урок Ель и сосна — хвойные деревья




Тема: Ель и сосна — хвойные деревья.

Тип урока: урок с использованием элементов игровой технологии.

Вид: комбинированный.

Хвоиное дерево юга

Технология : игровая.

Форма проведения: ролевая игра.

Цели урока:

1) Закрепить знания о голосеменных растениях, пополнить знания о значении ели и сосны для человека, рассказать об особенностях строения и биологических особенностях голосеменных на примере сосны и ели.

2) Коррекция логического мышления на основе упражнения в сравнении иели и сосны.

3) Экологическое воспитание, воспитание бережного отношения к лесу.

Оборудование: мультимедийная презентация, учебные картины « Сосна», « Ель», коррекционно-развивающие упражнения.

Словарная работа: светолюбивая, теневыносливая, ельник, бор, влаголюбивая, засухоустойчивая.

Методы и приёмы: беседа, рассказ, работа с учебником и тетрадью, дидактическим материалом, выступления обучающихся, просмотр презентации.

Ход урока.

1 Орг. момент. ( Создание ситуации успеха) — слайд 1.

« Звенит заливистый звонок,

Вас ждёт интересный, полезный урок

Чудесным пусть будет у нас настроение,

Легко и прелестно даётся учение!

2.Мотивационное начало урока. Выход на тему.

Урок необычный — мы побываем в лесной гостиной . Все кто пришли в нашу гостиную имеют приглашения с небольшими заданиями.

3.Проверка домашнего задания.

Назови хвойные растения.

Каковы основные признаки хвойных? (листья — хвоинки),

Что такое хвоя? ( масса хвоинок).

Почему сосна и ель относятся к голосеменным растениям? ( семена безплодов , семена видны, так как лежат без укрытия, то есть голо) Хвойныедеревья размножаются семенами, но семена их находятся не внутри плода,а на чешуях, в шишках. Семена лежат попарно на верхней стороне чешуиоткрыто (голо). Поэтому их и называют голосеменными растениями.

Где находятся семена у голосеменных? ( в шишках на твёрдых чешуях).

Что такое шишка? (это видоизменённый побег).-Загадка: Не страшна ей стужа,

Не страшна метель,

Острая вершина, а зовётся( ель).

-Загадка: о сосне

У меня длинней иголки, чем у ёлки

Очень прямо я расту в высоту

Если я не на опушке ветви только на макушке.

— Загадка:

Она весну встречает- серёжки надевает.

Накинута на спинку зелёная косынка, (берёза)

Как можно объединить эти слова — ель, сосна, лиственница, пихта, кедр.

Что лишнее? Почему?

Ель, сосна, пихта, лиственница, берёза.( берёза -лиственное дерево).

— Почему лиственницу так называют, хотя она хвойное дерево?

Изучение новой темы.

Выход на тему : задание « Экологический пример»

(Сосняк – як +а) + и + (ельник-ник ) + (хвоя -я+-й.+ ные) + (дерево-о+ ья)= ?

(запись темы урока в тетради) — слайд 2.

Задача нашего урока — продолжить изучение хвойных растений сосны и ели, узнать об их сходстве и отличии, пополнить знания о значении ели и сосны для человека . Хозяева гостиной семиклассники. Они будут играть роли географа, историка, биолога, эколога, врача , поэта, художника, искусствоведа, лесовода.

( встают и приветствуют всех) .Они помогут мне в проведении урока. Речь в гостиной пойдёт о царице северных лесов и её подруге.

Какие вопросы мы включили в повестку нашей встречи: слайд 3. 1.Географическая справка.

Царица северных лесов и её подруга. Мини — исследование,

Красота хвойных лесов ( Картина « Корабельная роща»)

Физкультминутка5.Лес и искусство.

6. Из истории…

7.Значение хвойных.

8.Охрана хвойных деревьев.

Учитель:

Царицей северных лесов , «зелёной жемчужиной» России называют сосну. Её подруги — представителей различных хвойных растений. Это ель, лиственница, пихта, можжевельник и т.д.; всего к классу хвойных относится около 560 видов. По сравнению с цветковыми растениями их вроде бы

немного, но роль этих растений в природе и жизни человека очень велика. Ведь хвойные леса составляют более трети всех лесов планеты.

Хвойные деревья образуют леса, которые называются тайгой. Тайга -богатство нашей страны, А сейчас географическая справка.

1. Географическая справка.

