урок физики 7 класс




Урок физики в 7 классе

Учебник А.В.Перышкин

Тема урока:“ Волшебным миром я фонтанов очарован”

Тип урока: Урок изучения нового материала и первичного закрепления.

Дидактическая цель урока: создание условий для осознанного изучения нового материала и включение знаний учащихся в процесс познания.

Цель урока:

Образовательная

сформировать представление о сообщающихся сосудах;

выяснить, как будут располагаться поверхности однородной неоднородной и жидкости в сообщающихся сосудах;

показать широкое применение сообщающихся сосудов в быту и технике;

осмыслить практическую значимость, полезность приобретаемых умений, знаний;

интересными формами урока способствовать усвоению основного материала, правильного образного мышления,

отработать навыки работы с физическими приборами, умение ставить опыты.

Развивающая

создать условия для развития творческих и исследовательских навыков, формировать умения выделять главное, сопоставлять, делать выводы;

развивать речь, совершенствовать интеллектуальные способности;

решать тренировочные задачи;

развивать навыки исследовательской деятельности, навыки самоконтроля, самоанализа.

Развитие способности устанавливать межпредметные связи.

Воспитательная

способствовать привитию культуры умственного труда, создать условия для повышения интереса к изучаемому материалу.-

научиться видеть красоту в окружающем мире.

воспитание умения слушать и слышать.

Приобретаемые навыки детей:

учащиеся учатся работать в группах, сопоставлять, обобщать ,проводить исследования;

развивают логическое мышление ,речь, память , пространственное воображение;

повышается уровень восприятия, осмысления и запоминания;

воспитание очень внимательного отношения к окружающим, учебной дисциплине.

подводить итоги своей работы, анализировать свою деятельность.

Формы организации работы детей: групповая, парная, индивидуальная, фронтальная,

«Я – словечко, ты – словечко, будет песенка»(диалог)

«Я говорю, а ты молчишь(монолог)

Формы организации работы учителя:

используется словесно- иллюстративный, репродуктивный, практический, проблемный методы, беседа-сообщение, метод письменного текущего контроля;

проверка ранее изученного материала, организация восприятия новой информации

постановка цели занятия перед учащимися;

обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, модель сообщающихся сосудов, трубки одинакового и разного сечения, таблица, чайник, кофейник, лейка, презентация.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Подготовка к восприятию нового материала:

Учитель: Однажды великого мыслителя Сократа спросили о том, что, по его мнению, легче всего в жизни. Он ответил, что легче всего – поучать других, а труднее – познать самого себя. Как мы познаем сами себя. Как мы воспринимаем мир? Как мыслители или как художники? Сегодня мы организуем работу так, чтобы каждый проявил свои способности как мыслителя и как художника, приобрел навыки работы в коллективе. Покажем умения и навыки при изучении темы: «Сообщающиеся сосуды и их применение». (Слайд №1,2,3)

3. Постановка цели занятия перед учащимися:

изучить устройство сообщающихся сосудов;

применение их в быту и технике;

обобщить знания, закрепить изученный материал;

проверить и закрепить полученные знания.

4. Актуализация знаний учащихся

А. Проводим фронтальный опрос.

Б.задание; в течение 6 минут ответить по очереди на вопросы, и оценить ответы по 6-ти бальной шкалеВОПРОСЫ.1.Какую величинумы называем давлением?2.Как определяют давление?3.В каких единицах измеряют давление?4.Как передают давление жидкости и газы?5.Как вычислить давление жидкости на дно сосуда?6.Как вычислить давление на некотором уровне в жидкости?7.Как вы понимаете понятие уровень?8.От каких величин зависит давление в жидкости?9.Каково давление в разных точках одного уровня?10.Перевести давление 3кПа в Па?1 700 Па в кПа?ответы

.На экране появляется новый кадр с правильными ответами:

1-Величина, равная отношению силы, действующей перпенди-кулярно поверхности, к площади этой поверхности, называетсядавлением. 2. Р=F/ S3. Паскалях –Па.4. По закону Паскаля в любую точку во всех направлениях одинаково5. Р = pgh6. P =pgh7. Это горизонтальная плоскость8. От плотности жидкости, высоты столба и ускорения свободного падения9. Одинаково10. 3000 Па, 1,7кПа.Учащиеся проверяют правильность ответов и выставляют баллы:в .Индивидуальное задание –сильным ученикам

Вопросы тестирования:

1.При уменьшении объёма газа его давление … при условии, что масса и температура газа остаются неизменными.

А. увеличивается.

Б. уменьшается. В. не изменяется

2. Справа и слева от поршня находится воздух одинаковой массы. Температура воздуха слева выше, чем справа. В каком направлении будет двигаться поршень, если его отпустить?

A.слева направо.Б. справа налево.

B.поршень останется на месте.

3. Рассчитайте давление воды на глубине 1 м.

A.100 кПаБ. 1 кПа

B.1 кПа.

4- В суть закона Паскаля?

5.Как изменяется давление внутри жидкости с глубиной?

6. Зависит ли давление, которое оказывает жидкость на погружённое в неё тело, от плотности этого тела и высоты?

7.Почему режущие и колющие инструменты оказывают на тело большее давление?

5. Изучение нового материала

Я ещё не устала удивляться чудесам, что есть на нашей Земле:



Телевизору, голосу рации, калькулятору на столе.

Самолёты летят сквозь тучи, мчатся по морю корабли.

Как до этих вещей могучих домечтаться люди могли?

Как придумать могли такое: кнопку тронешь — день настаёт.

Только кран откроешь рукою — и вода по трубам течёт.

