урок изучения нового материала Тема Электрические и тепловые явления 8 класс




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Лицей

Муниципальный конкурс

Методических разработок

«Мой лучший урок»

Предмет: физика

Тип урока: урок изучения нового материала

Тема: «Электрические и тепловые явления»

Продолжительность: 1 урок – 45 минут

Автор работы:

Учитель физики высшей категории

Лучина Татьяна Владиславовна

г. Узловая

2013

Эпиграф урока: «Не стыдно не знать, стыдно не учиться»

(русская пословица)

Урок изучения нового материала в 8-ом классе проводится на начальном этапе изучения темы «Электрические и тепловые явления».

Цель:

В увлекательной форме расширить и углубить знания, полученные на уроках, показать их широкое использование в повседневной жизни.

Задачи урока на языке наблюдаемых действий учащихся:

Учебно-организационные

Продолжить формирование умений и навыков:

организовать своё рабочие место;

нацелить себя на выполнение поставленной задачи;

осуществлять само и взаимоконтроль.

Учебно-интеллектуальные

анализировать, выделять главное;

логически и последовательно использовать освоенный материал для решения поставленных задач;

применять знания на практике;

объяснять полученные результаты. 

Учебно-информационные

умение пользоваться разными источниками для извлечения необходимой информации, представленной в разных видах;

точно следовать установленному алгоритму выполнения задания.

Учебно-коммуникативные

умение слушать и слышать;

пользоваться языком научной физической терминологией;

сотрудничать в разновозрастной группе в процессе достижения общих целей;

умение применять знания в новой ситуации.

Пояснительная записка к уроку

По какому

направлению представлена работа

По физике

Тема урока

«Электрические и тепловые явления»

Программа, используемая в

работе

Рабочая программа по физике для 7–9 классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и требоваеий к уровню подготовки выпускников среднего (полного) общего образованияв соответствии с требованиями государственной программы по физике для общеобразовательных учреждений (2009г., авторы программы Е. М. Гутник и А. В. Перышкин).

Учебник и его

разделы

Е. М. Гутник и А. В. Перышкин – 2009 г., раздел «Тепловые явления» и раздел «Электрические явления»

Количество часов в

неделю

2 часа в неделю, 210 часов в год

Место урока в

изучаемой теме

Урок изучения нового материала актуален на начальном этапе изучаемого раздела

Этапы урока

— 1 этап: Мотивация знаний

— 2 этап: Экспериментальная часть

— 3 этап: Применения знаний – в конкретной ситуаций

— 4 этап: Рефлексия

Используемые средства обучения

Компьютерные технологии – презентация, экспериментальное оборудование

Ход урока:

№ п/п

Этап урока

Действия

Задачи

УУД

учителя

учеников

1

2

3

4

5

1

Мотивация

1/

Здравствуйте дорогие ребята! Я очень рада приветствовать вас в кабинете физики на нашем необычном уроке.

Мы живем в мире удивительных природных явлений. Их множество.

-Какие вам известны физические явления природы?

Приводят примеры физических явлений:

— кругооборот воды в природе,

— вращение планет;

— ветер;

— атмосферные осадки;

— времена года;

— извержение гейзеров;

— шаровые молнии;

-землетрясения;

— смерчи и цунами.

Нацелить на выполнение поставленной задачи.

Целеполагание соотнесение того, что уже освоено с тем, что ещё не известно

Какие выводы можно сделать о нашей планете?

Наша красивая планета полна загадок. Природные явления далеко еще не познаны. Их насчитывается многие сотни на нашей планете – от самых обычных и привычных до самых экзотических явлений. Одним словом – Их множество

А чтобы узнать тайны физических процессов и явлений как поступают ученые?

Проводят эксперименты и опыты.

Догадались, чем будем заниматься сегодня?

Ставить опыты и проводить эксперименты.

2

Экспериментальная часть

10/

Опыт 1 Наэлектризованный стакан: я не снимая стакана и, значит, не дотрагиваясь до стрелки, заставлю стрелку вращаться.

— Что нужно сделать, чтобы это произошло?

— Почему так происходит? (Для этого достаточно потереть стакан шерстяной тряпкой стакан – в этом месте наэлектризуется, и стрелка повернётся острием к тряпке, потому что наэлектризованное стекло притягивает ее, как магнит).

Взаимообучение приемам саморегуляции

Опыт 2 (Лимон в качестве батарейки)

Кто догадался, какие явления мы продемонстрировали?

Электрические.

Электричество кругом,

Полон им завод и дом.

Везде заряды: там и тут,

В любом атоме «живут»

А если вдруг они бегут,

То тут же токи создают,

Нам токи очень помогают

Жизнь кардинально облегчают!

Удивительное оно,

На благо нам обращено,

Всех проводов «величество»

Зовётся: «Электричество»!

Проявим нынче мы умение,

Законы объясним, явления:

Электризацию, сопротивление

И мощность, как работу за мгновение.

И проведем эксперименты.

Энергия – экономия – экология

Применение – простота исполнения – интерес и творчество – вот, что является основой того, что вы сейчас увидите.

Эксперимент1 Микроэлектродвигатель – создание доступной модели мини электродвигателя полностью удовлетворяет правилам техники безопасности.

