урок доброты Я хочу помочь людям




Учреждение; ГБОУ лицей № 344

Учитель : Новоселова Марина Евгеньевна

Предмет: урок доброты «Я хочу помочь людям!» (для учащихся 3-4 классов)

Задачи:

1)выяснить назначение благотворительных фондов,

2)формировать стремление совершать поступки, воспитывая доброе отношение к окружающим живым существам,

3) включить учащихся в добровольную реальную деятельность посредством своего участия и участия родителей.

Оборудование: электронная доска, презентация ( смотри приложение), карточки раздаточного материала, толковые словари.

Виды работ: в парах, групповая деятельность.

Ход урока:

Мотивация

— Какое сейчас время года? (весна)

А вы знаете, что весной ежегодно во многих странах мира, в том числе и в России, проходит акция «Весенняя неделя добра». Хотите ли вы стать частицей этой акции? А как? Сначала разберемся.

Проблемная ситуация

Многие века тому назад, в далекой древности, в Риме жил император – Октавиан, «сын божественного Цезаря». Захотел он оставить о себе добрую память людям. И тогда стал император после завершения военных действий перестраивать Рим. Окружил себя художниками, писателями. В народе получил прозвище «Август». Часто появлялся на литературных чтениях у своего друга Мецената, сказочно богатого и щедрого человека, который вознаграждал тех людей, которые восхваляли блага режима Августа, да и самого императора в своих сочинениях.

— Какое непонятное слово услышали? (меценат)

Попробуем разобраться: что означает это слово ? А как это выяснить? (обратимся к толковому словарю)

МЕЦЕНАТ( по Ожегову) – в буржуазно-дворянском обществе богатый покровитель наук и искусств.

— Стало ли понятно вам, чем занимается меценат? (нет)

— А были ли такие люди на Руси?

Вновь обратимся к истории. Возьмите листочки-распечатки. Познакомьтесь с текстом ( учащиеся читают информацию).

В X в. Русью правил князь Владимир Святославович. Доподлинно известно, что он оказывал щедрую помощь людям. Устраивал пиры, празднества не только для бояр, но и для народа: делился угощением, раздавал яства.

— Чем занимался князь? (благотворительностью)

— Как по-другому можно сказать? Каким современным словом можно заменить? (спонсорством)

— Что, по-вашему мнению, означает слово – благотворительность? ( благо, творить — сложное слово, состоящее из двух корней)

— Проверим по словарю, так ли это?

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ – оказание частных пожертвований, материальной помощи бедным.

Я бы сказала, что Благо = Добро ( все положительное, полезное, хорошее).

Актуализация знаний.

— О чем же мы сегодня будем говорить? (о благотворительности). Выясним:

1. Кто занимается благотворительностью сегодня?

2. Кому оказывается помощь?

3. Каким способом?

Далее работа ведется по пунктам плана .

Слайд 1. — Знаете ли вы, кто занимается благотворительностью сегодня? ( люди)

Какие существуют сообщества? Обратимся к помощи компьютера (электронной доски.) Рассмотрите страницу Яндекса. Как называются организации? Где они расположены? ( благотворительные фонды, в Санкт-Петербурге). Определите, много ли таких организаций в нашем городе? (да, 75 на сегодняшний день). Почему почти все расположены в центре города? ( людям удобно добираться из любой точки города в центральный район).

Слайд 2. — Кому оказывается помощь? ( беззащитным животным, старикам, детям).

Слайд 3.1. -Рассмотрите иллюстрации. Дополните список, нуждающихся в добром, заботливом отношении. ( одаренным, талантливым людям, бомжам, больным, инвалидам, ветеранам, людям, попавшим в чрезвычайную ситуацию, историческим памятникам)



Слайд 3.2. – Каким способом ведется оказание помощи? ( перевод денежных средств на проведение медицинской операции, на приобретение техники для детей-инвалидов или в детские дома ,участие в благотворительных концертах для ветеранов, для воинов-участников военных действий (афганцев), кто-то берет детей на воспитание в свои семьи)

