социологические концепции




Спенсер

Герберт Спенсер (1820–1903) – английский философ и социолог-позитивист, основатель органической школы в социологии.

Главное социологическое произведение Спенсера – трехтомный труд «Основания социологии», дающий целостное представление о методологических принципах ученого и его взглядах на общество.

Суть органической теории Спенсера заключается в понимании общества как социального организма, подобного биологическому и развивающегося по таким же законам. Последовательно проводя аналогию между социальными и биологическими организмами, Спенсер выделяет следующие их общие черты:

? все организмы растут, увеличиваясь в объеме;

? они имеют свою внутреннюю структуру;

? эта структура усложняется по мере роста;

? усложнение структуры сопровождается усилением дифференциации функций составляющих ее частей;

? это ведет к развитию взаимодействия между отдельными частями.

В подтверждение этих положений Спенсер приводил ряд конкретных аналогий: роль мозга выполняет в обществе правительство, кровообращения – торговля, сосудистой системы – транспорт, питания – промышленность и земледелие и т. д. В то же время Спенсер отмечал и отличие общества от биологических организмов: 1) в нем индивид меньше зависит от социального целого; 2) в биологических организмах элементы существуют ради целого, а общество, состоящее из отдельных индивидов, служит благу своих членов.

С органической теорией общества Спенсера тесно связано его учение о всеобщей эволюции, сложившееся во многом под влиянием идей Ч. Дарвина. Эволюцию Спенсер рассматривал как высший закон всего существующего, как источник любого природного и общественного явления. Ее основные моменты – переходы от простого к сложному (интеграция), от однородного к разнородному (дифференциация), от неопределенного к определенному (возрастание порядка).

Социальная эволюция, по Спенсеру, представляет собой часть «общего процесса эволюции». Общество развивается от простейших форм к более сложным по естественным законам, которые носят объективный характер.

В ходе социальной эволюции происходит совершенствование институтов общества, усложнение их функций. Главное направление социальной эволюции Спенсер видел в нарастании внутренней дифференциации общества (усложнении политической организации, социальном расслоении, появлении новых институтов и т. д.). Любое высокоорганизованное общество состоит из трех главных систем: «производительной», «распределительной» и «регулятивной». Каждая их этих систем включает социальные институты, под которыми Спенсер понимал «устойчивые структуры социальных действий». Например, в рамках «регулятивной системы» он выделял институты социального контроля, куда относил государство, церковь, семью, обряды и традиции («церемониальные институции»). Вся система социального контроля, по Спенсеру, держится на страхе: «страх перед живыми» поддерживается государством, а «страх перед мертвыми» – церковью.

Степень строгости социального контроля и централизации управления Спенсер считал одним из главных критериев классификации обществ. Так, он различал «военный» и «промышленный» типы общества. Первый характеризуется сильным централизованным контролем и иерархическим порядком власти. Вся жизнь здесь подчинена дисциплине, а сотрудничество людей в достижении общих целей имеет принудительный характер. В обществах «промышленного» типа система управления становится более гибкой, принудительная кооперация уступает место добровольной, а власть рассматривается как выражение общей воли свободных граждан.

«Военный» тип общества отражает, согласно Спенсеру, более низкую ступень общественного развития по сравнению с обществом «промышленного» типа. Переход от первого ко второму он рассматривал как социальный прогресс. Со временем спенсеровская концепция «однолинейного» прогресса, т. е. непрерывного поступательного движения общества, модифицируется в теорию усложненной «многолинейной» эволюции, предполагающей в отдельных случаях даже возможность социальной деградации.

Спенсер высоко оценивал конкуренцию в качестве механизма совершенствования общества, приписывая ей роль «естественного отбора». Вознаграждая наиболее умелых и усердных работников, конкуренция способствует не только повышению интеллектуального и морального уровня общества, но и увеличению объема общественного богатства. Спенсер считал, что необходимо избавляться от неприспособленных членов общества и государство не должно вмешиваться в этот процесс.