Географ ( рассказ по карте) — слайд 4,5,6

Лесная зона расположена к югу от тундры. Она протянулась полосой с запада на восток — от Балтийского моря до берегов Охотского и Японского моря, а с севера на юг — от тундры до зоны степей.

Лесная зона расположена в европейской и азиатской частях России, имеет площадь 6,3 млн кв.км. Она занимает почти половину территории нашей страны. Это самая большая природная зона России.

Леса России разнообразны по составу и по числу древесных пород. На территории нашей страны встречаются и хвойные ( тайга), и смешанные леса, а на самом юге-лиственные.

Свыше 80 процентов площади лесов занимают хвойные леса. По площади лесов Россия занимает одно из первых мест в мире.

Восточно- Европейская ( Русская) равнина занимает почти всю европейскую часть России — от западной границы до Уральских гор. Большая часть смешанных лесов расположена в европейской части России. В смешанных лесах растут хвойные и лиственные деревья: ель, сосна, осина, берёза, липа,дуб.

Республика Марий Эл расположена на Восточно-Европейской равнине в зоне смешанных и хвойных лесов. На сотни километров тянутся дремучие леса. Они занимают более половины территории республики. Сосновые боры, светлые и сухие встречаются в южной части республики. Елово-пихтовые леса растут в северо-восточной части республики. Леса -богатство нашей республики.

Мари-Турекский район находится на северо-востоке республики. Район относится к числу районов со средней лесистостью — 31, 7%. Среди хвойных

пород на 1 месте — ель. В составе лесов преобладают лиственные породы: берёза, липа, осина.

2. «Царица северных лесов и ей подруга»

Учитель ( учебные картины « Сосна» и « Ель») — слайды 7,8

50 млн. лет назад появилась сосна на Земле. За это время неоднократно менялся лик планеты: наступали и отступали ледники, появлялись и исчезали многие виды растений и животных, а их современница — скромная с виду сосна преодолела время, зацепилась корнями за землю и дожила до наших дней.

В России сосна обыкновенная является одним из самых распространенных деревьев. Ее можно увидеть на пространствах от берегов Белого моря вплоть до берегов Черного моря, от западных границ России — до реки Лены. Может быть, поэтому и называют ее сосной обыкновенной? Но так ли она обыкновенна? Прежде всего, ее с полным правом можно назвать самой терпеливой и неприхотливой. Покрытая пушистой хвоей соска растет и в сухих местах, и на моховых болотах, и на голых гранитных скалах.

Сосна — неприхотливое дерево, холодостойкое, хорошо переносит зиму. Она растёт на песках, камнях, на болотах. Корни сосны уходят глубоко е землю, поэтому ей не страшны сильные ветры. Сосна менее требовательна к почве.

Лес, в котором растут только сосны, называют сосновым бором.

Сосна дерево засухоустойчивое. Хвоинки сосны тонкие, мало испаряют влагу, поэтому сосна может выдерживать засуху.

Сосна светолюбивая культура. Ствол у сосны прямой, ветки образуют крону только на верхушке дерева. Первые сучья начинаются на высоте 10 метров от земли. Форма кроны — куполообразная. Все нижние ветки сосен постепенно засыхают и отпадают, потому что веткам не хватает солнца. Их затеняют соседние деревья. Совсем другой вид имеет сосна , которая выросла на просторе. Она освещена солнцем со всех сторон. Ствол у неё менее высокий, более толстый, дерево ветвистое и коренастое. Ветки растут в стороны. Нижние ветки не засыхают и не обламываются.

Ель — высокое стройное дерево.

Лес, в котором растут только ели , называют ельником.

Ель требовательна к почве: она хорошо растёт только на богатой питательными веществами, хорошо увлажнённой почве. Ель холодостойкая, влаголюбивая. Главный корень дерева развит слабо. Боковые корни располагаются в поверхностных слоях почвы, поэтому ветер иногда валит еловые деревья, выдирая их с корнями.

По своим биологическим особенностям ель сильно отличается от сосны. Ель теневынослива и может развиваться под пологом сосны и лиственных деревьев. Это часто приводит к смене сосновых и берёзовых лесов еловыми, так как ель затеняет и вытесняет эти деревья. Ствол у ели густо усеян колючей хвоей. Ветви ели тонкие, растут близко друг к другу, начинаются почти от земли и к вершине дерева постепенно укорачиваются. Форма кроны — пирамидальная.

