современный урок




Технологическая карта урока

Технологическая карта — это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения.

Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

Понятие «технологическая карта» пришло в образование из промышленности. Технологическая карта — технологическая документация в виде карты, листка, содержащего описание процесса изготовления, обработки, производства определённого вида продукции, производственных операций, применяемого оборудования, временного режима осуществления операций.

Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией.

Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

Сущность проектной педагогической деятельности в технологической карте заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологической карте присущи следующие отличительные черты: интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и обобщённость.

Структура технологической карты включает:

название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение

цель освоения учебного содержания

планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД)

метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы)

основные понятия темы

технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения)

контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов

Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и учащихся, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения; осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.

Технологическая карта позволит учителю:

реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;

определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;

системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;

осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;

определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);

проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;

освободить время для творчества — использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы,

определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);

на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;

выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.

решить организационно-методические проблемы (замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);

соотнести результат с целью обучения после создания продукта — набора технологических карт.

обеспечить повышение качества образования.

Технологическая карта позволит администрации школы контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь.Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:

учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;

используются эффективные методы работы с информацией;

организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;

обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.

Примеры шаблонов технологических карт:

Технологическая карта урока Ф.И.О. Предмет: Класс:Тип урока:

Тема

Цель

Задачи

Образовательные:Развивающие:Воспитательные:

УУД

ЛичностныеУУД:

Регулятивные УУД:

Коммуникативные УУД:

Познавательные УУД:

Планируемые результаты

Предметные:

Знать

Уметь

Личностные:Метапредметные:

Основные понятия

Межпредметные связи

Ресурсы:

основные

дополнительные

Формы урока

фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая

Технология

Дидактическаяструктура урока

Деятельностьучеников

Деятельностьучителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Организационный моментВремя:Основные этапы:

(Познавательные УУД).(Коммуникативные УУД).(Регулятивные УУД).

Проверка домашнего заданияВремя:Этапы:

Изучение нового материалаВремя:Этапы:

Закрепление нового материалаВремя:Этапы:

КонтрольВремя:Этапы:

Рефлексия Время:Этапы:

.

.

Дидактическая структура урока составляется в соответствии с основными этапами урока, но может менять в зависимости от типов урокаТехнологическая карта с методической структурой урока

Дидактическаяструктура урока

Методическая структура урока

Признакирешениядидактических задач

Методыобучения

Формадеятельности

Методическиеприемы и ихсодержание

Средстваобучения

Способыорганизациидеятельности

Организационный момент

Актуализация знаний

Сообщение нового материала

Закрепление изученного материала

Подведение итогов

Домашнее задание

Самоанализ урока

Важно также уметь проанализировать свой урок. Зная, на какие моменты опирается анализ урока, учитель будет более грамотно подходить к процессу его конструирования. Отметим основные пункты и требования аспектов анализа урока.

Дидактическая задача урока (краткий оценочный анализ)

Соответствие дидактической задачи урока отобранному содержанию.

Результативность решения дидактической задачи

Содержание урока

Соответствие основного содержания урока содержанию программы и учебника

Методы и средства обучения

Соответствие приемов обучения и учения (методов обучения) решению триединой образовательной цели

Использование разнообразных приемов, методов и средств обучения, включая информационные (программные мультимедиа средства на различных этапах урока: обучающие программы и презентации, электронные учебники, видеоролики, а также электронные образовательные ресурсы).

Формы обучения

Соответствие форм обучения (фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная) решению основной дидактической задачи урока

Целесообразность использования предложенных заданий

Результативность урока

Достижение цели и решение основной дидактической задачи урока

Практическая направленность урока

Практическая направленность вопросов, упражнений и задач, предлагаемых для выполнения школьникам

Организация и проведение лабораторных практикумов и экспериментов с виртуальными моделями, обработка результатов эксперимента

Самостоятельная работа школьников как форма организации учебной деятельности

Уровень самостоятельности школьников при решении дидактической задачи урока

Характер самостоятельной учебной деятельности (репродуктивный, творческий)

Взаимопомощь

Интерактивная составляющая и доля самостоятельной работы учащегося с ИКТ в зависимости от уровня технической оснащенности

