технология_23542




«Инновационные подходы в преподавании трудового обучения»

Проект по теме: Рисунок на пластилине.

Методика Просняковой Т.Н.

Выполнил:

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 21

Конакова Е.А.

2012г.

Лепка — это вид искусства, который доступен для занятий как в детском саду и школе, так и в клубной работе. Занятия по лепке способствуют формированию умственных способностей детей, расширяют их художественный кругозор, содействуют формированию творческого отношения к окружающему миру.

Уникальная методика лепки из пластилина проста в освоении и ни с чем не сравнима по воздействию на творческое развитие человека любого возраста. Древнейшие чувства, которые, к сожалению, в условиях современной городской жизни практически полностью угасают, с помощью лепки начинают восстанавливаться и приводят не только к развитию творчества, эстетического чувства, чувства гармонии цвета и формы, но и восстанавливают внутренний баланс организма и душевное равновесие, т.е. оказывают на человека определенное психотерапевтическое воздействие. Руки, благодаря которым обезьяна превратилась в человека, пальцы с их тонкой моторикой (от которой зависит развитие речи) учатся заново с помощью тактильных ощущений, координации с глазами и включения в работу сразу двух полушарий (левого — рационального, анализирующего и правого — интуитивного, эмоционального) воссоздавать из целого. «…В семье изобразительных искусств, отмечал скульптор И.Я. Гинцбург, — лепка играет ту же роль, как и арифметика в математических науках. Это азбука представления о предмете.

Лепкой дети начинают заниматься уже с младшего возраста, осваивая простейшие приемы работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, вытягивание.

Занятия лепкой развивают художественный вкус, индивидуальность, интуицию, воспитывают организованность, дисциплинированность и аккуратность при работе с пластилином, а также умение планировать творческий процесс каждым учащимся.

На уроках учитель показывает профессиональные приемы лепки, знакомит с образной стилизацией глиняных игрушек. Преподаватель помогает раскрыть способности детей, преодолеть трудности в процессе учебы, привить интерес к лепке, правильные профессиональные приемы лепки и умение наблюдать, создавая свой скульптурный образ.

Дети получают знания, умения, навыки, идет осознание единства человека с природой, знакомство с миром разных предметов .

Актуальность данной темы заключается в эффективности средств познания объемно-пространственных свойств действительности. Трехмерное изображение объемных предметов помогает школьникам познать объекты в реальной полноте их формы. В такой работе в полной мере реализуются большие возможности для эстетического и художественного воспитания учащихся, а также для их общего развития. Также эти уроки дают школьникам хорошую возможность в овладении навыками работы с различными материалами и инструментами, которыми пользуются во многих видах трудовой деятельности.

Пластилин – искусственный материал, специально созданный для лепки и моделирования.

Выделяют особенности работы с пластилином:

·          мелкая пластика (задано размерами и возможностями материала);

·          работа идёт сразу в цвете;

·          позволяет создавать дополнительные цвета;

·          материал практически не требует дополнительной подготовки;

·          позволяет создавать объемные, все виды рельефных изображений; плоские картины, что позволяет использовать его как разновидность техник;

·          при соблюдении температурного режима хорошо держит форму, пластичен.

По содержанию лепка бывает — предметная, сюжетная, декоративная, комплексная.

В предметной лепке дети лепят отдельные конкретные изображения – фрукты, овощи, игрушки, фигуры людей и животных, бытовые предметы, транспорт, фантазийные существа.

В сюжетной лепке дети передают сюжетные композиции, в которых отдельные образы связаны между собой: по смыслу (герои одной сказки), размещению в пространстве (объединяются в сюжет на общей основе), по пропорциям (одинакового или разного размера в соответствии с сюжетом), по динамике (герои держатся за руки, бегут, смотрят в одну сторону или друг на друга) и т.д. Сюжетная лепка требует большого объёма работы, времени, поэтому планируется не на один урок («Ежики на прогулке»).

В декоративной лепке дети создают декоративные или декорированные изделия – вазы, маски, панно, лепные орнаменты, изделия по мотивам мелкой декоративной пластики народных умельцев. Эти изделия связаны с жизнью, поэтому имеют больше смысла для ребёнка.

Лепка из пластилина – это огромные возможности для развития личности ребёнка. Задача педагога, зная и грамотно используя эти возможности, построить учебный процесс с учётом возрастных, индивидуальных особенностей детей.



