теория электролитической диссоциаци — окислительно-восстановительные реакции




Тип урока: Применение знаний и умений 9 класс

Тема урока: Решение окислительно-восстановительных реакций

Цели урока:

Личностные приобретение опыта разнообразной деятельности познания и самопознания, формирование системы химических знаний, путем различных видов деятельности- работа в парах, группах, индивидуально, обработка информации.

Метапредметныесотрудничество с одноклассниками, умение анализировать, делать выводы, сопоставлять с ранее изученным материалом, использовать знания, полученные на других предметах (биология, физика)

Предметные умение объяснять химические процессы, сопоставлять с окружающей действительностью , умение выполнять задания разной степени сложности;

Задачи:

Обучающие а)систематизировать и обобщить имеющиеся знания об окислительно-восстановительных процессах;

б) применять эти знания при определении восстановителя, окислителя, степени окисления и решении окислительно-восстановительных реакций

в)закрепить умения составления и решения окислительно-восстановительных реакций.

Развивающие: умение выделять главное, сравнивать, работать по заданному плану, корректировать свои знания, сопоставлять, делать выводы, находить ошибки, исправлять их, объяснять.

Воспитывающие: коммуникативность, объективность своих знаний, самооценка.

Этапы урока

Основные дидактические задачи этапа

Приёмы и виды заданий для активизации УУД различных блоков

Примерное время

I

Организационный

Проверяет готовность уч-ся к уроку

*Подготовка рабочего учебного материала

*Отметить отсутствующих

*Педагогическое наблюдение по переходу к следующему этапу урока

1,5-2 мин

II

Подготовка к работе на основном этапе

Мотивация к самостоятельной познавательной деятельности

*Организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения обобщающего задания

*Мотивировать к учебному действию «надо-могу-хочу» по типу: «вопрос-ответ»

4-5мин

III

Применение знаний и умений

Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в выполняемом действии

Организовать самостоятельное выполнение учебного действия в группах, парах и индивидуально для выполнения типовых заданий:

а)включение в систему знаний и повторения -в группах (самопроверка и взаимопроверка)

б) самостоятельная работа в парах с взаимопроверкой;

в) индивидуальное включение в систему знаний и повторений – решение уравнений (самопроверка)

г) реализация построения задания в соответствии с планом

30мин

IV

Подведение итогов

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке

5-7мин

V

Домашнее задание

— « —

Запись домашнего задания

2 мин

Содержание приемов и заданий, обуславливающих необходимость совершения УУД на различных этапах урока и описание методики их применения:

Оформление рабочей тетради – дата, название темы (записана на доске),уточнение по затруднениям при выполнении домашнего задания, объяснение темы урока, краткий план проведения урока.

II.

Какие реакции называются окислительно-восстановительными?

Вспомните, где мы с вами впервые познакомились с таким типом химической реакции?

Какие вещества выполняют роль окислителя? Приведите примеры

Какие вещества выполняют роль восстановителя? Приведите примеры

Что называем степенью окисления?

Все ли элементы в соединениях изменяют свои степени окисления в окислительно-восстановительных реакциях?

(на интерактивной доске — задание классу)

«Внимание на доску — вставьте необходимые по смыслу ключевые слова, запишите определения в тетради»-

а) Окисление – процесс ____________электронов, восстановление – процесс ________электронов;

б) Окислитель – вещество принимающее __________, то есть он содержит атомы элемента, который ______свою степень окисления при протекании реакции;

в) Восстановитель – это вещество отдающее ________, то есть он содержит атомы элемента, который _________ свою степень окисления.

(ученик вписывает пропущенные слова в определения – исправляем, корректируем, если нужно)

III.а) Работа в группах: (для задания 1 и 2) (белая карточка)

Задание 1 оценка 1 балл

Выберите в каждой тройке элементов и отметьте значком «+» а) элементы, легче всех отдающие электроны и

б) элементы, активнее всех принимающие электроны

№ пп

Название элемента

Элементы, легче всех отдающие электроны

Элементы, активнее всех принимающие электроны

1

водород

литий

азот

2

бериллий

бор

кислород



3

фтор

натрий

цинк

4

магний

фосфор

хлор

5

алюминий

сера

калий

6

кремний

кальций

бром

7

хром

рубидий

иод

8

железо

стронций

углерод

Комментарии:

Задание проверяет учитель по трафарету, от каждой группы ученик приносит таблицу, если в группе задание выполнено правильно, каждый уч-ся получает по 1 баллу, если есть ошибки – работа возвращается на доработку ( потеря времени)

Задание 2

( желтая карточка) оценка 1балл

Правильно ли указаны окислители и восстановители для каждой пары реагентов; проставьте «ДА», «НЕТ»

реагенты

ответ

Натрий — окислитель

Сера – восстановитель

Водород – окислитель

Кислород — восстановитель

Хлор – окислитель

Железо — восстановитель

Иод – окислитель

Натрий – восстановитель

Кислород – окислитель

Алюминий – восстановитель

Водород – окислитель

Фтор – восстановитель

Кислород – окислитель

Литий — восстановитель

Бром – окислитель

Калий — восстановитель

Комментарии:

Проверка задания учителем по трафарету, также как в 1 задании

Работа в парах + взаимопроверка (для задания 3 и 4 ) оценка 1 балл

Задание 3 (голубая карточка)

Определите степени окисления у марганца и хрома в следующих соединениях:

Химическая формула

Степень окисления Mn+; Cr +

Mn(OH)2

K2Cr2O7

KMnO4

Cr(OH)2

K2Cr2O4

MnO(OH)

K2MnO4

Cr(OH)3

Комментарии для задания 3 и 4:

Учащиеся, как правило, поровну распределяют задание (для быстроты выполнения) и перед тем как сдать учителю на проверку осуществляют взаимопроверку, при наличии ошибок, работу переделывают- развивается взаимопонимание, коммуникативность, ответственность.

На доскеплан решения окислительно-восстановительных реакций -работа по образцу (типовые задания)

комментарии: оценка «5» ставится, если ученик набирает 9-10 баллов

«4» — 6-8 баллов

«3» — 3-5 баллов

Задание 4-1 (зеленая карточка) оценка 3 балла

Выберите из предложенных уравнений только окислительно-восстановительные реакции и решите их, используя электронный баланс:

H2 + Cl2= 3) HCl + KOH=

Na2O +H2O = 4) CuSO4 + Fe =

(на класс предлагается 4 варианта)

Ученик самостоятельно рассчитывает свои возможности, знания и время при выполнении 5 задания, поэтому сильные учащиеся легко за урок выполняют всю работу, среднеуспевающие- как правило частично,но приступают к 5 заданию, слабоуспевающие – останавливаются на 4 задании, т к заключительной частью урока является обоснование своей деятельности и оформлении вывода.

Задание 5 .1 (индивидуальное -8вариантов — разноуровневые)

(красная карточка) оценка 4 балла

P + HNO3(k) =H3PO4 +NO2 + H2O

Задание 5.2

NaCl+KMnO4 +H2SO4 = Na2SO4 + K2SO4 +MnSO4 +Cl2

т.д.

_______________________________________________________________________________________________

IV

Вывод:

Изучив тему

Узнали:

Поняли:

Научились:

_______________________________________________________________________________________________

Учащиеся сдают рабочие тетради: а) проверяю задание №5 – кто выполнил, заключительную таблицу, суммирую баллы, выставляю отметки








Яндекс.Метрика lists
lists