Мини — исследование.( раздаточный материал — веточки сосны и ели, кора деревьев, шишки).

Исследование по плану ( на партах)

Инструкция: Рассмотрите ветки сосны и ели. Чем они похожи и чем отличаются?

План:

1.Окраска коры.

2. Хвоя: цвет, длина ,расположение

Хвоинки у сосны обыкновенной всегда сидят по две — парами. Это ее видовой признак. Хвоинки сосны расположены попарно, пучками, светлее и мягче. В пословице говорится « Ёлка колет, сосна гладит» ( хвоя сосны мягче)

Ель и похожа на сосну, и не похожа. Листья ели — тоже хвоинки, но они короткие заострённые на конце, колючие, темно -зелёные, расположены поодиночке. Хвоя густо покрывает побеги.

З.Шишки.

Сосна засухоустойчивая или влаголюбивая

Заполнение таблицы:

При П Признаки.

ЕльЕль

Сос Сосна

Цве Ц Цвет коры

Тём Тёмно -бурая

Ора Оранжево-бурая

Цвет Цвет хвои

Длина хвои

Расположение

хвоинок

Тём Тёмно-зелёная

Короткая

Хвоинки

одиночные

Свл Светло- зелёная

Дли Длинная

П Пучками по две хвоин хвоинки

Ши Шишки.

Дли Длинные

Кор Короткие.

Проверь себя — слайд 9.

Назовите общие признаки хвойных растений?

Общие признаки — наличие хвои, шишки .

Отличия: цвет коры и хвои, длина хвои, расположение хвоинок.

Сосна и ель — вечнозелёные деревья. Часть хвои опадает в определенное время — осенью, в сентябре, а живет она три года. Перед тем как опасть, хвоинки становятся желтыми, и тогда крона становится пестрой.

Поэтому под елью, так же как под сосной. Всегда можно увидеть опавшую сухую хвою, а на ветках — зелёную.

З.Красота хвойных лесов.

Учитель

Красота и величавость сосновых лесов всегда вдохновляла поэтов, писателей и художников.

Постоянной и главной темой произведений И. И. Шишкина была тема Родины, раскрываемая им в образах ее прекрасной и могучей природы. Он изображал преимущественно леса, сосновые и дубовые, то есть самые

мощные, самые высокие, недаром художника называли богатырем русского леса. Слайд 10

« Люблю я по — настоящему русский лес и только его пишу», — говорил И.И.Шишкин.

Творчество художника было тесно связано с родным краем. Природа елабужских окрестностей вдохновила художника на создание своих лучших произведений; которые принесли ему заслуженную славу. Особенно известны и пользуются большой любовью картины «Сосновый бор» и «Корабельная роща» (первоначально названная «Афонасовская корабельная роща близ Елабуги»). Картина «Сосновый бор» написана Шишкиным после его поездки в Елабугу летом 1871 года.

Работа с учебником — рассматривание картины художника И. Шишкина

« Сосновый лес» на странице 138.

Задание: найди в тексте учебника описание картины. На холсте И.И. Шишкина — устремлённая в небо мощь красного бора, темень глушняка. На его картинах сплетаются упругие ветви, топорщатся колкие пучки игл. С полотен Шишкина русский лес зашумел, задышал. « Сосной на выставке запахло», — восторженно говорили те кто видел его картины.

« Корабельная роща» — одно из самых величественных по замыслу и самых совершенных своих творений. Корабельная роща — картина — завещание.

Художник — слайд 11

« Корабельная роща» — одно из самых величественных по замыслу творений.

Кажется до самого неба поднимаются могучие сосны. Не охватишь взглядом. Недаром Шишкин так их написал, чтобы вершины деревьев — тех, что впереди, — не уместились на холсте. Такие отборные, стройные сосны шли на строительство. Оттого и название- корабельная.

Пахнет хвоей, смолой и ароматом старых сосен. Ведь многим из них по сто лет. Взор устремляется в даль леса, и мы смотрим в таинственную чащу, прорезанную дорожками света.

А рядом с могучими великанами тянутся кверху тонкие. Молодые сосенки -зелёная семья…

Блики солнца играют в теплых водах ручья, берущего начало у мощных корней бора.

Шишкин создал монументальное полотно с гигантскими соснами, словно подпирающими ветвистыми кронами само небо. Это своеобразный итог многолетнего творчества великого художника, его лебединая песня. Она написана в год кончины художника. В полотне как бы обобщен весь опыт долгой и непростой жизни мастера.

