урок биологии в 8 классе по темеСостав и функции крови




МКОУ СОШ № 24 р.п. Юрты

Тайшетский район Иркутская область

Урок биологии в 8 классе.

Учитель Астахова Лариса Николаевна

Тема урока: Состав и функции крови.

Цели урока:

Образовательные: продолжить формирование знаний учащихся о составе внутренней среды организма; особенностях строения и значении крови; познакомить учащихся с составом форменных элементов крови их строением, продолжительностью жизни, местом образования и значением в организме; организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению понятий.

Развивающие: содействовать формированию общеучебных умений и навыков: работе с учебником, дополнительной литературой; продолжить развивать интеллектуальные способности учащихся (умение обобщать, анализировать, синтезировать, пользоваться терминологией, умение устанавливать причинно-следственные связи, умение логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме); создать условия для развития навыков самообразования, интереса к биологическим знаниям, помочь учащимся осознать значимость изучаемого материала для сохранения и укрепления здоровья.

Воспитывающие: способствовать воспитанию культуры общения; формировать диалектико-материалистическое мировоззрение на основе развития представлений о человеке как части живой природы, способствовать развитию у учащихся заботливого отношения к своему здоровью, развитие познавательного интереса к предмету, будущее профессиональное самоопределение.

Задачи:

Повторить пройденный на прошлом уроке материал;

Создать условия для постановки проблемной ситуации;

Способствовать формированию у учащихся умений самостоятельного поиска ответов на проблему;

Закрепить знания учащихся, полученные на уроке в форме повторения жизненных ситуаций;

Способствовать созданию творческой обстановки на уроке;

Способствовать развитию коммуникативных способностей (умение взаимодействовать в небольших группах), способностей к оценочным действиям (самоанализу).

Планируемые результаты: учащиеся называют и понимают значение составных компонентов внутренней среды организма, умеют определять под микроскопом и рисункам клетки крови, указывать их основные функции, устанавливать взаимосвязь между строением и функциями кровяных клеток, разъяснять значение анализа крови, как средства диагностики заболеваний.

Личная значимость изучаемого для учащегося: значение показателей крови необходимо для диагностики заболеваний.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.

Методы обучения: частично-поисковый, проблемный, самостоятельная работа в группах с использованием интерактивного метода (проблемно-поискового, исследовательского)

Формы организации учебной деятельности: устные ответы с места, самостоятельная работа с информационным материалом, работа в группах, заполнение таблицы, решение биологических задач, выполнение тестовой работы самостоятельно, осуществление самоконтроля и рефлексии.

Приемы деятельности учителя: создание условий для постановки проблемы, помощь учащимся в поиске ответов и решении спорных вопросов, создание ситуации успеха, подведение итогов работы.

Развитие умений учащихся: взаимодействовать в группах, применять знания в новой ситуации, решать нестандартные задачи, устанавливать причинно-следственные связи, развивать способности к самоанализу.

Основные понятия урока: кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови.

Источники информации: Биология. Человек. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н.И. Сонин, М.Р. Сапин. – М.: Дрофа, 2009. – 287стр; информационные листы (информация взята из книги «Тайна капли крови», В. Воронцов, Красноярск, 1990г.), электронная презентация.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, мультимедийная презентация, учебники, карточки — задания, информационные карточки, электронный микроскоп , микропрепараты «Кровь человека», «Кровь лягушки».

Ход урока.

1.Организационный момент. Создание позитивной мотивации.

Добрый день, ребята.

Я рада вас видеть. Я вижу перед собой умные, добрые лица. Для того, чтобы понять, как мы с вами будем сегодня работать, я хочу узнать какое у вас настроение. Если у вас хорошее настроение, улыбнитесь мне. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь!

Я уверена, что сегодняшний урок принесет нам удовлетворение и будет плодотворным, а ваше настроение не ухудшится к концу урока.

2. Актуализация знаний учащихся.

Что включает в себя понятие «внутренняя среда организма»?

(Среда, которая находится внутри организма, она отделена от внешней среды оболочками тела (кожа, слизистые). В ней находятся все клетки тела. Она жидкая и имеет постоянный солевой состав).

Какие же компоненты относятся к внутренней среде организма?

(Внутреннюю среду организма составляют: кровь, лимфа и тканевая жидкость, омывающая клетки организма. Из нее они получают все необходимые для жизни вещества и выделяют в нее конечные продукты обмен).

Одним из компонентов внутренней среды организма является кровь. Какой тканью она образована? Назовите особенность этой ткани.

