урок экологии Мир в котором я живу и его проблемы




Тема: Мир, в котором я живу и его проблемы» (слайд 1)

Ход урока

Тип урока: урок систематизации знаний. (слайд 2)

Форма урока: обзорная конференция.(слайд 3)

Цель: сформировать целостное представление о проблемах экологии в с. Солонешное, возможных путях их решения. (слайд 4)

Задачи: (слайд 5)

образовательная: способствовать решению проблемы, взятой из жизни, через знания и умения учащихся

развивающая: развивать способности к логическому изложению содержания материала; к формулированию выводов из услышанного; коммуникативные навыки при работе в группах.

воспитательная: продолжить ориентировать учащихся на разумную деятельность, способствующую рациональному использованию и охране окружающей природной среды.

Эпиграф урока: (слайд 6)

Солонешье мое, спят ануйские плесы,

Над Паромской горой голубеет звезда.

Умывается утро. Прохладные росы.

Предрассветный мотив напев вода.

Предполагаемая деятельность учителя

Предполагаемая деятельность ученика

Вводное слово учителя

Актуализация знаний. Работа в группах.

Обсуждение. Беседа.

Работа в группах Электронный продукт

Промежуточная рефлексия

Заполнение кластера на доске

Работа в группах Электронный продукт

Промежуточная рефлексия

Заполнение кластера на доске

Работа в группах Электронный продукт

Промежуточная рефлексия

Заполнение кластера на доске

Работа в группах Электронный продукт

Промежуточная рефлексия

Заполнение кластера на доске

Электронный продукт

Промежуточная рефлексия

Заполнение кластера на доске

Обобщение рассмотренного материала

Наша конференция посвящена экологии нашего села Солонешное. Сегодня на уроке вы предстанете в роли «инженера-эколога по защите окружающей среды» и выступите с обобщающими докладами по следующим направлениям:

1 Уран, как спутник золотых руд.

2 Химическое загрязнение атмосферы автомобильным транспортом.

3 Биологическое загрязнение.

4 Загрязнение поверхностных водоемов.

5 Демографические проблемы с.Солонешное(суицид).

Оценивать результаты работы на конференции группы экологов мы будем следующим образом: каждая группа экологов

а) предоставляет доклад;

б) заполняет луч кластера по докладам коллег .

Результаты оформим в таблицу:

№группы

«доклад»

«луч1»

«луч2»

«луч3»

«луч4»

«луч5»

1

2

+

+

+

+

+

+

3

4

5

Группа, выполнившая все задания, получает оценку отлично, четыре задания – оценку хорошо и т.д.

Какие группы факторов внешней среды выделяют в экологии? составьте схему.

Сопоставьте составленную вами схему с материалом вашего доклада и попробуйте дать характеристику экологического фактора, о котором сегодня пойдет речь.

Уважаемые экологи, предлагаю обсудить ваши доклады: по ходу предоставляемой информации остальные группы заполняют соответствующий «луч» кластера. Каждая точка «луча» соответствует воздействию, которое оказывает загрязняющий фактор на окружающую среду.

Первый вопрос нашей конференции

1 Уран, как спутник золотых руд. (слайд 7)

Какое воздействие может оказать уран на окружающую среду? (Приложение 1)

Второй вопрос нашей конференции:

2 Химическое загрязнение атмосферы автомобильным транспортом. (слайд 8,9,10)

Какое воздействие может оказать транспорт на окружающую среду? (Приложение 2)

Третий вопрос нашей конференции:

3 Биологическое загрязнение. Информация для кластера: виды заболеваний распространены на территории нашего села. (слайд 11)

Какие виды заболеваний распространены на территории нашего села? (Приложение 3)

Четвертый вопрос нашей конференции:

4 Загрязнение поверхностных водоемов. (слайд12,13,14)

Какое воздействие могут оказать разные виды загрязнителей на водную среду обитания? (Приложение 4)

Последний вопрос нашей конференции:

5 Демографические проблемы с.Солонешное(суицид).). Информация для кластера: причины суицидов в с.Солонешное. (слайд 14-20)

Какие причины суицидов в с.Солонешное вы смогли выделить?(Приложение 5)

Мы выслушали всех участников конференции. Давайте попробуем сделать вывод в форме предложений для рассмотрения на заседании Совета Народных Депутатов Солонешенского района по следующему плану:

1- группа по материалу 5 группы;

2 – по материалу 4;

3 – по материалу 2;

4 – по материалу 3;

5 – по материалу 1.