Ток по проволоке струится, спутник мчится по небесам,

Человеку стоит дивиться человеческим чудесам.

Учитель:

Тема урока “Волшебным миром я фонтанов очарован…”.

Параграф учебника 7 класса по физике отражает только суть работы сообщающихся сосудов, но в нем совершенно ничего не говорится о практическом применении сообщающихся сосудов в архитектуре, очень кратко описано применение в быту. Мы сегодня ознакомимся с этой темой шире, применив полученные ранее знания по физике. Попробуйте сами сделать работающие модели фонтанов. Я прелагаю следующие темы сообщений: “История создания фонтанов Москвы”, “Фонтаны Петербурга”, “Фонтаны Москвы”, “Практическое использование сообщающихся сосудов”, “Фонтаны в живописи”, “Как работают сообщающиеся сосуды”, “Можно ли построить фонтаны вокруг школы”. На работу по каждой теме будет отведено три недели.

—Демонстрация слайдов с фотографиями фонтанов Петергофа.

— демонстрация фонтанов Праги.

Сегодня мы будем говорить о сообщающихся сосудах. Запишите, пожалуйста, классная работа, число, тему урока.

-Какие сосуды мы можем назвать сообщающимися?

Учащиеся делают вывод и записывают в тетрадь.

Учащимся показывается слайд. Сообщающиеся сосуды, в одном из них налита жидкость и трубка перекрыта зажимом.

-Будет ли переливаться жидкость из одного сосуда в другой, если открыть зажим? Почему?

Давайте проверим ваши предположения. Показывается следующий слайд.

-Что можно сказать об уровнях жидкости в обоих коленах сообщающихся сосудов, если движения жидкости в них нет?

Мы пришли к важному выводу. Сформулируем его.

В сообщающихся сосудах свободная поверхность покоящейся жидкости находится на одинаковом уровне.

— А какая поверхность жидкости называется свободной?

Вопрос:

— Зависит ли положение уровня жидкости в сообщающихся сосудах от формы сосудов? Демонстрируется опыт с сосудами разной формы и показывается слайд.

— А если мы в сообщающиеся сосуды нальём две несмешивающиеся жидкости разной плотности. Будут ли они располагаться на одном уровне? Показывается слайд.

Демонстрация опыта..(подсолнечное масло и вода)

А теперь поговорим о практическом применении сообщающихся сосудов. Показ слайдов фонтанов.Показывается работа шлюзов с помощью слайдов и рассматривается рис. 111 на стр.101 учебника, где изображена схема шлюзования судов.

6. Закрепление изученного материала:

Учитель:

Фронтальный опрос.

Что вы сегодня узнали на уроке?

Какие сосуды называются сообщающимися?

Какие свойства сообщающихся сосудов мы знаем теперь.?

Применение их в быту ив технике

Решение задач: В.И. Лукашик №539, № 540, № 541,

7. Физическая пауза.

Прежде, чем приступить к решению задач, проведем «Гимнастику для глаз».

Зажмурьте глаза, а потом откройте их. Повторите 7 раз.

Делайте круговые движения глазами: налево — вверх — направо — вниз — направо — вверх — налево — вниз. Повторите 8 раз.

Вытяните вперёд руку. Следите взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом медленно отодвиньте обратно. Повторите 6 раз.

Посмотрите в окно вдаль 2 минуту.

8.Итог урока.

Мы вместе прошли трудный путь от гипотез, к подлинно научной теории и поучаствовали в своем открытии уже известного закона сообщающихся сосудов.

Я попрошу еще раз сделать общий вывод нашего урока. Учащиеся дают отвечают:

В сообщающихся сосудах однородная жидкость устанавливается на одном уровне.

В сосудах любой формы и ширины однородная жидкость устанавливается на одном уровне.

Высоты столбов разнородных жидкостей в сообщающихся сосудах обратно пропорциональны их плотностям.

9.Домашнее задание к следующему уроку.

§ 39; Упр.16 (1,2, задание 9 №1. стр. 96).

Предлагаю вам побыть учеными- экспериментаторами, философами, писателями.

Первая группа – модель фонтана;

Вторая группа – модель оросительной системы для огорода;

Третья группа – модель системы водопровода;

Четвертая группа – модель водомерной башни.

10. Рефлексия.

Ваше настроение в конце урока: Проанализируйте, пожалуйста, «движение» своих мыслей, чувств, ощущений, которые возникли у вас в течение урока

. удивлён,

безразличен,

радостно восхищён,

встревожен,

раздражён,

спокоен

Учитель: Ребята! В заключение хочу сказать. Физик видит то, что видят все: предметы и явления. Он также как и все восхищается красотой и величием мира, но за этой всем доступной красотой ему открывается еще одна красота закономерностей в бесконечном разнообразии вещей и событий. Физику доступна редкая радость – понимать природу, и даже «беседовать» с ней. Мне хочется пожелать вам научиться понимать природу, и разговаривать с ней на одном языке.

УЧИТЕЛЬ ПОДВОДИТ ИТОГИ УРОКА , СТАВИТ ОЦЕНКИ ЗА РАБОТУ НА УРОКЕ.

Литература:

А.В. Перышкин. Учебник физики 7 класс.

А.В. Перышкин. Сборник задач по физике 7-9 класс.

Марон А.Е., Е.А Марон Дидактический материал 7 класс.

Марон А.Е., Е.А Марон Сборник качественных задач по физике. 7-9 класс.

В.И. Лукашик Сборник задач по физике 7-9 класс.

6.Интернет

Задачи по физике на сообщающиеся сосуды

Паранраф по фищике про сообшающиеся сосуды








Яндекс.Метрика lists
lists