Изучив особенности лепки в начальной школе, можно сделать вывод, что занятия лепкой на уроках способствуют развитию мелкой моторики, художественного вкуса, индивидуальности, интуиции, воспитывают организованность, дисциплинированность и аккуратность при работе с пластилином, а также умение планировать творческий процесс каждым учащимся.

Использованная литература:

1.Боголюбов, Николай Сергеевич. Скульптура на занятиях в школьном кружке: Пособие для учителя/ Н.С.Боголюбов- М.: Просвещение, 1986.- 128с.

2.Горичева, Валентина Сергеевна. Сказку сделаем из глины…: Пособие для родителей и педагогов/ В.С. Горичева- Ярославль: Академия развития, 1998.- 192с.

3. Давыдова, Галина Николаевна. Детский дизайн. Пластилинография: Пособие для педагогов/ Г.Н. Давыдова.- М.: Скрипторий 2003, 2006.- 80с.

4.Казакова Ирина Сергеевна. Учимся рисовать и лепить животных/ И.С. Казакова — М.: Чистые пруды, 2006. – 32 с.

5.Проснякова, Татьяна Николаевна. Технология. Уроки творчества: учебник для 2 класса/ «Учебная литература», 2008 – 112с.

Тема: Рисунок на пластилине. Методика Просняковой Т.Н.

Объект труда: рисунок на пластилине

Цели:

а) закреплять навыки, полученные при работе с пластилином;

б) дать представление о технике выполнения рисунка.

Задачи:

1.Образовательные:

упражнять детей в анализе образца, планировании, контроле при выполнении своей работы.

2.Развивающие:

развивать моторику пальцев;

развивать навыки и умения ручного труда;

развивать фантазию, мышление учащихся;

развивать умение видеть красоту формы предмета.

3.Воспитательные:

воспитывать трудолюбие, бережливость, усидчивость, аккуратность;

воспитывать дисциплинированность, умение работать в коллективе.

Оборудование для учителя: презентация к уроку, пластилин, картон.

Оборудование для учащихся: картон, пластилин.

Ход урока

Организационный момент.

Долгожданный дан звонок – начинается урок.

Урок труда – урок искусства, урок добра и доброты.

2.Рассказ учителя.

История лепки. (слайд 3-9)

-Ещё в глубокой древности люди заметили, что при увлажнении глина становится мягкой и податливой. Тогда из неё удобно лепить различные предметы. Свою первую посуду человек лепил, раскатывая глину в лепёшку и загибая её края. Скатывали также длинный глиняный жгут, а потом сворачивали его в спираль. После того как изобрели гончарный круг и печь для обжига, посуда стала более прочной и красивой. Такую посуду делали в Древней Греции.- Как ты думаешь, для чего она была предназначена?

— Из глины были и первые таблички для письма. Острой палочкой по влажной глине писали такие значки.

— Как ты думаешь, что они обозначали?

-Глина служила и строительным материалом. В сирийских селениях и сейчас строят такие глиняные жилища.

3.Основная часть урока.

Слайд 11. Посмотрите на доску, над чем мы сегодня будем работать?

Анализ образца.

— Рассмотрите рисунок. Как выполнено изображение на рисунках? На чём?

Слайд 12.- Потренируйся выполнять штрихи разной длины нажатием стеки или ножичка. Процарапывай линии острой палочкой или пустым стержнем от ручки.

Слайд 13. — Подумай, как получить полукруглые отпечатки разных размеров?- Выбери рисунок и выполни эскиз без нажима — «слабыми» линиями.

Слайд 14. — Подумай, какой материал можно взять для основы. Какой формы может быть основа?

Слайд 15 — 16. — Чем отличаются эти работы от предыдущих? — Какими предметами их можно выполнять?

-Чтобы открылась основа вокруг птички, надо удалить лишний пластилин стекой или ножичком.

Слайд 17. — Подумай, какую работу ты хотел бы выполнить?

Практическая работа. Творческая деятельность.

– Определим план действий.

Определиться с выбором картинки.

Выбрать пластилин нужного цвета.

Работать стекой.

– Приступили к работе.

4.Актуализация знаний и оценка результатов деятельности.

– Мы закончили выполнять свои работы.

– Понравилось ли вам работать пластилином?

– Какая тема работы у нас была? Что нового мы узнали о лепке?

5. Уборка рабочих мест.








Яндекс.Метрика lists
lists