За три урока до конференции ученики класса поделились на группы. Каждая группа отрабатывала определенную экологическую проблему села и свои результаты предоставляет в форме докладов.

Слушают, задают вопросы.

Составляют схему:

Экологические факторы

абиотические

биотические

антропогенный

Ученики каждой группы характеризуют антропогенный фактор, исправляя и дополняя ответы других групп.

Первая группа осуществляет доклад, остальные группы, выбирая информацию о воздействии загрязняющего фактора на окружающую среду, заполняют соответствующий «луч» кластера.

Группы по очереди вписывают информацию на «луче» кластера, исправляя и дополняя ответы других групп.

Уран, как спутник золотых руд

Изменение генотипа

Нарушение работы почек

Повреждение легочных тканей

Рак органов

Вторая группа осуществляет доклад, остальные группы, выбирая информацию о воздействии загрязняющего фактора на окружающую среду, заполняют соответствующий «луч» кластера.

Воздействие транспорта на организм

Группы по очереди вписывают информацию на «луче» кластера, исправляя и дополняя ответы других групп.

Поражение легких

Отравление организма

Отложение липидов на стенках кровеносных сосудов

Инфаркт

Инсульт

Уменьшение кислорода в атмосфере

Нарушение работы эритроцитов

Раздражение слизистых оболочек

Поражение ЦНС

Снижение активности ферментов

Развитие раковых опухолей

Третья группа осуществляет доклад, остальные группы, выбирая информацию о видах заболеваний, заполняют соответствующий «луч» кластера.

Группы по очереди вписывают информацию на «луче» кластера, исправляя и дополняя ответы других групп.

Виды заболеваний на территории села

Инфекционные заболевания

Паразитарное поражение (плоские,круглые черви)

Природно-очаговые болезни

Венерические заболевания

Четвертая группа осуществляет доклад, остальные группы, выбирая информацию о воздействии загрязняющего фактора на водную среду, заполняют соответствующий «луч» кластера.

Группы по очереди вписывают информацию на «луче» кластера, исправляя и дополняя ответы других групп.

Загрязнение поверхностных водоемов

Бытовые отходы

Отходы сельского хозяйства

Химические отходы

Физическое загрязнение

Пятая группа осуществляет доклад, остальные группы, выбирая информацию о причинах суицида в селе Солонешное заполняют соответствующий «луч» кластера.

Группы по очереди вписывают информацию на «луче» кластера, исправляя и дополняя ответы других групп.

Демографические проблемы села Солонешное

Алкоголизм

Возрастные изменения психики

Формулируют вывод:(слайд 21)

1. Необходимы скоординированные усилия по проведению качественных исследований для получения авторитетной информации, позволяющей правильнее оценить опасность для здоровья жителей с. Солонешное.

При наличии в каких-то районах очень высоких концентраций урана эти районы, возможно, необходимо закрывать, пока эти частицы не будут удалены, тем более там, где вероятно присутствие детей.

2. Загрязнение воздуха в с. Солонешное можно существенно снизить, если придерживаться оптимального режима движения. Наиболее экологически «чистым» режимом работы является движение с постоянной скоростью.

3. Усилить контроль за состоянием скотомогильников; усилить контроль ветслужб при определении качества мяса.

4.Создать экологическую группу по контролю за состоянием водных ресурсов.

5.Поставить вопрос о постановке с. Солонешное в программу по борьбе с суицидом.