Спенсер, как и Конт, был противником революционных преобразований, полагая, что любое вмешательство в естественный ход развития общества может обернуться непредсказуемыми последствиями. Он также не разделял социалистических идеалов, считая, что их реализация приведет к подавлению личности, насаждению уравнительности («поощрение худших за счет лучших»), росту бюрократического аппарата, ведающего распределением и перераспределением общественных благ.

Большое внимание Спенсер уделял разработке понятийного аппарата социологии. Он первым стал широко использовать такие социологические категории, как «социальная система», «социальный институт», «социальная функция» и др. Ему принадлежит приоритет и в обосновании взаимосвязи изменения социальной структуры и дифференциации функций составляющих ее элементов, необходимости координации этого процесса в рамках специальной регулирующей системы.

Выдвинув на первый план изучение структуры общества и функций ее элементов, Спенсер заложил основы структурно-функционального метода, получившего в дальнейшем широкое распространение в социологии. Именно этим и определяется, прежде всего, его заслуга в развитии социологической мысли.

Конт

Огюст Конт (1798–1857) – французский мыслитель, который считается основоположником социологии как самостоятельной науки. Главный труд Конта – шеститомный «Курс позитивной философии», где впервые давалось развернутое обоснование необходимости научного изучения общества, вводился сам термин «социология» и намечались общие контуры новой науки.

Социология понималась Контом как фундаментальная наука, интегрирующая все знания об обществе. В классификации наук она занимает самое почетное место и призвана открывать и описывать единые, универсальные законы развития общества, неотделимые от законов природы (Приложения, схема 3).

Социологический проект Конта основывался на позитивистской доктрине, ядро которой составляли следующие принципы:

? натурализм, согласно которому социальные явления подчиняются законам, общим для всей действительности;

? методы социального исследования должны быть аналогичны методам естествознания;

? истинность понятий и утверждений должна устанавливаться на основе эмпирических проверок;

? социальные явления должны быть описаны и выражены в количественных показателях;

? социолог должен воздерживаться от ценностных суждений.

Значительное внимание Конт уделял разработке методов социологического исследования. Он выделял четыре основных метода: наблюдение, эксперимент, сравнение и метод исторического анализа. При этом наблюдение оценивалось как главный метод, требующий использования математических процедур и замеров изменения состояния социальных объектов. Конт поставил проблему достоверности и точности наблюдений, разработки процедур этого метода, но не решил ее из-за недостатка опыта эмпирических социальных исследований.

Социологию в целом Конт подразделял на две части: социальную статику и социальную динамику. Первая призвана изучать строение общества, его структурные элементы, вторая – законы социального развития.

В рамках социальной статики Конт выделял три главных социальных института: семью, государство и религию. Семья образует ту простейшую единицу, которая лежит в основе общества. Ее важнейшая функция – воспитание молодого поколения в духе альтруизма, преодоления эгоистических наклонностей человека. Государство выступает как блюститель общественного порядка, согласующий интересы различных социальных групп. Религия выражает духовное, моральное единство общества. Она составляет основу социального порядка: рушится вера – распадаются и социальные связи. Последнее особенно проявляется в ходе революций с их «анархией умов».

Социальная динамика – это позитивная теория общественного развития. Первичным фактором социальной динамики является духовное, умственное развитие. Ко вторичным факторам Конт относил климат, расу, среднюю продолжительность жизни человека, рост народонаселения, общественное разделение труда.

Конт полагал, что социальные изменения носят закономерный характер. В развитии общества он выделил три стадии: теологическую, метафизическую и позитивную. Теологическая стадия охватывает древность и раннее Средневековье вплоть до XIII в. Она характеризуется господством религиозного мировоззрения и распространением военно-авторитарных режимов. Метафизическая стадия включает период с XIV по XVIII в., в котором доминируют философско-мета-физические воззрения. Сыграв положительную роль в разрушении теологизма, эти воззрения породили другую крайность – революцию, «анархическую республику», социальную дезорганизацию.