(Кровь – это жидкая соединительная ткань, которая состоит из плазмы, выполняющей роль межклеточного вещества и взвешенных в ней форменных элементов: клеток – эритроцитов, лейкоцитов и кровяных пластинок тромбоцитов).

Сообщается ли кровь с другими тканями и почему?

(Кровь не сообщается с другими тканями тела. Она циркулирует по замкнутой системе сосудов: артериям, венам и тончайшим (тоньше волоса) сосудам – капиллярам (в теле человека их несколько миллиардов). Через капилляры проходит обмен между кровью и клетками тканей. Кровь частично покидает кровеносные сосуды, переходит в межклеточные промежутки и становится тканевой жидкостью, отдавая ей кислород и питательные вещества, необходимые клеткам, а забирает от них углекислый газ и другие продукты обмена).

Что такое лимфа? Какие функции она выполняет?

(Лимфа – бесцветная почти прозрачная жидкость. Она перемещается по лимфатическим сосудам, которые начинаются в тканях лимфатическими капиллярами, состоящими из, эпителиального слоя клеток. Их функция поглощать избытки тканевой жидкости.

Лимфатические капилляры сливаются друг с другом, образуя лимфатический сосуд, через который лимфа попадает в кровеносную систему. На пути лимфы встречаются лимфатические узлы, они являются фильтрами, где задерживают посторонние частицы и уничтожают микроорганизмы).

Что является связующим звеном между кровью и лимфой?

(Тканевая жидкость — это связующее звено между кровью и лимфой. Она есть в межклеточных пространствах всех тканей и органов. В ней находятся клетки организма. Из нее они получают питательные вещества и кислород, а отдают продукты распада, благодаря кровеносным сосудам).

Внутренняя среда организма находится в постоянном равновесии. Что это значит?

(Это значит, что концентрация различных веществ в крови, лимфе и тканевой жидкости поддерживается примерно на одном уровне. Поддержание относительного постоянства внутренней среды организма называется гомеостаз).

3. Мотивация учебной деятельности.

Сегодня на уроке мы продолжим с Вами познавать удивительный мир организма человека…

Тема нашего урока «Состав и функции крови»

Существуют разные тайны. И с чем бы ни была связана тайна, любая неизвестность всегда интригует. На сегодняшнем уроке мы с вами побываем в роли охотников за тайной и раскроем тайну капли крови.

Испокон веков с кровью ассоциировалось что-то таинственное, даже мистическое. И немудрено: с тех пор как человек осознал себя человеком, он сотни раз убеждался на собственном опыте, что потеря крови грозит живому существу большими неприятностями и порой и гибелью. И поэтому нетрудно проследить за логическими построениями наших предков: «Есть кровь – есть жизнь. Нет крови – нет жизни». Признав за ней право на особое положение. Люди ввели кровь как составную и главную часть в различные обряды и ритуалы. Ее окропляли землю и семена перед посевом, надеясь, что это придаст им особую жизненную силу и обеспечит хороший урожай. Кстати, выражение «земля, политая потом и кровью» восходит к тому времени, когда это было в прямом, а не в переносном смысле.

Именно из представлений о таинственной силе возник ритуал жертвоприношения. Например, когда Пифагор нашел изящное доказательство своей знаменитой теоремы, он тут же принес в жертву Богам 100 животных.

Приписывая крови магические свойства, в частности, способность сохранять здоровье и даже продлевать годы, решили использовать ее рационально. В Древнем Риме на бои гладиаторов невозможно было попасть не только потому, что римляне обожали острые ощущения, но и потому, что администрация не возбраняла после окончания боя выскакивать на арену всем желающим и пить кровь того, кто потерпел поражение.

Таинственный цвет крови стал неотъемлемой частью огромного числа ритуалов и обрядов. Долгое время самые торжественные и важные договоры, соглашения и клятвы скреплялись подписями, сделанными кровью. Такие договоры почитались особенно надежными и прочными, а клятва на крови считалась священной.

Красный цвет крови человечество всегда отожествляло с жизнью и здоровьем. В Древнем Египте для ограждения от болезней и «порчи» тело натирали красными красками и умащивали помадами, отсюда и пошла мода, красить губы, ногти в ярко-красный цвет. Неслучайно преобладающим цветом большинства государственных флагов является именно красный. Часто, даже не осознавая этого, люди наделяют доброе и хорошее, полезное и радостное красным цветом: красное солнышко, красный день календаря… Увидев красный цвет человек невольно обращает на него внимание: красный цвет светофора, сигнальные огни самолета, кран с горячей водой, кнопка включения приборов.

4. Постановка учебной проблемы и целеполагание.