Приложения

Приложение 1

У ряда геологов сложилось мнение, что уран особо важный спутник золота. Сейчас урановых месторождений изучено в различных странах много. Большинство из них незолотоносно. Однако постепенно накапливаются данные, позволяющие думать, что в наиболее древних месторождениях уран нередко отлагался из металлоносных растворов одновременно с золотом и серебром. Или, по крайней мере, в близкой последовательности и взаимосвязи.

Уран, как спутник золотых руд, может оказаться очень полезным при поисках любых месторождений. Ведь урановые минералы, благодаря радиоактивному излучению, сравнительно легко выявляются с помощью современной технической аппаратуры.

Информации о том, как уран сказывается на здоровье людей и окружающей среде, немного. Воздействие урана на здоровье человека является разным в зависимости от химической формы, в которой он попадает в организм, и может вызываться как химическими, так и радиологическими механизмами.

Воздействие на здоровье зависит от того, каким образом произошло облучение и какова его степень (через дыхательные пути, при проглатывании, при контакте или через рану), и от характеристик (размер частиц и растворимость). Вероятность обнаружения возможного воздействия зависит от обстановки (армия, гражданская жизнь, производственная среда).

Опасность для здоровья

Химическая токсичность:

Уран вызывает повреждение почек у подопытных животных, и некоторые исследования указывают на то, что долговременное облучение может приводить к нарушению почечной функции у людей. Наблюдавшиеся типы нарушений: узелковые образования на поверхности почки, поражение трубчатого эпителия и повышение содержания глюкозы и белка в моче.

Сам уран как тяжелый металл, как альфа-излучатель проникая в почву, через пищевые цепочки может попадать в организмы людей, в том числе, и влиять на генотип. Его иногда сравнивают со свинцом. Свинцовое загрязнение тоже опасно — это токсический элемент, который влияет и на генетическом уровне.

Радиологическая токсичность:

Распад урана происходит главным образом путем испускания альфа-частиц, которые не проникают через внешние слои кожи, но могут влиять на внутренние клетки организма (более подверженные ионизирующему воздействию альфа-излучения), когда уран попадает в организм при проглатывании или вдыхании. Поэтому альфа- и бета-облучение при вдыхании нерастворимых частиц урана может приводить к повреждению легочных тканей и повышать риск рака легких. Аналогичным образом, предполагается, что поглощение урана кровью и его накопление в других органах, в частности в скелете, создает дополнительный риск рака этих органов, зависящий от степени радиационного облучения. Считается, однако, что при низкой степени облучения риск раковых заболеваний весьма низок.

Поглощение урана в организме

Большая часть (свыше 95%) урана, попадающего в организм, не поглощается, а удаляется с калом. Из той части урана, которая поглощается кровью, примерно 67% будет в течение суток отфильтровано почками и удалено с мочой. Уран переносится в почки, костную ткань и печень. Подсчитано, что выведение половины этого урана с мочой занимает от 180 до 360 дней.

Рекомендации

Необходимы скоординированные усилия по проведению качественных исследований для получения авторитетной информации, позволяющей правильнее оценить опасность для здоровья жителей с. Солонешное.

При наличии в каких-то районах очень высоких концентраций урана эти районы, возможно, необходимо закрывать, пока эти частицы не будут удалены, тем более там, где вероятно присутствие детей.

Приложение 2

Химическое загрязнение атмосферы автомобильным транспортом в с. Солонешное.

Главным загрязнителем атмосферного воздуха является транспорт, работающий на основе тепловых двигателей. Выхлопные газы автомашин дают основную массу свинца, оксид азота, оксид углерода и др.; износ шин – цинк; дизельные моторы – кадмий. Тяжелые металлы относятся к сильным токсикантам.