Высшая, позитивная стадия начинается, по Конту в ХГХ в. и связана с утверждением научного, позитивного сознания. На этой стадии устанавливается социальная гармония, происходит быстрое развитие промышленности и науки, наступает расцвет культуры, достигается победа альтруизма над эгоизмом, полностью уходят в прошлое военный дух и милитаризм. В центр духовной жизни выдвигаются ученые-позитивисты, а на смену аристократии приходит социократия, основу которой составляют промышленники и специалисты в области управления.

В учении о социальной динамике Конт характеризовал развитие общества как прогрессивное. Он подчеркивал, что человечество беспрерывно совершенствуется в процессе развития цивилизации с физической, нравственной, умственной и политической точек зрения. Конт указывал на большую роль в этом процессе общественного разделения труда и, в частности, политической деятельности, исследованию которой он посвятил труд «Система позитивной политики».

Следует отметить, что Конт был убежденным эволюционистом и считал, что изменения в обществе должны носить постепенный, плавный, мирный характер. Он также признавал необходимость частной собственности, полагая, что неважно, кому принадлежат капиталы, лишь бы их использование приносило пользу всему обществу. Идеалом общественного устройства Конт считал социальный порядок, основанный на солидарности всех слоев и групп общества. По его мнению, в достижении социальной гармонии большую роль может сыграть социологическая наука, которая призвана найти нужный механизм взаимодействия между всеми частями общества.

Заслуга Конта состояла в том, что он обосновал необходимость научного изучения общества, выделил социологию в качестве самостоятельной науки, ввел само понятие «социология», показал важность социологической науки для решения социальных проблем.

Марксизм

Особое место в истории социологической мысли занимает учение Карла Маркса (1818–1883) и Фридриха Энгельса (1820–1895), основой которого служило диалектико-материалистическое понимание исторического процесса. Вычленение собственно социологического аспекта марксизма представляет известную сложность, ибо труды этих мыслителей, как правило, имеют междисциплинарный характер и содержат немало идеологических и оценочных суждений. Вместе с тем некоторые их работы (например, «Анкета для рабочих» К. Маркса, «Положение рабочего класса в Англии» Ф. Энгельса) опираются на большой эмпирический материал и, по сути, являются социологическими исследованиями. Так, в «Анкете для рабочих» дана разработка почти сотни вопросов, касающихся оплаты труда, продолжительности рабочего времени, условий и охраны труда, бюджета семьи и т. д. В целом же в марксизме преобладала разработка общетеоретической социологии. В той или иной степени это нашло отражение в главных трудах Маркса и Энгельса («Немецкая идеология», «Нищета философии», «Критика политической экономии», «Капитал» и др.). Несмотря на философскую и идеологическую ориентацию марксистской теории общества, следует признать, что она, безусловно, содержала немало ценных идей, обогативших общественную мысль XIX в. Наиболее существенные положения социологической теории марксизма сводятся к следующему:

1. понимание общества как социальной системы, включающей ряд подсистем (экономическую, политическую, правовую, моральную и др.) при определяющей роли, в конечном счете, экономической. При этом способ производства рассматривается как системообразующий компонент социальной системы, определяющий ее качественную характеристику;

2. интерпретация социальной истории как естественно-исторического процесса, основанного на последовательной, поступательной и закономерной смене общественно-экономических формаций – первобытно-общинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической. Каждая из них отличается присущим ей способом производства, и прежде всего системой производственно-экономических отношений. Этим, в конечном счете, определяются особенности социальной структуры, политической системы и духовной жизни общества каждой формации;

3.обоснование диалектического взаимодействия общественного бытия и общественного сознания. Последнее выступает как отражение социальной практики людей, различных видов их совместной деятельности. Тем самым объясняются природа, сущность и содержание общественного сознания;

4. объяснение социального конфликта в качестве источника общественного прогресса, поступательного развития общества. В марксистской интерпретации социальный конфликт – это не временное или локальное явление, а постоянный и органический компонент общественной жизни. Показав положительную роль конфликтов в жизни общества, Маркс и Энгельс, по сути, заложили основы конфликтологического направления в социологии;

5. в рамках социологической теории марксизма возникла одна из первых концепций социальной стратификации (6.4). Выделив в качестве главного фактора социальной дифференциации собственность на средства производства, Маркс и Энгельс представили социальную структуру общества как систему отношений между экономическими классами;

6. важное методологическое значение имело марксистское положение о личности как носителе общественных отношений. Маркс и Энгельс показали, что личность – это не только объект воздействия социальной среды, но и активный субъект ее преобразования. Изучая механизм взаимодействия личности и общества, они раскрыли его исторически обусловленный характер.