Много ли надо старикам – любовь, внимание, забота. Ветеранам мы можем преподнести цветы, и не только в праздничные дни. Всегда на помощь заболевшим приходит «скорая помощь». Её и мы может оказать: почитать книгу, подать лекарство, сходить за продуктами в магазин. Есть в каждом городе граждане без определенного места жительства. Судьба распорядилась так, что они остались без жилья. И им можно помочь. Устроить ночлег, накормить. Талантливые одаренные люди, люди творческие, воодушевленные какими-то делами также нуждаются во внимании. Государство увеличивает таким людям премии. Что говорить о друзьях наших меньших – приласкайте, покормите. Даже памятникам культурным нужна забота. Не будем их портить, разрушать, рисовать на стенах.

Первичное закрепление

Особенно ярко помощь проявляется в чрезвычайных ситуациях: землетрясение, водная стихия, распространение пожара и другие стихийные бедствия. В момент, когда история спасения жизни человека не требует ни малейшего промедления. Люди приходят на помощь друг другу.

— Можете ли вы привести подобные примеры? (Япония)

А в нашем городе такая благотворительная помощь оказывалась даже во время Великой Отечественной войны. Из Узбекистана, Таджикистана, с Урала в город приходили эшелоны с продовольствием и подарками в том момент, когда уже город был взят в блокадное кольцо.

В 1942 году в 7 районах открыли детские столовые усиленного питания, чтобы спасти жизни юным ленинградцам. Да и дети не сидели, сложа руки. Они также принимали активное участие в оказании помощи нуждающимся. 21 ноября 1943 года во Аничковом Дворце было проведено собрание тимуровцев.

Слайд 4. — Кто такие тимуровцы? Чем они занимались? Кто придумал тимуровское движение? А сегодня можно встретить тимуровцев? Что объединяет людей в эти команды? (желание и стремление помочь людям)

Тимуровцев придумал детский писатель А.П.Гайдар. Он написал книгу «Тимур и его команда», в которой главный герой – Тимур. Мальчик 11-12 лет создает команду ребят единомышленников, которые помогают людям. Кстати, ребята даже создали свою систему оповещения – срочный сбор. В дальнейшем такие отряды поддержки стали появляться во многих городах нашей страны, а потом это течение переросло в тимуровское движение.

Самооценка

В нашем городе, даже в Невском районе, где мы с вами живем есть Дом малютки (ребенка). Находится он совсем недалеко от метро ст. Елизаровская. Здесь живут детки, у которых нет родителей. Они или отказались от малышей, или погибли. Иногда сюда привозят детишек, родители которых о них не имеют возможности заботиться ( наркоманов, алкоголиков). Мы можем им оказать какую-то посильную помощь?

Слайд 5. — А мы как можем принять участие в благотворительной неделе?

— Какие у нас есть возможности? С кем необходимо посоветоваться? ( с родителями, старшими, взрослыми)

6. Рефлексия. Работа в группах

— Ответьте на вопрос урока: Хочу ли я помочь людям?

— Как можно сказать о качестве характера человека, который занимается благотворительностью, дарит благо? ( добродушный, человеколюбивый, милосердный, внимательный, заботливый, сострадающий)

Слайд 6. Перед вами лежат карточки. Прочитайте слова, записанные на них. Найдите наиболее точно подходящие слова к теме нашего урока. Вы угадали почти все: дарить, отдавать, безвозмездно, радовать, окружать заботой и вниманием

.Карточка 1 – дети, дарить, дать, делать, дышать.

Карточка 2 – обеспокоиться, обогреть, обрадовать, объединить, ограничить.

Карточка 3 – радовать, решать, рисковать, рассчитывать, ранить.

Карточка 4 – благородно, благоухать, безвозмездно, богато, божественно.

Карточка 5- очаровывать, огорчать, обдумывать, обзавестись, окружать

У каждого из вас есть сердце. Сердце есть и у людей, которые ждут от нас участия, помощи. Пусть как можно дольше стучат сердца всех жителей нашей планеты.

И каждый надеется на помощь. Так давайте же помогать!








Яндекс.Метрика lists
lists