урок 10 класс Основные свойства паров жидкостей и твердых тел




Конспект урока 10 класс

Тема «Свойства паров, жидкостей и твердых тел».

Цели :

Познавательные: Проверить уровень усвоения основных вопросов об агрегатных состояниях вещества, проверить умение применять теоритические знания к качественным и количественным задачам.

Развивающие: развивать мышление, воображение ,умение находить сходство и различие в физических яалениях.

Воспитательные: Способствовать развитию взаимопомощи и сотрудничества учащихся.

Оборудование: комплект лабораторного оборудования для проведения практических работ :поверхностное натяжение, расчет модуля Юнга , для расчета скорости молекул (согласно инструкции),компьютер ,мультимедийная установка, тексты стихов ,плакаты.

Тип урока :урок повторения

Метод урока: частично-поисковый

Метод обучения :групповой познавательной деятельности.

За неделю класс делится на три группы. учащимся выдаются вопросы для повторения по 3-м направлениям.

Первое направление «Газы»

Объяснить утверждение «Без газообразного состояня вещества нет жизни на Земле»

Процессы парообразования и конденсации.

Состояния динамического равновесия. Насыщенный пар. Критическое состояние вещества.

Сжижение газов.

Влажность воздуха .Значение влажности.

Тепловое расширение газов.

Второе направление «Жидкости»

Объяснить утверждение «Без жидкого состояния нет жизни на Земле»

Поверхностный слой жидкости.

Явление, возникающее на границе жидкости с твердым телом»

Капиллярные явления. Использование в природе и технике.

Внутреннее трение в жидкости.

Тепловое расширение жидкости

Третье направление « Твердые тела»

Объяснить утверждение « Без твердого состояния вещества нет жизни на Земле»

Свойства кристаллов. Монокристаллы и поликристаллы.

Жидкие кристаллы и их свойства.

Упругие свойства твердых тел.

Тепловое расширение твердых тел.

Аморфные тела и их свойства.

План урока.

1.Оргмомент.

2. Вступительное слово учителя.

3.Обсуждение теоритических вопросов.

4.Обсуждение практических вопросов.

5.Подвидение итогов.

На доске надпись:

….Пора чудес пришла, и нам

Подыскивать приходится

причины

Всему, что совершается на свете.

Ульям Шекспир

Ход урока

Вступительное слово учителя.

Необъятен мир физики! В окружающей природе и даже внутри нас-повсюду происходит процессы. Природа многолика ,но на первый взгляд понятна и привычно. Несмотря на удивительное многообразие материалов и веществ., окружающих нас не только в лаборатории , но и в повседневной жизни ,любые вещества могут находиться всего в трех состояниях :твердом, жидком и газообразном. Кроме того, происходят и знакомые переходы веществ из одного состояния в другое : замерзая, вода становится твердым льдом ,при нагревании она испаряется в водяной пар.

На последних уроках мы старались ответить на вопрос : почему все это происходит ?

Сегодня мы проверим ,как вы понимаете основные вопросы об агрегатных состояниях

вещества и как вы умеете применять полученные знания при решении нестандартных задач .

Урок –игра состоит из пяти туров ,на каждом туре можно заработать от 5 до 10 баллов.

Каждый тур имеет свое название и назначение

(информация на экране через мультимедийную установку)

Философский тур: 1-5 баллов.

Физический тур : 1-10 баллов.

Литературный тур : 1-5 баллов

Математический тур :1-5 баллов

Экспериментальный тур : 1-5 баллов.

С учетом общего количества баллов учащиеся могут получить:

от 27 до30 баллов это оценка «отлично»

от 23 до 26 баллов это оценка «хорошо»

от 20 до 22 балла это оценка « удовлетворительно»

В каждой группе выбирается капитан и консультант из числа хорошо успевающих.

Выбирается жюри из консультантов. Если команда консультируется ,то она должна заплатить 5 баллов за консультацию.

По жребию команды выбирают направление и задания командам.

И так начинается игра:

Первый тур-философский.

Учитель :Каждая команда получила задание аргументировано объяснить или попытаться доказать утверждение: «Без ……….. состояний вещества нет жизни на Земле». Для начала игры необходимо капитанам команд вытянуть жребий ,где будет указал порядок выступлений и направление которое достанется командам.

Каждая команда доказывает, что «Без ……состояний вещества нет жизни на Земле».

Выступление должно быть полетом мысли, плодом логических рассуждений ,фантазии учащихся.

Второй тур-физический.

Учитель :Второй тур позволит выяснить, какова глубина ваших знаний основных вопросов об агрегатных состояниях вещества ,о сути процессов ,протекающих при переходе вещества из одного агрегатного состояния в другое ,а также выявить понимание природы свойств различных агрегатных состояний и значение этих процессов в природе и технике .Ответы должны быть краткими и лаконичными. И так группа, которой досталось газообразное состояние вещества отвечает на вопросы по плану:.

Процессы парообразования и конденсации.

Состояния динамического равновесия. Насыщенный пар. Критическое состояние вещества.

Сжижение газов.

Влажность воздуха .Значение влажности.

Тепловое расширение газов.

Выступления учащихся.

Учитель :Следующая группа отвечает на вопросы ,связанные с жидким состоянием вещества.

Поверхностный слой жидкости.

Явление, возникающее на границе жидкости с твердым телом»

Капиллярные явления. Использование в природе и технике.

Внутреннее трение в жидкости.



Тепловое расширение жидкости

Выступления учащихся.