4.Физкультминутка.

Как чудесен лес. Попробуем изобразить его.

— Мы в лесу своём друзья, и все мы дружная семья.

( Встают из-за парт и берутся за руки)

Деревья выстроились в ряд, и каждый встрече с нами рад.

(Улыбаются друг другу)

Вот этот гибкостью своею тешит взгляд,

(Наклоняются)

А это — высится сурово, как солдат

(Тянутся вверх)

Одно -раскидистые ветви простирает.

(Машут руками)

Другое — на ветру трепещет и играет.

( Весело прыгают. Садятся на свои места)

5. Лес и искусство

Учитель

Хвойным деревьям посвятили свои произведения поэты.

Поэт

С. Маршак.

Протянула мне лапу сосна

С красноватым чешуйчатым цветом.

Цвет сосновый, смолою дыша.

Был не слишком приманчив для взгляда.

Но сказал я сосне: хороша!

И была она, кажется, рада.

М.Ю. Лермонтов

На севере диком стоит одиноко

-На голой вершине сосна.

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета , как ризой , она

И снится ей всё, как в пустыне далёкой,

В том крае, где солнца восход,

Одна и грустна на утёсе горючем

Прекрасная пальма растёт.

В.Рождественский.

Когда ты входишь в лес, душистый и прохладный,

Средь пятен солнечных и строгой тишины.

Встречает грудь твоя так радостно и жадно

Дыханье влажных трав и аромат сосны.

Нога твоя скользит по россыпи иголок

Или шуршит травой, роняя капли рос,

А сумрачный навес широколапых ёлок

Сплелся с листвой ольхи и молодых берёз.

Учитель.

Наши предки придавали большое значение деревьям , среди которых им приходилось жить. На Руси из сосновых деревяшек вырезали маленьких избяных божков, а из стволов этих деревьев делали огромных идолов для языческих праздников. В качестве пожелания здоровья и долголетия сосновые ветки втыкали в свадебные повозки.

В Китае сосна олицетворяет верность .

В Японии отдают предпочтение хвойным : сосне, ели ; считают их символом жизни, символом счастья и долгой старости. В Японии научились выращивать низкорослую сосну,занимаясь искусством бонсай.

Искуствоведслайд 12.

В Японии существует искусство бонсай.

Японское слово «бонсай» переводят по-разному. Самое распространенное толкование — «дерево в плошке». Это миниатюрное растение, обычно не выше 1 м, в точности повторяющее облик взрослого дерева. Иногда к дереву добавляют мох, камни и т. д., и воспроизводят в миниатюре кусочек природного ландшафта.

Предположительно искусство бонсай возникло около 2000 лет назад в Китае, но впоследствии, около 100 лет назад, оно прибрело огромную популярность в Японии и в настоящее время приобретает все больше поклонников во всем

мире.



Сосну часто выращивают в горшках таким образом, чтобы дерево сохраняло свою естественную природную форму. С помощью определённых приёмов замедляется его рост. В результате небольшие деревья могут достигать возраста десятков и даже сотен лет. Но не величина и не возраст дерева поражают и очаровывают, а удивительная гармония его размера и формы. Создание бонсай требует внимательного отношения к природе, наблюдательности, художественного вкуса и терпения.

Из истории…

Учитель.

С сосной связан один любопытный случай. С сосной обыкновенной связано основание Петром I знаменитой Кунсткамеры — первого в России естественнонаучного музея.

Историк

В начале 18 века Васильевский остров на Неве покрывал густой сосновый бор. Пётр 1 увидел в лесу сосну, боковой сук которой, изгибаясь, врастал опять в ствол. Царь велел срубить удивительное дерево. Это был первый экспонат учреждённой им Кунсткамеры — музея природных диковинок «Сосну срубить, — распорядился царь Петр, ствол со странной веткой сохранить, а на месте сосны «Палату редкостей» заложить» Так на невских берегах было воздвигнуто здание, которое и сегодня относится к числу лучших архитектурных украшений города — Кунсткамера. Кунсткамера — от немецкого слова, кабинет редкостей, музей .

Кунсткамера — первый российский музей, основанный Петром I. Он ведет свою историю еще с конца XVII века, когда молодой царь начал собирать всевозможные диковинные вещи и инструменты. Из заграничных поездок он привозил модели кораблей и машин, приборы и астрономические инструменты, чучела животных и птиц.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




Яндекс.Метрика lists
lists