Отмечая роль марксизма в развитии социологической мысли, нельзя в то же время не указать на его слабые стороны. Среди недостатков марксистской теории многие социологи прежде всего выделяют присущий ей экономический детерминизм, который привел к игнорированию роли культурных и духовных факторов в жизни общества. К существенным недостаткам марксизма относят также преувеличение значения классовой борьбы, революционного насилия в истории, недооценку реформ, механизмов социальной интеграции, поиска согласия в обществе.

Не подтвердились на практике и многие прогнозы марксистской социологии, в частности утверждение о неизбежности всемирной победы социализма в обозримом будущем, о неуклонном росте численности пролетариата и возрастании его революционной роли, об усилении абсолютного и относительного обнищания трудящихся при капитализме, о сокращении средних слоев населения и др.

Таким образом, в социологической теории марксизма необходимо отделять научное знание от различных идеологизированных и политизированных положений. Многие ценные идеи Маркса и Энгельса питали научное творчество таких крупных социологов, как М. Вебер и Э. Дюркгейм. Марксизм оказал значительное влияние на развитие целого ряда школ и направлений современной социологии.

Сорокин

Наиболее развернутое обоснование неопозитивистская концепция получила в работах П. А. Сорокина, который сформулировал пять «основных и руководящих принципов» социологического подхода: 1) социология как наука должна строиться по типу естественных наук; 2) социология должна изучать мир таким, каков он есть; 3) социология должна быть «объективной дисциплиной», т. е. изучать реальные взаимодействия людей, доступные эмпирическому измерению; 4) поскольку социология стремится быть опытной и точной наукой, она должна отказаться от «философствования» в смысле создания умозрительных систем; 5) разрыв с философствованием означает и разрыв с идеей монизма, т. е. сведения любого явления к одному какому-нибудь началу.



Итогом российского периода творчества П. А. Сорокина (в 1922 г он был выслан из России) является двухтомная «Система социологии». Высказанные здесь идеи о критериях социальной стратификации (6.4), вертикальной и горизонтальной мобильности (6.7), методологии изучения социальных групп и социальной структуры общества стали исходными для тех теорий и концепций, которые принесли их автору всемирную известность.

Научная и организационная деятельность П. А. Сорокина во многом способствовала ускорению процесса институционализации социологической науки. При его активном участии создается первое в стране социологическое общество, образуются кафедры социологии в Петроградском и Ярославском университетах, учреждается ученая степень по социологии.\Процесс институционализации социологии по инерции продолжился и в первые годы советской власти: в 1920 г. в Петроградском университете был открыт первый в стране социологический факультет, который возглавил П. А. Сорокин. Однако в дальнейшем социология была объявлена буржуазной наукой и научные исследования в этой области были запрещены.

Дюркгейм

Эмиль Дюркгейм (1858–1917) – основатель французской социологической школы, автор классических трудов по социологии: «О разделении общественного труда», «Правила социологического метода», «Самоубийство» и др. Особенно большое внимание ученый уделял изучению проблем предмета и метода социологии, структуры общества и функциональной роли ее элементов, вопросов социального порядка и социальной дезорганизации. Дюркгейм многое сделал для институционализации социологической науки. Он создал первую во Франции кафедру социологии, руководил изданием журнала «Социологический ежегодник», вокруг которого сложилось влиятельное научное направление – французская социологическая школа.

Научные взгляды Дюркгейма нередко определяют одним словом – «социологизм», поскольку предложенный им подход к изучению общества отличался исключительно социологическим характером, когда на первый план выдвигалась задача исследования особой социальной реальности, анализом которой не занималась ни одна из существующих наук.