Каждый автомобиль выбрасывает более 3 кг вредных веществ ежедневно. Бензин, получаемый из некоторых видов нефти и нефтепродуктов, при сгорании выделяет в атмосферу диоксид серы. Попадая в воздух, он соединяется с водой и образует серную кислоту. Диоксид серы наиболее токсичен, он поражает легкие человека. Оксид углерода или угарный газ, попадая в легкие, соединяется с гемоглобином крови и вызывает отравление организма. В небольших дозах, воздействуя систематически, угарный газ способствует отложению липидов на стенках кровеносных сосудов. Если это сосуды сердца, то человек заболевает гипертонией и может получить инфаркт, а если сосуды мозга, то человек имеет потенциальную возможность получить инсульт. Оксиды азота вызывают отеки органов дыхания. Соединения цинка не только поражают нервную систему, но и, накапливаясь в организме, вызывают мутации.

Село Солонешное не исключение и здесь, как и во многих районных центрах, наблюдаются признаки рурбанизации (от англ. Rural — сельский, лат. urbanus — городской) — распространение городских форм и условий жизни на сельские поселения, составная часть процесса урбанизации в его широком понимании. Рурбанизация может сопровождаться миграцией городского населения в сельские поселения, переносом в сельскую местность форм хозяйственной деятельности, характерных для городов. Одной из форм проявления является увеличение количества автомобилей на душу населения.

Автомобиль — не роскошь, а средство передвижения. Это известно всем. Но то, что машины из блага цивилизации может превращаться в ее бич, человечество стало понимать сравнительно недавно. Чем больше машин выходит на улицы, тем труднее человеку мирно сосуществовать с их стальным гудящим и гадящим потоком. Специалисты установили, что один легковой автомобиль ежегодно поглощает из атмосферы в среднем более 4т. кислорода, выбрасывая с отработанными газами примерно 800 кг. оксида углерода, около 40 кг окислов азота и почти 200 кг различных углеродов. Если помножить эти цифры на 800 млн. ед. мирового потока автомобилей, можно представить себе степень угрозы, таящейся в чрезмерной автомобилизации. Кроме того в выхлопах двигателей внутреннего сгорания содержатся альдегиды, сажа, бенз(а)пирен, тяжелые металлы. Окись углерода попадая в кровь, так действует на красные кровяные шарики- эритроциты, что они теряют способность транспортировать кислород. В результате наступает кислородное голодание, что прежде всего сказывается на центральной нервной системе. Когда мы вдыхаем окислы азота, они в дыхательных путях соединяются с водой и образуют азотную и азотистую кислоту. В результате возникают не только раздражения слизистых, но и весьма тяжёлые заболевания. Считается, что окислы азота в 10 раз опаснее для организма, чем окись углерода.

К факторам, оказывающим неблагоприятное влияние на организм человека, относится также соединение свинца, содержащиеся в выхлопных газах автотранспорта. Количество свинца в крови человека возрастает пропорционально с увеличением его содержания в воздухе. Последнее ведёт к снижению активности ферментов, участвующих в насыщении крови кислородам, и, следовательно, к нарушению обменных процессов в организме.

Типичным представителем вещества, способствующих возникновению раковых опухолей, является бенз(а)пирен. Достаточно сказать, что учёные уже обнаружили в этих газах около 200 компонентов. Именно, в развитии автотранспорта и, стало быть, во всё большем засорении воздуха автомобильными газами многие учёные видят главную причину увеличения смертности от рака лёгких. Частота этого заболевания в городе намного выше чем в сельской местности.



3агрызнение атмосферы автомобильным транспортом на территории с. Солонешное

С. Солонешное расположено в части Солонешенского района. Через село проходит автотрасса. Протяжение трасы через село — около 1,2 км. Автотрасса с твёрдым покрытием — асфальт. На расстоянии 6 м и 3 м по обочинам расположены жилые дома.

Поток движения автотранспорта через с. Солонешное.

Время

Пункт наблюдения

Всего автомобилей

Легковые

Грузовые

Автобусы

В село

Из села

В село

Из села

В село

Из села

В село

Из села

8:45-11:00

12:00-14:00

1

23

54

15

50

7

3



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




Яндекс.Метрика lists lists