теория по диплому




1.1.Экономическая сущность и содержание понятия конкурентоспособность

Конкурентоспособность — определенное свойство товара, услуги , субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными товарами, услугами или конкурирующими субъектам рыночных отношений, сохраняя свои позиции и долю на рынке.

Очень часто, термин конкурентоспособность применяют для обозначения, той или иной экономической категории. К ним относят такие категории как: конкурентоспособность товара, услуг, фирмы, страны и другие составляющие.

Конкурентоспособность в общем понимание, представляет собой способность, конкурировать на рынках товаров и услуг. Говоря о конкурентоспособности, нельзя не вспомнить о конкуренции, так как эти два термина взаимосвязаны, они представляют собой экономическое соревнование.

Вообще конкурентоспособность, можно наблюдать во многих отраслях деятельности человека, начиная с работы индивидуальных предпринимателей, на различных рынках, вплоть до конкурентоспособности самой страны. Под конкурентоспособностью стран понимают возможность национальных производителей, реализовывать свои представленные на рынке товары, занимать, увеличивать и удерживать позиции на рынках, так чтобы их было достаточно для увеличения и прогрессирования производства, для развития и роста уровня жизни населения, для сохранения сильного и эффективного государства.

Таким образом уровень экономической конкурентоспособности страны можно узнать имея представления о ее доли на мировом рынке. Доля страны на мировом рынке, на прямую зависит, от объемов национального экспорта и внутреннего потребления.

Основополагающим фактором, конкурентоспособности страны, является наличие у нее ресурсов, природных богатств и дешевой рабочей силы. Однако, выше предложенных факторов не достаточно, для крупных и развивающихся стран. Можно сказать что, уровень конкурентоспособности страны достигается за счет уровня конкурентоспособности отдельных фирм этой страны. Страна добивается больших результатов, только тогда, когда предложены такие условия, которые способствуют, благоприятному проведению наилучшей стратегии, фирмами определенной отрасли или ее сегмента.

Для того, чтобы обеспечить конкурентоспособность на современных рынках, его субъекты должны использовать стратегии, которые смогли бы обеспечивать им конкурентные преимущества. Можно отметить, что формирование конкурентных преимуществ зависят от ряда факторов. При выборе, определенной конкурентной стратегии, следует ориентироваться, на желания и запросы потребителей, а так же знать, что достигнутые конкурентные преимущества пользуются спросом у потребителей.

Один из важнейший элементов конкурентоспособности — качество продукции. Нормы качества определяются, исходя из интересов и реальных возможностей производителя, а нормы конкурентоспособности — из интересов и возможностей потребителя.

Определяя ценность уровня конкурентоспособности, возможно сопоставление и неоднородного вида продукции, но вполне удовлетворяющей одну и ту же потребность.

1.2.Методы измерения конкурентоспособности предприятия

При проведении анализа конкурентоспособности различных объектов или субъектов, происходит разделение анализа на две группы качественных и количественных оценок конкурентоспособности, применяемых к определенным соперникам, касательно которых и оценивается уровень конкурентоспособности. Конкурентоспособность отдельных предприятий или фирм оценивается при помощи ряда показателей, конкретных подходов в этой области не существует.

Оценивая конкурентоспособность предприятия или товара применяют разные методики, но эти методики довольно часто оспариваются. В свою очередь каждый показатель имеет ряд преимуществ и недостатков, но при этом он определяет текущую позицию организации. Проблема, возникающая при определении уровня конкурентоспособности, состоит в том что, ее нельзя считать показателем, с помощью которого можно рассчитать уровень конкурентоспособности для себя и для прямого конкурента, а потом одержать победу.

Каждый автор предлагает свою методику, но она кардинально отличается от других предложенных методик и при этом, они не имеют законченной и комплексной структуры. Прежде чем, оценивать конкурентоспособность организации количественно и качественно, в первую очередь, нужно оценить конкурентоспособность персонала этой организации.

На сегодняшний день, теоретиками управления часто отмечается, что уровень квалификации менеджмента является самым важным элементом в обеспечении конкурентоспособности в организации. Такого рода проблема может быть решена двумя способами:



1.Повышение уровня квалификации персонала.

2.Замена сотрудников новыми, более квалифицированными.