Учитель : И наконец слово команде, которая отвечает на вопросы ,связанные с твердым состоянием тел.

1.Свойства кристаллов. Монокристаллы и поликристаллы.

Жидкие кристаллы и их свойства.

Упругие свойства твердых тел.

Тепловое расширение твердых тел.

Аморфные тела и их свойства.

Выступления учащихся.

Третий тур литературный.

Учитель :Каждая группа получит отрывок из литературного произведения и должна с научной точки зрения провести анализ литературного отрывка ,прокомментировав физическое явление соответствующее теме стихотворение.

Задание первой группе .

Все –точно в полусне. Над серою водой

Сползает с гор туман, холодный и густой,

Под ним гудит прибой,

зловеще разрастаясь,

А темных голых скал прибрежная стена,

В дымящийся туман погружена,

Лениво курится, во мгле теряясь.

И.А. Бунин. «Сумерки.»

(Возможное объяснение : Над нагретой водой находится теплые слои воздуха ,обогащенные влагой ,которые легче холодных. По действием архимедовой силы ,они поднимаются вверх в горы и попадают в область холодного воздуха. И уже там водяной пар охлаждается ниже точки росы и конденсируется в виде тумана – явление выпадения росы не на поверхность земли, а в объеме воздуха. И он по склону горы опускается обратно вниз к воде. Таким образом ,теплые слои воздуха ,обогатившись влагой, поднимаются вверх и сильно охлаждаются. Водяные пары конденсируются ,образуя капли или туман.)

Задание второй группе.

А я все гладил снег рукой,

А он все звездами отсвечивал….

На свете нет тоски такой,

Которой снег бы не излечивал.

Он весь как музыка .Он –весть.

Его безудержность бескрайна.

Ах, этот снег….Не зря в нем есть.

Всегда какая-нибудь тайна

С.Г .Островой.

(Возможное объяснение нег состоит из снежинок, растущих из мелких ледяных шестигранных кристалликов. Потоки воздуха поднимают снежинку ,кружат ее, относят в сторону. .Отражательная способность чистого снега свыше90%.Кроме того снежный запас –это огромный запас влаги, необходимый полям ,и своеобразное гигантское одеяло

защищающее поверхность земли от холодных ветров ,а весной-это талые воды, насыщенные кислородом. количество азотных соединений в почве летом прямо пропорционально высоте снежного покрова.

Таким образом, снег – скопление кристаллов льда ,служащие теплоизоляционным покровом зимой, запасом влаги весной, способствует накоплению питательных веществ летом. И действительно, белый снег обладает большой отражательной способностью)

Задание третьей группы

Слышу я природы голос,

Порывающийся крикнуть,

Как и с кем она боролась, чтоб из хаоса возникнуть,

Может быть ,и не во время

Обязательно нам с вами,

Но чтоб стали мы живыми,

Мыслящими существами.

И твердит природы голос:

В вашей власти ,в вашей власти,

Чтобы все на раскололось

На бессмысленные части!

Л.М Мартынов

(Объяснение: Физика – наука о природе. Постигая законы природы и используя их в свой практической деятельности ,ускоряя научно-технический прогресс ,человек становится все более могущественным. Но возрастает и ущерб, наносимый человеком природе:

загрязняется атмосфера ,на поверхности морей появляется нефтяная пленка, меньше остается лесов. Поэтому особую важность приобретает нравственная сторона отношений человека и природы. Сегодня как никогда актуален призыв беречь нашу землюе направлять на свое собственное уничтожение те силы природы, которые мы смогли открыть и покорить.

Таким образом мы , должны беречь природу так же, как мы бережем саму жизнь человека.)

Четвертый тур – математический.

Учитель: Каждая группа должна решить правильно задачу ,объяснив решение :

Задача 1 группе.: Вечером на берегу озера при температуре 180 С, относительная влажность воздуха 75%.При какой температуре к утру можно ожидать появление тумана?

Задача 2 группе: Под каким давлением находится воздух в воздушном пузырьке радиусом 2 мм на глубине 50см ,если атмосферное давление 10 5 Па?

Задача 3 группе : Каково должно быть наименьшее сечение стальной проволки длиной 4,2 м, чтобы при действии силы в 10кН,ее абсолютное удлинение не превышало 0,6 см? Модуль Юнга стали 220ГПА?

Консультанты оценивают решение задач.

Пятый тур – Экспериментальный

Учитель: Каждой команде предлагается выполнить практическую работу.

По жребию определяется тема работы.

Практическая работа №1

Определение средней квадратичной скорости молекул.

Практическая работа №2

Определение поверхностного натяжения воды

Практическая работа №3

Определение модуля Юнга резины

Учащиеся заранее знают порядок выполнения работы ,поэтому производят измерения и оглашают результаты.

Консультанты подводят итог выполнения практических работ.

Подводятся итоги.

Учитель: Наша работа подошла к завершению. Итогом работы каждого ученика является итог работы группы ,т.е набранные баллы ,а по баллам вы получите оценки.

Оглашаются результаты.

А завершаю урок словами Конфуция:(слова на слайде на экране )

«Три пути ведут к знанию: путь размышления –это путь самый благородный ,путь подражания – это путь самый легкий, и путь опыта –это путь самый горький»

И не важно, каким путем человек получает истинные знания ,важен результат. И я надеюсь ,что на этом уроке вы получили именно тот результат ,которого вы ожидали.

Спасибо за работу. Всем удачи.








Яндекс.Метрика lists
lists