В одной популярной книге по физиологии было образно сказано: «В каждую секунду в красном море миллионы кораблей терпят крушение и опускаются на дно. Но миллионы новых кораблей выходят из каменных гаваней вновь в плавание».

О каком красном море идет речь? (Учащиеся верно отвечают, что образно морем названа кровь.)

О каких кораблях идет речь?

Из каких каменных гаваней выходят новые корабли?

(Ответы на два последних вопроса вызывают затруднение у учащихся ). На эти вопросы вы сможете ответить, после изучения данной темы.

Сформулируйте цель урока.

(познакомиться с составом и функциями крови)

Дополнительно мы узнаем о том, что в нашем организме есть клетки-солдаты, которые гибнут, защищая наше здоровье, в нашем организме есть аварийно-спасательная служба, в этой службе работают клетки крови.

Продолжим учиться работать с дополнительной литературой, извлекать из нее нужную информацию; составлять небольшие сообщения, излагать их содержание и формулировать вопросы; мыслить и четко отвечать на поставленные вопросы, решать биологические задачи и задания тестового характера, проводить биологические исследования, оценивать свою работу.

5. Поиск решения проблемы. Изучение нового материала.

Раскрытием тайны «Капли крови» будут заниматься 4 лаборатории:

1 лаборатория — «Плазма крови» (задание в папке желтого цвета).

2 лаборатория — «Лейкоциты» (задание в папке белого цвета).

3 лаборатория — «Эритроциты» (задание в папке красного цвета).

4 лаборатория – «Тромбоциты» (задание в папке оранжевого цвета).

В каждой папке задания для лабораторий с алгоритмом ответа (Приложение 1) , информационные листы (Приложение 2), рабочие листы урока(Приложение 3) .

Приступите к выполнению заданий (7 минут). Валеоминутка.

Выступления учащихся, заполнение таблицы в рабочем листе

6. Первичное закрепление знаний.

1. Выполнение лабораторной работы «Микроскопическое строение крови человека и лягушки» по инструктивной карточке (Приложение 4).

Валеоминутка.

2. Проведение ролевой игры. «На приеме у врача»

По составу крови можно судить о состоянии организма, так как она живо реагирует на малейшие изменения. В одной капле крови можно увидеть очень многое: болезнь почек, печени, легких, аппендицит, грипп и даже «найти» опухоль.

Учащимся предлагается решить биологические задачи.

1. По данным лабораторного анализа обнаружено, что у больного в крови содержится гемоглобин ниже нормы. Какое влияние это может оказать на организм?

— Повышается содержание углекислого газа, развивается кислородная недостаточность, что приводит недостатку энергии, быстрой утомляемости, потере сознания.

2. Оказывается, недостаток сахара в крови – гипогликемия опасен, чем его избыток – гипергликемия. Почему?

— Глюкоза – основной источник энергии, особенно в нервных клетках. При недостатке нервные клетки погибают, что вызывает потерю сознания или даже смерть.

3. По данным лабораторного анализа обнаружено, что у больного в 1мм3 крови содержится 20 тыс лейкоцитов, в то время как норма – 6 – 8 тысяч. Дайте объяснение этому явлению.

4. Нормальная СОЭ у женщин – 7-12 мм/ч

У мужчин – 3 – 9 мм/ч

Какие выводы можно сделать , если СОЭ = 80 мм/ч

— Сильный воспалительный процесс.

Итак, мы познакомились со строением и функциями клеток крови, а так же с составом и значением плазмы.

Давайте теперь все вместе определим функции крови и дадим этим функциям названия.

Участвует в обеспечении клеток организма питательными веществами, а также связывает и переносит кислород от органов дыхания к тканям и углекислый газ от тканей к органам дыхания (эритроциты) — транспортная.

Обладает способностью к свертыванию (тромбоциты) и защищает организм от микробов и генетически чуждых веществ (лейкоциты) – защитная.

Обеспечивает химическое взаимодействие между всеми частями организма (кровь разносит гормоны) – гуморальная.

Участвует в поддержании внутренней среды организма (эритроциты, плазма) — гомеостатическая.

Охлаждает органы в которых производиться много тепла и согревает органы, теряющие тепло – терморегуляторная.

Вторичное закрепление знаний.

Выполнение тестового задания (Приложение 5) по вариантам, на выбор учащихся по уровню сложности, с последующей самопроверкой по ключу.

Оцените свою работу с тестом. (Самостоятельно)

Сегодня на уроке мы получали знания, поэтому если кому-то не хватило знаний справиться с тестом, все исправимо!

8. Подведение итогов урока.

