урок — практикум Таинственное болото




Урок-практикум «Таинственное болото»

Цель:

— познакомить учащихся с природным сообществом болота;

— изучить особенности верхового болота и его абиотические факторы;

— познакомить учащихся с методами определения абиотических факторов;

— выявить многообразие растений и их приспособленности к жизни в

данном сообществе;

Ход урока:

1.Инструктаж по технике безопасности.

2.Отгадайте загадку: «Не море, не земля, корабли не плавают, а ходить нельзя». Каждый из вас бывал на болоте. А что же это такое — болото? Болото это участок суши, где почвы постоянно или большую часть года переувлажнены. 2-го февраля отмечается Всемирный день водно – болотных угодий.

Как вы относитесь к болотам?

Если леса часто называют лёгкими нашей планеты, а ручьи и реки её кровеносной системой, то роль болот в биосфере можно сравнить с ролью печени и почек в организме.

Поразительна способность болот очищать воду. Болота даже используются для того, чтобы очищать стоки свиноводческих ферм. Эти стоки не только плохо пахнут, но и ядовиты. Если ими полить почву, то урожай снизится. Микроорганизмы, населяющие торф, прекрасно справляются с этими «ароматами».

Главная ценность болот- способность накапливать воду и улучшать её качество. Болота охранители всех других водных систем, обеспечивающих биосферу пресной и чистой водой.

Болота делятся на три группы:

1.Низменные—-располагающиеся в долинах рек, близко подходят грунтовые воды

2 Верховые——питаются за счёт осадков

3. Переходные—промежуточные



Верховые болота покрыты сплошным ковром мхов. Основной мох — сфагнум, отмирающие части которого образуют торф. Выделяемые сфагнумом вещества и дефицит кислорода в переувлажнённой толще торфа создают неблагоприятные условия для деятельности бактерий, разлагающих растительные остатки. Поэтому минеральные вещества, извлечённые растениями во время роста, очень медленно возвращаются обратно т. е. растения верховых болот обитают в условиях их сильного дефицита.

Типичные растения болота:

1.Мох сфагнум

2.Росянка круглолистная

3.Багульник болотный

4.Пушица болотная

5.Вахта трёхлистная

6.Подбел многолистный

7.Клюква

8.Брусника

9.Черника

Задание№1 Определение условий жизни растений данного сообщества.

1.Погрузите руку в торф. Какой он — тёплый или холодный? Сухой или влажный? Как это отражается на жизни растений? Измерьте температуру на поверхности и глубине 3-4 см , 10 -12 см.

2.Наберите воды в стаканчик, опустите в неё индикаторную бумажку. Как изменился цвет индикаторной бумажки? Что можно сказать об условиях обитания растений данного сообщества?

Несмотря на избыток воды, поглощение её растениями затруднено т. к. она обычно плохо прогревается, а корни плохо поглощают такую воду. Т. о. для растений верховых болот характерна так называемая физиологическая сухость. Поэтому приходиться приспосабливаться. У растений проявляются признаки ксероморфизма-т. е. приспособления к недостатку влаги.

Задание№2

признаки

Название растений

Листья мелкие

Листья опушёные

Листья покрытые плотной кожицей

Восковой налёт на листьях

Края листа свёрнуты в трубочку

Рассмотрите кусочек торфа через лупу. Что вы можете сказать о его однородности? Вспомните как образуется торф?

Выводы:

Болота хранят и накапливают воду.

Очищают воду.

Поддерживают биологическое разнообразие.








Яндекс.Метрика lists
lists