третье занятие




Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Тюменская государственная медицинская академия

Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

(ГОУ ВПО ТюмГМА Росздрава)

 

Кафедра пропедевтики внутренних болезней.

Специальность педиатрия.

 

 

 

Методические рекомендации для преподавателей

 

 

«Расспрос и осмотр больного с заболеваниями органов дыхания.

Осмотр и пальпация грудной клетки. Методика и техника»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тюмень 2009г.

 

 

Методические рекомендации предназначены для преподавателей.

Подготовили: доцент, к.м.н. Яркова В.Г., Толстоухова Н.В.

 

Под редакцией зав.кафедрой, профессора, д.м.н. Жмурова В.А.

 

 

Утверждены на заседании кафедры  «29» января   2009г.

 

Заведующий кафедрой,

 профессор                                                                 Жмуров В.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Тема занятия: Расспрос и осмотр больного с заболеваниями органов дыхания. Осмотр и пальпация грудной клетки.

2 .Форма организации учебного процесса: практическое занятие.

3. Значение темы:

Заболевания органов дыхания широко распространены во всем мире (острый и хронический бронхит, пневмонии, бронхиальная астма). Они влияют на продолжительность и качество жизни пациентов. Велика роль клинических методов исследования в своевременном выявлении и лечении данной патологии.

4. Цель обучения:

Научиться обследовать больных с заболеваниями  органов дыхания (расспрос, общий осмотр, осмотр и пальпация грудной клетки).

5Задачи:

Знать:

— Основные жалобы больных с заболеваниями органов дыхания

—  Последовательность обследования больных с заболеваниями органов дыхания

— Патогенез симптомов и синдромов, которые могут наблюдаться у больных с заболеваниями органов дыхания

 

Уметь:

— выявлять основные жалобы у больных с заболеваниями органов дыхания

—  выяснять возможную причину заболевания и факторы риска развития заболеваний органов дыхания

— проводить общий осмотр больного с заболеваниями органов дыхания

—  проводить осмотр грудной клетки

—  проводить пальпацию грудной клетки

— анализировать полученные данные и интерпретировать в устной и письменной форме

 

 

6. Воспитательный компонент.

При общении с больным преподаватель на собственном примере должен показывать студентам культуру речи и поведения. Научить студентов не употреблять перед больным непонятных, а тем более грубых слов и выражений. Научить студентов терпеливо и внимательно выслушивать больного. В конце беседы необходимо поблагодарить больного.

7. Место проведения занятия: в учебных комнатах; в палатах клинической больницы.

 

8. Оснащение занятия.

1.  Таблицы

2.  Больные с заболеванием органов дыхания 3-4 человека.

3.  Схема истории болезни

4.  Сантиметровая лента.

5.  Спиртовые шарики.

6.  Учебное пособие «Методы исследования»

 

 

9.Вопросы базовых дисциплин, необходимые для усвоения данной темы.

1. топографические линии грудной клетки.

2. Проекция долей легких на грудную стенку

3. Методику и технику расспроса и общего осмотра больных.

 

10.Вопросы для самоподготовки:

1.     Основные жалобы больных с заболеваниями органов дыхания

2.     Последовательность обследования больных с заболеваниями органов дыхания

3.     Данные осмотра больных с заболеваниями органов дыхания

4.     Методика осмотра грудной клетки и ее диагностическое значение

5.     Методика пальпации грудной клетки и ее диагностическое значение

11. Графологическая структура темы прилагается

 

12. Практическая работа с ориентировочной основой действия:

1. Исследование одного больного вместе с ассистентом (проведение расспроса, выделение основных жалоб больного, возможнойпричины заболевания и факторов риска. Выявление при общем осмотре изменений положения тела, кожи и видимых слизистых оболочек, при осмотре гр. клетки изменение ее формы, частоты дыхания в мин., глубины дыхания, ритма, и др. Постановкасиндромного диагноза в типичном случае.

2. Студенты самостоятельно под контролем ассистента проводят

исследование больных в палате.

3. Обсуждение данных исследования каждого больного.

13. Тесты:

1. КАК НАЗЫВАЕТСЯ ГЛУБОКОЕ ШУМНОЕ РЕДКОЕ ДЫХАНИЕ?

а) дыхание Чейн Стокса

б) дыхание Биота

в) стридорозное дыхание

г) дыхание Куссмауля  

 

2. ЧТО ТАКОЕ ЭМФИЗЕМА ЛЕГКИХ?