Формирование универсальных учебных действий на каждом этапе урока

Личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные

Формирование ИКТ-компетентности

Применение ИКТ на уроке, уровень сформированности ИКТ компетентности учащихся

Структура урока

Соответствие структуры урока основной дидактической задаче

Контрольно-оценочная деятельность

Использование современных способов оценивания и проверки знаний в условиях информационно-коммуникационных технологий

Осуществление автоматического контроля: использование готовых тестов, создание собственных тестов

Ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся

Педагогический стиль

Соблюдение норм педагогической этики

Гигиенические требования

Температурный режим, проветривание класса, чередование видов деятельности, динамические паузы

Соответствие санитарно-эпидемиологическими требованиям

Соответствие требованиям к организации образовательного процесса с использованием ИКТ

Урок-семинар: технологическая карта

Семинар – учебно-практическое занятие, на котором учащиеся обсуждают сообщения, доклады и рефераты, выполненные ими по результатам учебных или научных исследований под руководством преподавателя.

Основные действующие лица:

1. Докладчик.

2. Содокладчик.

3. Пара экспертов (учитель-ученик).

4. Провокатор.

5. Ученый (-ые).

6. Ассистент

Название предмета:

Класс:

Урок №

Дата:

Тема:

Образовательные цели:

Способствовать глубокому осмыслению, критическому осмыслению и запоминанию материал

Развивающие цели:

развивать навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой; умение сравнивать, анализировать и обобщать;

формировать исследовательскую компетентность, навыки использования информационных технологий;

продолжить формирование познавательного интереса учащихся

Воспитательные цели:

воспитывать навыки адекватной самооценки работы по заранее оговоренным условиям;

формировать волевые качества личности учащихся: терпеливость, выносливость, доведение работы до конца

Место урока в системе уроков данного раздела:

Урок обобщения и систематизации знаний

Тип урока:

Семинар

Основные термины и понятия:

Межпредметные связи:

Познавательные УУД:



Участвуют в создании способов решения проблем творческого и поискового характера; осуществляют поиск и выделение необходимой информации; применяют методы расширенного информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; учатся строить четко сформулированное логическое рассуждение; осуществляют синтез – составление целого из частей, пытаются самостоятельно достраивать недостающие компоненты

Коммуникативные УУД:

Осуществляют планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, определяют цели, функции, степень участия и способы взаимодействия; осуществляют инициативное сотрудничество в поиске, отборе, сохранении и представлении информации; приобретают умения учитывать позицию собеседника, адекватно воспринимать и передавать информацию; учатся формулировать собственное мнение и позицию; учатся учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной

Регулятивные УУД:

Определяют и формулируют цель деятельности на каждом этапе работы; в диалоге с учителем учатся вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев: активно используют критерии оценки и самооценки; учатся оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности, оценивают их влияние на настроение человека

Личностные УУД:

Знают моральные нормы, учатся соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами; учатся выделять нравственный аспект поведения и ориентацию в межличностных отношениях; учатся устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; формируют внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к образовательному процессу, выраженному в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний

Этап урока

Форма/приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ресурс

I

Подготовительный

Индивидуальная работа с источниками информации. Составление тезисов выступлений

Определяет тему семинара.

Подбирает основных действующих лиц.

Знакомит каждого участника с функциями, формами и методами отчета на семинаре, критериями оценивания.

Составляет список вопросов и заданий к семинару. Фиксирует их в специальной таблице.

Проводит индивидуальные и групповые консультации.

Привлекает учащихся к подготовке и подбору оборудования и наглядных пособий

Обсуждают предложенную тему семинара. Вместе с учителем намечают и обсуждают план подготовки. Изучают рекомендованную литературу, дополнительный материал, интернет-ресурсы

Научно-популярная и учебная литература, ЭОР, ЦОР

II

Организационный

Коллективная/монолог

Проверяет готовность класса к уроку. Проверяет присутствие и готовность действующих лиц

Ученики готовятся к работе: организуют рабочее место

III

Введение в занятие

Коллективная/монолог

Озвучивает тему семинара. Настраивает класс на продуктивную деятельность

Учащиеся получают шаблон обобщающей таблицы

Слайды

IV

Центральный этап

Коллективная/обмен информацией между участниками

Координирует ход процесса

Слушают выступление докладчика, в тезисной форме излагающего основные положения изученного материала, и содокладчика, который дополняет, подкрепляет аргументами это выступление

Видеофрагменты, изображения, таблицы



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




Яндекс.Метрика lists lists