технологическая карта 4 класс_9216




Дидактический план-конспект урока

по дисциплине Русский язык

на тему «Три склонения имен существительных»

класс 4

Цель: Дать понятие о трех типах склонения имен существительных в единственном числе.

Задачи:

1)Обучение определению склонения имен существительных, опираясь на содержание таблицы и схемы; уточнение понятия “склонение имен существительных”; определение места типов склонения имен существительных в грамматических категориях части речи.

2)Развитие внимания и памяти при работе с опорными схемами, таблицами, при работе с текстами упражнений; развитие орфографической зоркости, коррекция функций анализа и синтеза в процессе мыслительной деятельности.

3)Способствовать воспитанию любви к русскому языку, интереса к предмету, воспитывать самостоятельность, аккуратность, усидчивость, фантазию, целеустремленность.

Этапы работы

Содержание этапа урока

Универсальные учебные действия (УУД)

Организационная

форма обучения

Метод обучения

1

Организационный момент,

включающий:

Цель: установить различие окончаний в данных существительных в дательном падеже с одинаковым предлогом, учить ставить проблему, формулировать цели

1.Чистописание: а) прописывание букв и соединений

б)выписать из данного предложения существительные дательного падежа, выделить окончание.

Автобус едет по улице Кирова и по площади Свободы.

(по улице, по площади)

2.Мотивация.

-Почему в данных словах разные окончания, хотя стоят они в одном и том же падеже, употреблены с одним предлогом?

3.Сформулировать цель исследования:

-Выяснить: почему существительные в одном и том же падеже, употребленные с одним предлогом могут иметь разные окончания.

Личностные

Коммуникативные

Познавательные

Беседа

диалог

Объяснительно-иллюстративный

2

Опрос учащихся по заданному на дом материалу.

Цель: актуализировать знания о роде , падеже и склонении имен существительных в единственном числе

4.Упр.162,стр.85-86.

-Как вы озаглавили этот текст? (Лес).

-Как вы ответили на вопрос: «Почему нельзя уничтожать лес?»

-Назовите несколько существительных из текста.

-Давайте определим род и падеж этих существительных.

-Почему они имеют разные окончания?

-Что такое склонение?

Коммуникативные

Познавательные

опрос

эвристический

3

Изучение нового учебного материала.

Цель: познакомить с видами склонений имен существительных в единственном числе,

выдвижению гипотез и их обоснованию; классифицировать объекты ,учить построению логической цепи рассуждений, решению проблем, доказательству

умению слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем,

умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции,

5.Фронтальное исследование.

а)На магнитной доске расположены карточки. Конь, вода, Юра, земля, дочь, море, дядя, стол.

— Прочитайте слова. Что у них общего? (все слова-существительные в единственном числе)

— Разделите имена существительные на группы.

— По каким признакам вы сгруппировали существительные? (по роду и окончанию. Дети работают карточками около доски. Карточки переставляют в столбики.)

Сущ.ж.р. Сущ.м.р. Сущ.м.р. Сущ.ср.р. Сущ.ж.р.

Вода Юра конь окно дочь

Земля дядя стол море степь

-Просклоняем по одному существительному из каждого столбика по вариантам: 1 вариант –вода, Юра; 2 – вариант –стол, окно; 3 вариант –степь. Выделите окончания.

— Что можно заметить, как изменяются окончания существительных каждого варианта?(Существительные склоняются одинаково)

— С помощью рода и окончания существительного мы можем определить его СКЛОНЕНИЕ. Существительные бывают первого, второго и третьего склонения. Слайд 1

Сущ.ж.р. Сущ.м.р. Сущ.м.р. Сущ.ср.р. Сущ.ж.р.

Вода Юра конь окно дочь

Земля дядя стол море степь

1 скл. 2 скл. 3 скл

бормулирование вывода:

— какие существительные относятся к 1-му склонению, ко 2-му и 3-му? (к 1-му склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончанием –а, -я. Ко 2-му склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием –о, -е. К 3-му склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конце.)

— Прочитайте правило на стр.76. Правильно ли сделали вывод? (читают правило)

личностные

регулятивные

познавательные

коммуникативные

упражнение

диалог

Проблемный

эвристический

4

Закрепление учебного материала.

Цель: формировать умение определять склонения существительных в единственном числе,

умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции,

знание основных моральных норм работы в группе,

формировать установки на поиск способов разрешения трудностей- проявлять активность в деятельности,

осуществлять взаимоконтроль,

оценивать, осознавать качество и уровень освоения и владения теми или иными учебными действиями;



осуществлять итоговый контроль оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.

6.Физминутка.

7.Упражнение «Определи склонение»

Слайд 2.

Яблоко, лимон, слива, вишня, помидор, мандарин, огурец ,тыква, морковь, капуста, горох, фасоль.

