урок физики в 8 классе Повторение материала по теме Тепловые явления




Урок физики у костра

Цели урока:

1.Повторить материал по тепловым явлениям, предусмотренный программой.

2. Научить видеть физику в окружающем мире.

3. Стимулировать мотивацию изучения физики, используя задания на образное представление явлений.

4. Показать интегральную связь физики, основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ), литературы.

Оборудование урока: спиртовка, термометр, термос, заварной чайник, чашки с блюдцами, различные кружки, чайные ложки, сахар, печенье, шоколад.

ХОД УРОКА

I.Друзья мои! Я знаю о том, что вы очень любите ходить в поход. Поэтому я решила провести урок в условиях, приближенных к походным.

Всегда приятно посидеть у костра, огонь всегда располагает к беседе, а говорить можно, например о явлениях, с которыми ознакомились на уроках физики и о проявлении которых в обычных ситуациях вы может быть не задумывались.

Вот вы ощущаете тепло от костра, но каким способом оно передаётся?

А почему дым от костра поднимается вверх?

( Ответ: воздух- плохой проводник тепла, поэтому, это не теплопроводность, а при конвекции тёплый воздух поднимается вверх т.о. мы ощущаем тепло от костра за счёт излучения)

СКОРО ЧАЙНИК ЗАКИПИТ? -Верное это предложение или нет?

( Ответ: нет. Скоро вода в чайнике закипит?)

Скажите какое явление лежит в основе нагревания воды, ведь теплота передаётся снизу, а вода- плохой проводник тепла?

(Ответ: энергия переносится струями жидкости, благодаря этому вода нагревается по всему объёму и этот процесс называется конвекцией).

Когда вода быстрее закипит, если крышку открыть или закрыть?

(Ответ: если закрыть крышку. При открытой крышке часть молекул , имеющих большую кинетическую энергию, будет улетать из чайника унося с собой энергию).

В связи с последним вопросом уместно привести в пример пословицу: « Без крышки самовар не кипит, без матери ребёнок не резвится».

При какой же температуре вода закипит?

(Ответ: 1000С)

Всегда ли вода кипит при 1000С?

(Ответ: нет. Температура кипения воды зависит от атмосферного давления, при нормальном атмосферном давлении оно равно 1000С, а ,например, высоко в горах она ниже).

ВОТ И ВОДА В ЧАЙНИКЕ ЗАКИПЕЛА!

Из носика наружу вырывается пар, но ведь пар невидим! Что же это на самом деле? (Ответ: это капельки воды в воздухе – туман).

Послушайте строки из стихотворения Ю.П. Кузнецова.

Вот самовар мерцающий, потливый

Стоит со шпорой крана, как петух.

Почему самовар бывает « потливым»?

(Ответ: когда вода в самоваре холодная, то влага, содержащая в воздухе, конденсируется на нём в виде «пота»).

Что такое кипение?



(Ответ: кипение – это процесс интенсивного парообразования внутри жидкости).

Сейчас мы заварим чай и разольём по кружкам и чашкам, а пока скажите, пожалуйста, зачем в крышке заварочного чайника делается дырочка?

( Ответ: если бы дырочки не было, то над водой скапливался бы пар, давление повышалось и вода выливалась из носика).

ОБЖ

Какие кружки вы берёте с собой в поход и какие – наиболее безопасные?

(Ответ: пластмассовые, глиняные).

Если кружка металлическая, то налив в неё горячий чай, вы не сможете держать её в руках. Почему?

( Ответ: металлы обладают хорошей теплопроводностью, поэтому кружка очень быстро нагревается).

ОБЖ

Что будет, если на поверхность кожи попадёт кипяток?

( Ответ: ожог).

Какая первая помощь при ожогах?

( Ответ: необходимо обожженное место обильно полить холодной водой).

А теперь давайте пить чай

Как надо поступить, наливая кипяток в стакан, чтобы он не лопнул?

(Ответ: надо опустить в стакан металлическую ложку, она примет часть тепла, температура воды станет ниже, тепловое расширение внутренних стенок будет меньше и деформация окажется не разрушительной).

Посмотрите, Асель пьёт чай из стакана, вставленного в металлический подстаканник. Для чего он нужен?

(Ответ: такой подстаканник охлаждает чай, так как сам быстро нагревается благодаря малой удельной теплоёмкости и высокой тепловодности металла).

Некоторые же пьют чай из блюдца. Очевидно, так он быстрее остывает. Почему?

(Ответ: у чая, налитого в блюдце большая поверхность соприкосновения с воздухом, поэтому интенсивно идут теплообмен и испарение – чай быстро остывает. Если подуть на поверхность чая, то процесс испарения ускорится, что также понизит температуру).

Пьём чаи и отвечаем на вопросы

Что можно сделать, чтобы чай как можно дольше оставался горячим?

(Ответ: уменьшить теплообмен).

Каким образом?(Ответ: накрыть чашку блюдцем, поместить её в чашку большего диаметра).

Поскольку одного чайника кипятка на всех мало, мы взяли с собой ещё и термос с горячей водой.

Почему в термосе вода медленно остывает? (Ответ: термос состоит из стеклянного сосуда с двойными стенками, поверхность которых покрыта блестящим металлическим слоем, а из пространства между ними выкачан воздух. Безвоздушное пространство не проводит тепло, а блестящий слой препятствует передаче энергии излучением).

Вот и заканчивается наше чаепитие. Мы обсудили явления, над которыми раньше не очень – то задумывались. Будет хорошо, если вы в дальнейшем станете обращать внимание на окружающую природу и сможете объяснить происходящие явления.

Мне приятно, что многие из вас активно работали. Они заслужили высокие оценки.

Теперь о домашнем задании. Этот костёр, я думаю, дал пищу вашему художественному воображению. Поскольку ваш класс – Художественно – эстетический, вам и кисти в руки.

Изобразите явления, наблюдавшиеся и обсуждавшиеся на уроке, можно в весёлых картинках, в камиксах.








Яндекс.Метрика lists
lists