответствии с правилами, которые мы с вами изучили.

VII. Домашнее задание.

— Учебник с.54, выучить правило, выполнить упражнение 61.








Яндекс.Метрика lists
lists