— Определите склонение каждого существительного.

— Как определить склонение имени существительного в именительном падеже единственного числа? (Определить род, окончание)

8. Фронтальная работа.

— Найдите упражнение 166. Прочитайте задание.

Определи склонение каждого существительного. Напиши существительные в три столбика – по склонениям.

(Дети выходят к доске по цепочке, определяют склонение, записывают).

9.Словарно-орфографическая работа. Слайд 3.

Вставить пропущенные буквы, записать в алфавитном порядке. Г.реть, в.зде, .гр.ном, ж.лище, ш.ссе, с.м.лёт, п.том, н.зад, х.зяйство, к.лл.ктив, здра.ствуйте, б.бли.тека, д.рога, .диннадцать.

-Назовите имена существительные, определите склонение.

10.Рефлексия деятельности.

— Вспомним, с какой целью мы провели наше исследование, которая была поставлена в начале урока: почему в словах ПО УЛИЦЕ и ПО ПЛОЩАДИ разные окончания? (существительное УЛИЦА – 1скл., существительное ПЛОЩАДЬ — 3 скл.).

— С какой целью необходимо хорошо научиться узнавать склонение существительных? (чтобы правильно писать окончание существительного)

— Что нового вы узнали на уроке?

— Как узнать склонение существительных?

коммуникативные

регулятивные

познавательны

личностные

упражнение

Объяснительно-иллюстративный

модельный

5

Задание на дом.

Цель: формировать умение подбирать существительные трех склонений, пользоваться словарем ,самостоятельно работать

11.Упражнение 168,стр.89.

-Написать пять существительных 1-го склонения, пять – 2-го склонения, пять – 3-го склонения. Можно пользоваться словарем.

Коммуникативные

регулятивные

рассказ

Объяснительно-иллюстративный

Образовательная технология (методика), в рамках которой выполнен конспект урока: традиционная

Достоинства выбранной образовательной технологии (методики):

В концепциях традиционной системы обучения главной движущей силой развития ребенка являются две стороны деятельности:

1)результативная (ЗУНы);

2)процессуальная (способы учебной деятельности или познавательная способность);

Во всех рассмотренных комплектах дидактический процесс строится на следующих принципах:

— ученики являются добытчиками знаний;

— процесс учения становится поисковым;

-важнейшим звеном процесса обучения становится альтернатива, а не образец учителя;

— опора идет на два основных принципа обучения: доступность как меру трудности и наглядность как дидактическую поддержку;

Дидактические принципы традиционной системы: научность, прочность, доступность, наглядность, систематичность, сознательность, связь с жизнью перекликаются с принципами развивающих систем: психологической комфортности, развития всех учащихся в одном коллективе, теоретического мышления и практических действий, непрерывности, высокого, но доступного уровня знаний, вариативности, целостного представления о мире, осознания процесса обучения.

Недостатки выбранной образовательной технологии (методики): Традиционное обучение не обеспечивает эффективного развития мыслительных способностей обучающихся потому, что базируется на закономерностях репродуктивного мышления, а не творческой деятельности.

 В рамках  традиционной технологии используются элементы проблемного обучения. Проблемное обучение в меньшей мере, чем другие типы обучения применимо при формировании практических умений и навыков; оно требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний по сравнению с другими типами обучения. Применения объяснительно-иллюстративное обучение не обеспечивает эффективного развития мыслительных способностей обучающихся потому, что базируется на закономерностях репродуктивного мышления, а не творческой деятельности.

Частое применение эвристического метода в процессе обучения поставленных учебных проблем требуется гораздо больше учебного времени, чем на изучение этого же вопроса методом сообщения учителем готового решения (доказательства, результата). Поэтому учитель не может использовать эвристический метод преподавания на каждом уроке.

Рекомендации (дополнения) к выбранной образовательной технологии (методике):

Сейчас на страницах педагогической литературы противопоставляются традиционное и развивающее обучение. Принято считать, что в традиционной системе все устарело; что развитие идет через усвоение образов, а не путем возникновения новообразований; что целью дидактических принципов является обеспечение усвоений знаний, а не максимальная эффективность обучения для общего развития учащихся. Но исходя из тех целей и задач, которые ставятся в обновленных традиционных системах , можно уверенно сказать, что обучение может быть развивающим вне зависимости от того, по каким учебным комплектам работает учитель.

Длительное использование только одного (даже весьма эффективного метода) противопоказано в обучении. Однако следует отметить, что «время, затраченное на фундаментальные вопросы, проработанные с личным участием учащихся, — не потерянное время: новые знания приобретаются почти без затраты усилий благодаря ранее полученному глубокому мыслительному опыту».

Поэтому, учитель должен применять но уроке элементы разных технологий.








Яндекс.Метрика lists
lists