создание психологически комфортной среды на уроках химии




Создание психологически комфортной среды на уроках химии

Химия, действительно, один из сложнейших школьных предметов. И в силу особенностей программы, и в силу того, что государству грамотный потребитель нынче не нужен, иначе как объяснить сокращение часов на изучение нашего предмета?

Хотя на самых первых уроках мы, учителя химии, все вспоминаем слова М.В.Ломоносова о том, что широко простирает химия руки свои в дела человеческие, обращаем внимание детей на то, что куда не кинешь свой взор – продукты, полученные не без помощи химии. Знать основы этой науки необходимо, чтобы уметь выживать в мире химических веществ. Знание химии – это наш комфорт и безопасность.

«Не о том вам надо думать, каким вас давят прессом, а о том, как вести себя под давлением» (Аркадий и Борис Стругацкие)

Я учитель. И моя цель, конечно, дать базовые химические знания учащимся, но важнее, я считаю, мотивировать ребенка вообще на учение, его стремление познавать, новые знания применять в различных ситуациях.

Научить преодолевать трудности и получать от этого радость. В наше время это очень важно, когда вокруг ребенка столько соблазнов, так легко стать зависимым от алкоголя, наркотиков, игр, в том числе и компьютерных и т.д.

Позитивный характер учебной деятельности учащегося возможен при выполнении ряда одинаково важных условий на всех этапах учебного процесса:

Личная заинтересованность учащегося в учебном предмете;

Отношение родителей или других референтных лиц к учебе в целом и к отдельным предметам

Взаимоотношения, которые складываются у учащегося с учителем химии, стиль преподавания и общения учителя.

Мне очень важно, чтобы дети хотели ко мне идти на урок, чтобы на моих занятиях им было комфортно. Тогда будет и результат.

Любой урок начинается со «входа», так называемого организационного момента. И хотя он занимает минимальное количество минут, именно этот момент обеспечит хороший эмоциональный настрой на всю работу. Можно в полушуточной манере познакомить с планом урока: «Сначала восхитимся глубокими знаниями…, потренируем мозги – порешаем задачи…, вытащим из тайников памяти кое-что ценное…» Можно использовать короткий и простой опрос, цель которого — настроить ребенка на работу, а не устроить стресс с головомойкой. Например, «найди лишнего:

А) известняк, мел, мрамор, малахит;

Б) углерод, алмаз, графит, карбид.»

Или такой известный прием, как «лови ошибку : «…в воде обнаруживается практически вся периодическая система Д.И.Менделеева: радиоактивные элементы,… возбудители различных заболеваний (выдержка и газеты.) Интересно, под каким номером в Системе находится дизентерийная амеба, а палочка Коха?

После подобного начала работать можно спокойно дальше, позитивный настрой создан. По ходу урока каждый учитель использует свои приемы дл поддержания психологического комфорта:

мозговой штурм,

лабораторный эксперимент,

загадка с отсроченной отгадкой,

решение проблемной ситуации, например, почему у мясного бульона появился привкус мыла?

«черный ящик», например: находится вещество, которое в 1802 году впервые выделил из виноградного сока французский химик Жозеф Луи Пруст. Это вещество твердое, сладкое на вкус, хорошо растворимое на вкус и т.д.

Какой же химик не любит решать задачи? Условие можно сформулировать и так: Вася решил сжечь 0,4 моль серы. Сколько литров ядовитого сернистого газа попадет в атмосферу в результате этого эксперимента Васи?

Неизвестные террористы для одной пакостной проделки получили 100 г серной кислоты. Сколько молей оксида серы (VI) они растворили для этого в воде?

Федя подмешивал сахар в суп Клавдии Петровны. Сколько граммов сахара получит на обед сегодня Клавдия Петровна, если в 250 мл (плотностью 1,1 г/мл) содержится теперь 30% этого калорийного продукта?

Мир волшебства, фантазии занимает значительное место в сознании подростков.