Замена персонала на первый взгляд, кажется самым легким путем, но более реальным способом решения проблемы квалификации менеджмента, является переподготовка определенных звеньев персонала, и создание механизмов естественной ротации кадров, не акцентируя внимание на то, что это затратный и длительный процесс.

При таком пути развития, руководитель организации не имеет возможности оставить предприятие на длинный период времени. Переподготовка действующих звеньев персонала может осуществляться двумя путями:

во-первых, проведение учебных курсов, тренингов;

во-вторых, обучение должно происходить в процессе реформирования организации при помощи профессиональных консультантов по управлению.

Иной способ решения проблемы, основывается на использовании экспертных методов, которые направлены на длительность нахождения организации на рынке и быстрое восприятие квалифицированными специалистами роли того или иного элемента в удовлетворении конкретной потребности.

Важно понимать, что оценка способности товара конкурировать, получается при сопоставление параметров анализируемой продукции, с базовыми параметрами сравнения, поскольку конкурентоспособность, как объекта так и товара, понятие относительное, о нем следует говорить, только при сравнение с другим объектом.

Конкурентоспособность предприятия можно анализировать двумя способами:

1.Определение параметров, по которым организация отстает от конкурентов.

2.Общее представление, о товарах данной организации сопоставимым товарам конкурента.

1.3. Понятие и особенности конкурентоспособности предприятий гостиничного хозяйства

Предприятие гостиничного типа — это коммерческое предприятие, оказывающее и производящее, определенный комплекс услуг, важнейшие из которых являются размещение клиентов и услуга питания.

Как правило, гостиничные услугу подразделяются на три типа:

1.особый вид услуг и группы услуг;

2.гостиничное предприятие как комплекс услуг;

3.гостиничное предприятие как комплекс услуг + дополнительные группы услуг.

Услуга — определенный вид деятельности, исполнение работы, в процессе оказания которой, не производиться новый, никогда не существовавший продукт, но изменяется качество уже существующего продукта. Она представляет собой благо, предоставленное в форме деятельности, а не в виде вещей. Процесс оказание услуг и производит желаемый результат.

Гостиничные предприятия оказывают свои услуги в соответствии с Правилами предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, которые утверждены Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 1997 г. № 490. Правилами закреплено положение, согласно которому цена номера (места в номере), а также форма его оплаты устанавливаются непосредственно администрацией гостиницы.

На сегодняшний день, существуют гостиницы различных категорий и в каждой из них имеется определенный стандарт требований предоставления услуг.

В гостинице более высокого класса, есть определенный классификатор услуг, так например клиент оплативший свой номер, получает ряд дополнительных услуг, которые уже оказываются бесплатно, так как они входят в стоимость номера. К их числу относятся гостиницы более трех звезд, чем больше звездность у гостиницы, тем она дороже и роскошнее.

В свою очередь, гостиницы скромной комплектации, такие как одна-две звезды, хостел и другие виды, предоставляют клиенту дополнительные группы услуг за отдельную плату. Таким образом исходя из классификации гостиницы, можно сделать вывод о том, что директор данного предприятия сам определяет перечень предоставления услуг , которые входят или не вхожи в стоимость номера.

По правилам, установленным администрацией гостиницы, клиент может вносить почасовую оплату, либо посуточную оплату, за проживание в номере. Оплата за проживание в гостиничном номере взимается с клиента, в соответствии с единым расчетным часом, начиная с 12 часов текущих суток по местному времени. Если размещение клиента происходит до расчетного часа, то оплата за проживание с него не взимается. Например, если клиент заселен в номер, в 2 часа ночи, тогда плата за проживание с него начнет взиматься только с 12 часов текущих суток. В обязательном порядке, клиент при выезде из гостиницы, в назначенный день отъезда, должен освободить номер, не позднее 12 часов.

Если же клиент, по каким-либо обстоятельствам запаздывает с выездом, то оплата за проживание, взимается в зависимости от просрочки, в следующем порядке:

не более 6 часов после расчетного часа — почасовая оплата;

от 6 до 12 часов после расчетного часа — плата за половину суток;

от 12 до 24 часов после расчетного часа — плата за полные сутки (если в гостинице не принята почасовая оплата).








Яндекс.Метрика lists
lists