а) повышение воздушности альвеол

б) снижение эластичности альвеолярной ткани

в) и то, и другое

3. КАК ИЗМЕНИТСЯ ЦВЕТ КОЖНЫХ ПОКРОВОВ У БОЛЬНОГО С УМЕРЕННО ВЫРАЖЕННОЙ ДЫХАТЕЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ (БЕЗ ПРОЯВЛЕНИЙ ДЕКОМПЕНСАЦИИ СЕРДЦА)

В СОЧЕТАНИИ С ВЫРАЖЕННЫМ ЭРИТРОЦИТОЗОМ (НЬ — 200 Г/Л)?

а) цвет кожи не изменится

б) появится бледность кожи, цианоза не будет

в) появится выраженный акроцианоз

г) появится выраженный диффузный цианоз

д) появится бледность кожи и цианотичный румянец на щеках

 

4. КАК ИЗМЕНИТСЯ ЦВЕТ КОЖНЫХ ПОКРОВОВ

У БОЛЬНОГО С ВЫРАЖЕННОЙ ДЫХАТЕЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ В СОЧЕТАНИИ С ВЫРАЖЕННОЙ АНЕМИЕЙ (НЬ — 50 Г/Л)?

а) появится бледность кожи и умеренный цианоз

б) появится бледность кожи и выраженный цианоз

в) появится бледность кожи, но цианоза не будет

 

5. ОБЪЯСНИТЕ, ПОЧЕМУ У БОЛЬНОГО ВО ВРЕМЯ ПРИСТУПА МАЛОПРОДУКТИВНОГО КАШЛЯ ПРОИСХОДИТ НАБУХАНИЕ ШЕЙНЫХ ВЕН:

а) повышается давление в малом круге кровообращения

б) развивается острая правожелудочковая сердечная недостаточность

в) развивается острая левожелудочковая сердечная недостаточность

г) нарушение венозного притока к сердцу 

в результате роста внутригрудного давления

д) развивается относительная недостаточность трехстворчатого клапана

 

6. ОБЪЯСНИТЕ, ПОЧЕМУ БОЛЬНОЙ «ПЫХТИТ» ВО ВРЕМЯ ПРИСТУПА МАЛОПРОДУКТИВНОГО КАШЛЯ:

а) это приводит к подключению дополнительной дыхательной мускулатуры и облегчению выдоха

б) это приводит к повышению внутрилегочного давления и уменьшению проявлений механизма раннего экспираторного закрытия бронхов 

в) это приводит к улучшению отхождения мокроты

г) это способствует уменьшению бронхоспазма

д) это дурная привычка больных, желающих привлечь к себе внимание окружающих

 

7. ОБЪЯСНИТЕ, КАКОЙ МЕХАНИЗМ ЛЕЖИТ В ОСНОВЕ УСИЛЕНИЯ ОДЫШКИ И ЦИАНОЗА

ВО ВРЕМЯ ПРИСТУПА НАДСАДНОГО МАЛОПРОДУКТИВНОГО КАШЛЯ:

а) закупорка бронхов вязкой мокротой

б) повышение давления в легочной артерии

в) развитие бронхоспазма во время приступа кашля

г) механизм раннего экспираторного закрытия мелких бронхов 

д) набухание слизистой бронхов во время приступа кашля.

 

8. КАКАЯ ЛЕГОЧНАЯ ПАТОЛОГИЯ МОЖЕТ СОПРОВОЖДАТЬСЯ ПОВЫШЕНИЕМ РЕЗИСТЕНТНОСТИ ГРУДНОЙ КЛЕТКИ?

а) пневмония

б) плеврит

в) хронический бронхит

 

9. ПРИ КАКОМ ЛЕГОЧНОМ ЗАБОЛЕВАНИИ НАБЛЮДАЕТСЯ СИМПТОМ «БАРАБАННЫХ ПАЛОЧЕК И ЧАСОВЫХ СТЕКОЛ’?

а) хронический гнойный бронхит

б) пневмония

в) рак легкого

 

10. ДЛЯ КАКОЙ ЛЕГОЧНОЙ ПАТОЛОГИИ ХАРАКТЕРНА ИНСПИРАТОРНАЯ ОДЫШКА?

а) пневмония

б) бронхиальная астма

в) плеврит

 

11. ДЛЯ КАКОЙ ЛЕГОЧНОЙ ПАТОЛОГИИ ХАРАКТЕРНА ЭКСПИРАТОРНАЯ ОДЫШКА?

а) плевриты

б) бронхиальная астма

в) пневмония

 

12.ДЛЯ КАКОЙ ЛЕГОЧНОЙ ПАТОЛОГИИ ХАРАКТЕРНА «РЖАВАЯ МОКРОТА»?



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




Яндекс.Метрика lists
lists