Ответьте на проблемный вопрос урока:

В одной популярной книге по физиологии было образно сказано: «В каждую секунду в красном море миллионы кораблей терпят крушение и опускаются на дно. Но миллионы новых кораблей выходят из каменных гаваней вновь в плавание».

О каком красном море идет речь?

О каких кораблях идет речь?

Из каких каменных гаваней выходят новые корабли?

А сейчас давайте проанализируем, достигли ли мы на уроке поставленных целей –

— познакомились с составом крови?

— познакомились с функциями крови?

— следовательно, мы научились ставить перед собой цель и добиваться ее решения;

На уроке вы показали ваши умения логически мыслить, отбирать и оценивать информацию. Чтобы быть успешным сегодня нужно обладать информационной грамотностью. Сегодня вы, ребята, сделали еще один шаг на пути к овладению этим искусством.

Но самое главное – заботливо относиться к своему здоровью. При любом недомогании врач назначит вам лабораторное исследование крови и соответствующее лечение. А вот заниматься самолечением никогда не надо, вы можете навредить своему организму.

Довольны ли вы своей работой на уроке, своими результатами?

Рефлексия.

У вас у всех на столах лежат листики: красного, желтого, зеленого цвета. Подумайте и оцените свою работу на уроке, свою активность, важность полученных знаний на уроке. Выберите один из листочков и прикрепите на дерево (на доске прикреплен лист ватмана. На нём нарисовано дерево).

Красный — я активен и уверен на уроке, услышанное на уроке актуально и значимо для меня, я доволен своим результатом.

Жёлтый — я чувствовал себя не совсем уверенно, работал мало, услышанное на уроке заставило меня задуматься.

Зелёный – мне не все было понятно, мои результаты меня огорчили, мне есть над чем поработать дома… 

Домашнее задание.

С. 128-133, работа с вопросами и заданиями на стр. 135 .

Для желающих:

найти дополнительный материал по изучаемому вопросу в сети Интернет, и подготовить небольшое сообщение (подготовить сообщение о болезни Порфирия).

Вы сегодня очень старались! Спасибо вам за урок!

(Приложение 1)



Лаборатория №1 «Плазма крови»

Цели и задачи:

— сформулировать понятие «плазма крови»;

— выяснить состав и функции плазмы крови;

— закончить схему в рабочем листе урока

— подготовить отчет о работе лаборатории.

Задание для лаборатории «Плазма крови»

Прочитать текст учебников «Биология. Человек» (авт. Н. И. Сонин) на стр. 130, дополнительный материал на с. 133. и текст информационного листа

Рассмотреть рисунки учебника, и диаграмму с. 130.

Дать понятие термину «Плазма крови»

Изучить состав плазмы крови.

Сформулировать функции плазмы крови.

Закончить схему в рабочем листе урока.

Подготовить отчет о работе лаборатории

Алгоритм ответа.

1. Дать понятие «плазмы крови»

2. Рассказать о составе и значении плазмы крови.

Лаборатория №2 «Лейкоциты»

Цели и задачи:

— сформулировать понятие «лейкоциты»;

— выяснить количество клеток в 1 мм3, продолжительность жизни, место образования, особенности строения и функции;

— заполнить таблицу;

— подготовить отчет о работе лаборатории.

Задание для лаборатории «Лейкоциты»

Прочитать текст учебников «Биология. Человек» (авт. Н. И. Сонин) на стр. 131 – 132 и текст информационного листа

Рассмотреть рисунки учебника с. 130 — 131.

Дать понятие термину «лейкоциты»

Изучить количество клеток в 1 мм3, продолжительность жизни, место образования, особенности строения и функции;

Заполнить таблицу

Подготовить отчет о работе лаборатории

Алгоритм ответа.

1. Дать понятие «лейкоциты»

2. Рассказать о количество клеток в 1 мм3, продолжительность жизни, место образования, особенности строения и функции.

Лаборатория №3 «Эритроциты»

Цели и задачи:

— сформулировать понятие «эритроциты»;

— выяснить количество клеток в 1 мм3, продолжительность жизни, место образования, особенности строения и функции;

— заполнить таблицу;

— подготовить отчет о работе лаборатории.

Задание для лаборатории «Эритроциты»

Прочитать текст учебников «Биология. Человек» (авт. Н. И. Сонин) на стр. 130 – 131 и текст информационного листа

Рассмотреть рисунки учебника с. 130 — 131.

Дать понятие термину «эритроциты»

Изучить количество клеток в 1 мм3, продолжительность жизни, место образования, особенности строения и функции;

Заполнить таблицу

Подготовить отчет о работе лаборатории

Алгоритм ответа.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст




Яндекс.Метрика lists
lists