технологическая карта урока русского языка Разбор слов по составу




Автор: Маслюкова Елена Юрьевна, учитель начальных классов МОУ Новоульяновская СОШ №1

Предмет: русский язык

Класс: 2 класс

Тип урока: Изучение нового материала

Тема: «Разбор слова по составу»

Тема

Состав слова

Цели

Образовательные: добиться понимания и воспроизведения алгоритма разбора слов по составу; развивать умения выделять корень, суффикс в словах

Воспитывать потребность совершенствовать свою речь, формировать интерес к слову.

Формировать УУД:

— Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемый результат

Предметные:

Понимать и воспроизводить алгоритм разбора слов по составу, выделять в словах корень и суффикс.

Личностные:Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Основные понятия

Однокоренные слова, корень, суффикс, состав слова

Межпредметные связи

Русский язык

Ресурсы:

— основные

— дополнительные

— Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина русский язык 2 класс, стр. 93

— листы для самооценки

— шаги учебной деятельности

— тетрадь

— электронные физкультминутки

— алгоритм самооценки.

Организация пространства

Фронтальная работа, коллективная работа, работа в парах.

Конспект урока.

Организация начала урока.

Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу.

Актуализация опорных знаний учащихся.

Работа в орфографической тетради. Знакомство с новым словом – рассказ.

— Выполните задания в словарике. Сделайте звуко- буквенный анализ слова – ра\ссказ [раскас]- 7 б., 6 зв., 2 слога.

2) Работа в парах.

Дети работают с карточками, повторяя, что такое однокоренные слова, корень и суффикс слова. Рассказывают друг другу правила, приводят примеры. Самооценка и взаимооценка работы в парах.

3) Игра «Знатоки».

К доске выходят по желанию 3 ученика, которые хотят попробовать свои силы в знании состава слова. Остальные учащиеся задают им вопросы: (что такое однокоренные слова, что такое корень, что такое суффикс, как определить корень слова, где находится в слове суффикс и др.) Подводятся итоги, работа уч-ся оценивается по рейтингу. Первым в цепочке встает тот, который всех лучше отвечал, за ним ученик допустивший ошибку, а третьим, допустивший большее количество ошибок.

4) Работа в группах.

У каждой группы свой набор слов. Дети находят родственные слова среди данных. Каждая группа озвучивает свой ответ.

Контроль на слайде. Оценивается аплодисментами.

Сообщение темы и целей урока.

Тема урока: Разбор слова по составу.

Я должен знать:

Алгоритм разбора слов по составу.

Как находить корень и суффикс слова.

Я должен уметь:

Разбирать слова по составу.

Подготовка к изучению нового материала.

Давайте вспомним какие бывают суффиксы.

— Запишите, одним словом:

— тот, кто учит детей (учитель)

— детеныш тигра (тигренок)

— маленький стакан (стаканчик)

— тот, кто водит машину (водитель)

— детеныш лисы (лисенок)

— маленький двор (дворик)

— большой хвост (хвостище)

— старая женщина ( старушка)

— Выделите суффиксы в словах.

Самопроверка.

Разбор слова по составу. Стр. 93, № 130.

— Как вы думаете, в каком порядке нужно выполнять разбор слова: сначала корень или суффикс?

— Правильно, сначала нужно выделить корень, что для этого нужно сделать? (подобрать однокоренные слова, выделить корень)

— Как выделяем суффикс? (Суффикс стоит после корня и встречается в других словах).

Давайте составим алгоритм разбора слов по составу.

Подбираем родственные слова.

Выделяем корень.

Выделяем суффикс.

Упражнение выполняется на доске, проговаривая алгоритм.

Самопроверка.

Первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения.

Самостоятельная работа.

Дети получают карточки со словами. Самостоятельно разбирают слова по составу.

хвостик, дубок, лосёнок, садик, прутик, лесник, городок, бережок.

Взаимопроверка.

Постановка задания на дом.

Вам предлагаются задания 2-х уровней. 1 уровень средней сложности, 2 уровень – повышенной сложности. Выбирайте по своему усмотрению.

1 уровень.

Какое слово лишнее? Запиши только однокоренные слова. Выдели корень.

Гром, громадный, громкость, громкий.

Найди слова с суффиксом – ик-. Разбери слова по составу.

Дворик, носик, крик, мячик, столик.

2 уровень.

Образуй слова при помощи суффиксов –к-, -ок-, -очк-.

Мышь, друг, берег, пух, слово, ночь, гриб.

Подбери родственные слова, выдели корень и суффикс..

Двор –

Дуб-

Молоко —

Рефлексия.

Вернемся к целям нашего урока.

Зажгите огонек на свечке. 1 свеча – что я должен знать, 2 свеча- что я должен уметь,

Поставьте + или – отвечая на мои вопросы.

Было ли тебе интересно на уроке?

Получил ли ты новые знания?

Ты был активен на уроке?

Ты с удовольствием будешь выполнять д\з?

Я тоже зажгу свечу, оценивая нашу с вами работу на уроке. 1 – достижение целей урока, 2-активность, 3- правильность выполнения заданий, 4- взаимопомощь.

Приложение.

Работа в группах.

1 набор. Домашний, дом, домовой, домино

2 набор. Водить, водица, водяной, вода.

3 набор. Берег, бег, беговая, бежать, бегун.

4 набор. Борьба, борец, воевать

5 набор. Веселый, радость, веселье, веселить.

6 набор. Гора, гористая, горец, горевать.

1 уровень.

Какое слово лишнее? Запиши только однокоренные слова. Выдели корень.

Гром, громадный, громкость, громкий.

Найди слова с суффиксом – ик-. Разбери слова по составу.

Дворик, носик, крик, мячик, столик.

2 уровень.

Образуй слова при помощи суффиксов –к-, -ок-, -очк-.

Мышь, друг, берег, пух, слово, ночь, гриб.

Подбери родственные слова, выдели корень и суффикс..

Двор –

Дуб-

Молоко —

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

УУД

Предметные

УУД

1. Организация начала урока.

Цели: — подготовка учащихся к работе на уроке.

.

2.Актуализация опорных знаний учащихся.

Цели:

— актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

— создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

— установить тематические рамки;

— уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности.

3.Сообщение темы и целей урока.

Цели:

Обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности

4.Подготовка к изучению нового материала.

Цели:



Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения.

5.Разбор слова по составу. Стр. 93, № 130.

Цели:

— организовать и осуществитьусвоение учащимися способов действий путем их воспроизведения и применения по образцу и в измененной ситуации.

6.Первичное осмысление и

закрепление связей и отношений в объектах изучения.

Самостоятельная работа.

Цели:

. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания, знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения

7.Постановка задания на дом.

Цели:

— Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей

8.Рефлексия.

Цели: Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения/ мотивации способов деятельности, общения. Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества

Проверяют готовность к уроку.

1)Работа в орфографической тетради. Знакомство с новым словом – рассказ..

2) Работа в парах.

3)Игра «Знатоки».

4) Работа в группах.

Анализируют работы уч-ся, дают устную оценку.

Дети с помощью учителя формулируют цели урока.

Запись слов с суффиксами.

Под руководством учителя выявляют место затруднения.

Проговаривают алгоритм разбора слов по составу, с помощью учителя.

Выполняют задание самостоятельно.

Определяются с объемом домашнего задания

Анализ собственной деятельности и деятельности одноклассников

Организует учащихся на начало урока.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




Яндекс.Метрика lists lists