И это увлечение можно использовать для лучшего усвоения химии.

Так появляются химические сказки: «Жила-была Медь. Скромная, красивая, но такая стеснительная, что от каждой похвалы смущалась и краснела, румянец с лица ее никогда не сходил. Дружила с электричеством, всегда быстро и легко передавала от него приветы всем друзьям и знакомым. А в воде на воздухе испытывала некоторый дискомфорт и покрывалась платком – зеленоватым основным карбонатом….»

Или о серной кислоте:

…А в городе тем временем

Шум и суета —

Наделает большой беды

Сбежавшая кислота:

Загубит всю природу

И высушит леса

Погибнет рыба в озере

И закипит вода

Разрушатся металлы.

Исчезнут провода…

Подростки не желают автоматически принимать и запоминать предлагаемую информацию или последовательность действий. Они стремятся активно участвовать в процессе обучения и разбираться в том, что делают. Чтобы сохранился интерес, и процесс познания не казался «страшным», снять в некотором роде сложность с изучаемых вопросов, использую различные аналогии.

Например, тема «Гидролиз солей». Рассматриваем гидролиз соли хлорида алюминия.

AlCl3 → Al + 3Cl

Представляем ситуацию: два пловца в воде. Какому пловцу через некоторое время понадобится помощь?

Выписываем «слабый» ион, в роли спасателя — вода:

Al + НОН → AlОН + Н

«сильные пловцы» доплыли до соседнего берега, как ни в чем ни бывало вернулись обратно

Al + НОН → AlОН + Н

3Cl 2Cl Cl

Молекулярное уравнение 1-ой стадии гидролиза:

AlCl3 + Н2О → AlОНCl2 + НCl

«отдача электронов» — окисление

«взятие» — восстановление

Фенолфталеиновый – в щелочах малиновый.

Модель состояния веществ: твердые вещества – армейская дисциплина, жидкости – дружеская вечеринка, газы – футбольный матч

При изучении изомерии органических веществ использую анаграммы:

Когда ты утром сел за стол

Тебе понадобился он

Когда же опыты проводишь

Ее ты быстренько находишь (Колба – бокал)

Я – газ редчайший на Земле

Мне близки радий и свинец

Но буквы переставить мне

И – я истории творец (Радон – народ)

В слове «катод», как и в слове «минус» — 5 букв, а в слове «анод», как и в слове «плюс» — 4…

Заканчивается урок только на «положительном»: «Урок завершен. Успеха!»

И так приятно слышать в ответ: «Как? Уже?»

В состоянии комфортного общения две личности – учитель и ученик – начинают образовывать некое общее эмоционально – психологическое пространство, в котором разворачивается творческий процесс приобщения ученика к человеческой культуре, разностороннего познания окружающей его действительности и себя самого, своих возможностей и способностей, т.е разворачивается процесс социализации личности ученика. Искусство общения учителя проявляется в том, как он находит контакты и нужный тон с учащимися в тех или иных ситуациях школьной жизни, каким способом организует работу учащихся, включая их в решение учебно – познавательных задач, как он создает креативную атмосферу на уроке, как использует свое воображение, интуицию.

«У меня получается, получится и у тебя!»

Библиография:

Ахрямкина Т.А. Эмпатия педагога и стиль педагогического общения./ Наше образование. Ежегодный альманах. Самара.2003

Гин А.А. Приемы педагогической деятельности: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя/ А.А.Гин. – 8е изд. – М.: Вита – Пресс, 2007

Девяткин В.В. Ляхова Ю.М. Химия для любознательных или о чем не узнаешь на уроке/ Ярославль: Академия развития: Академия, К: Академия Холдинг. 2000

Казанцев Ю.Н., Кривенко В.А. Формула успеха, или как увлечь учащихся новым предметом./ Химия в школе. № 2, 2009. стр15.

Байкина Л.В. Чтобы учение было в радость./ Химия в школе. № 3, 2008. стр2








Яндекс.Метрика lists
lists