Эксперимент 2 Дома у всех найдется магнит, магнит на холодильник, но интереснее всего когда его можно сделать своими руками.

Эксперимент 3 Новогодние праздники ассоциируются с красотой, весельем и ярким светом. Гирлянды, сделанные своими руками украсят дом ещё лучше.

2

Эксперимент 4 Очень часто мы все волнуемся и нам в этот момент как никогда нужен вентилятор.

Систематизировать информацию, которую предоставили авторы опытов

Дополнить полученную информацию собственными умозаключениями

Прогнозирование результата и уровня усвоения материала

Эксперимент 5 Мне хочется вам представить один из способов приготовления великолепного коктейля для подкрепления сил, сделанного при помощи своего оборудования.

Эксперимент 6 Оборудование, которое поможет мне вымыть посуду, так изготовлено из подручных средств.

Эксперимент 7 Я очень люблю смотреть на движущиеся предметы и мне не составило никакого труда, зная законы физики собрать такого электронного жучка.

Эксперимент 8 Моя бабушка и мама любят вязать, комбинировать цвета, им в помощь я собрал мини агрегат.

Что можно сказать об использовании энергии электрического тока, что она дает человеку?

Использование энергии электрического тока дает человечеству все больше удобств и благ. Развитие цивилизации немыслимо без использования энергии электрического тока.

Как вы думаете, какие значимые положительные результаты может иметь использование этих научных открытий при использовании в дальнейшем?



Знание технических характеристик, особенностей электробытовых приборов и оборудования позволит правильно их эксплуатировать, удлинить срок службы, поможет своевременно принять меры по устранению небольших неисправностей, уберечь себя и окружающих от поражения электрическим током, избежать пожара.

Явления природы завораживают своей красотой. Обратимся к опыту.

Опыт 3 «Загадочная свеча»

А теперь самое интересное. Раствор немного остыл, можно коснуться жидкости пальцем. Попробуем. Что происходит?

Почему же жидкость кристаллизовалась после того, как мы её коснулись?

Опыт 4 «Горячий лед»

Высказывают предположения: Это произошло из-за того, что в жидкости появился центр кристаллизации и она мгновенно перешла в твердое состояние.

-О каких явлениях шла речь в этих опытах

О тепловых явлениях

Прежде чем пригласить гостей к столу, мы, конечно, вскипятим чай и при этом несложном процессе применим физические законы. Какие мы сейчас узнаем с помощью Леонида.

Эксперимент 9

Нагревательный элемент

3

Этап применения знаний – в конкретной ситуаций

10

Много мы посмотрели экспериментов и опытов. Сейчас вам предлагаются ситуации, объяснить которые вам необходимо с точки зрения физики.

Работа в группах

Осознанное и произвольное построение высказывания

Анализ представленной ситуации, планирование сотрудничества со сверстниками

1. Стакан с чаем и ложка

(Почему прежде, чем налить в стакан кипяток, в стакан опускают чайную ложку? Как происходит нагрев ложки в чае?)

Прежде чем налить в стакан кипяток, в стакан опускают чайную ложку. Благодаря высокой теплопроводности металла это предотвращает стакан от резкого перегрева и разрушения.

2. Кружка и блюдце.

(Где быстрее остынет чай в стакане или в блюдце и почему?)

Чай быстрее остынет в блюдце, так как площадь с которой происходит испарение больше. А при испарении жидкость охлаждается.

3. Чай и молоко

(Когда чай остынет быстрее, когда в него сразу налить молоко или спустя некоторое время?)

4. Кружки металлические и фарфоровые.

(Почему мы обжигаем губы, когда пьем чай из металлической кружки?)

Мы обжигаем губы, когда пьем чай из металлической кружки, так как благодаря высокой теплопроводности температура стенок металлической кружки высока. У фарфора теплопроводность значительно ниже, температура стенок такой кружки не так высока.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Управление поведением участников команды, группы

5.В каком чайнике вода скорее нагреется: в новом или старом, на стенках которого имеется накипь? (Чайники одинаковые.)

Вода быстрее нагреется в новом чайнике. За счет слоя накипи теплопроводность старого чайника ниже, чем нового.

6. В каком случае процесс теплообмена произойдет быстрее, если в горячую воду наливать холодную; в холодную наливать горячую той же массы?

Процесс теплообмена произойдет быстрее, если холодную воду налить в горячую (плотность холодной воды больше плотности горячей и при прочих равных условиях перемешивание воды произойдет быстрее).

9. Если мы выпьем 200 г (стакан) горячего чая при t=600С, то, какое количество теплоты получит наш организм.

Учащиеся вспоминают формулу расчета кол-ва теплоты, работают со справочником, анализируют ответ. (33600 Дж теплоты)

Почему каждый ребенок желает получить ответ на свой вопрос?

Наблюдаемые в быту и природе явления и процессы могут быть осмыслены и объяснены, если ребенок сам пытается их смоделировать или провести эксперимент. Он чувствует себя первооткрывателем. Сознание успеха окрыляет ребенка. В этом заключается радость учения с увлечением, радость творчества

4

Рефлексия

3/



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




Яндекс.Метрика lists lists