Предметом социологии Дюркгейм считал образующие эту реальность социальные факты, подразделяя их на «морфологические» и духовные. К первым он относил плотность населения, наличие путей сообщения, характер поселений и т. д. («материальный субстрат» общества), ко вторым – традиции, обычаи, религию, мораль, законы, моду и др. («коллективное сознание» общества). Впоследствии Дюркгейм дополнил это истолкование предмета социологии еще одним, определив социологию как науку об институтах, их возникновении и функционировании.

В соответствии с пониманием предмета и задач социологии Дюркгейм определял и структуру социологического знания. В целом он делил социологию на три основные части: социальную морфологию, социальную физиологию и общую социологию.

Социальная морфология аналогична анатомии: она исследует «субстрат» общества, его структуру, материальную форму. В ее сферу входит изучение, во-первых, природных условий жизни людей; во-вторых, народонаселения, его объема, плотности, распределения по территории. Социальная физиология исследует «жизненные проявления общества» и включает в себя ряд частных социологических теорий: социологию религии, социологию морали, социологию права, экономическую социологию и др. Общая социология осуществляет теоретический синтез и устанавливает наиболее общие социальные законы.

Основные методологические принципы социологии Дюркгейма были изложены в его работе «Правила социологического метода». В качестве главных среди них можно выделить следующие:

1. принцип эмпиризма и объективизма в изучении социальных явлений («социальные факты нужно рассматривать как вещи»);

2. признание специфичности и автономности социальной реальности;

3. приоритет социальной реальности над индивидуальной, ее решающая роль в детерминации сознания и поведения индивида.

Эти принципы позволили Дюркгейму сформулировать некоторые положения функционального подхода к изучению социальных явлений. Чтобы объяснить социальный факт, отмечал Дюркгейм, необходимо выявить его функцию в создании социального порядка. Анализ социальной роли, социальной функции того или иного явления он считал главной задачей социологии.

Изучая различные аспекты социальной жизни людей, Дюркгейм постоянно обращался к вопросам: что побуждает индивидов сплачиваться, каковы те связи, которые их объединяют? Поэтому центральной темой его научного творчества стала проблема социальной солидарности.

В трактовке Дюркгейма солидарность выступает как высший моральный принцип, высшая моральная ценность. По существу, солидарность определяет общественное состояние, социальный порядок общества. Дюркгейм выделял два типа социальной солидарности: механическую и органическую. Первая предполагает сходство индивидов, тождественность исполняемых ими функций, неразвитость личностных качеств; вторая – самостоятельность индивидов, развитость их как личностей, разделение между ними функций в обществе.

Механическая солидарность присуща простым, архаичным обществам, где коллектив поглощает индивида, а наличие репрессивного права свидетельствует о подавлении личности и господстве коллективного сознания (в основном религиозного). Органическая солидарность свойственна сложным, развитым обществам и основывается на всеобщем разделении труда, профессиональной специализации, экономической взаимосвязи индивидов. При этом прежнее архаичное коллективное сознание уступает место новому коллективному сознанию, которое все более принимает светский, рационалистический характер. Репрессивное право постепенно заменяется «реституционным» правом, ориентированным на перевоспитание нарушителей закона.

Переход от механической к органической солидарности Дюркгейм рассматривал как общественный прогресс, главным фактором которого выступает разделение труда. В разделении труда, понимаемом как единство профессиональной специализации и кооперации, Дюркгейм видел фактор сплочения людей и преодоления центробежных тенденций. Разделение труда вынуждает людей обмениваться продуктами своей деятельности, совершенствовать свои профессиональные навыки и, следовательно, развивать свои личностные качества. В конечном счете, этот процесс открывает простор для расширения всех сфер «социального бытия».

Однако со временем Дюркгейм был вынужден признать, что и в сложных обществах, основанных на разделении труда, встречаются всевозможные социальные патологии, связанные с потерей органической солидарности. Изучая эти явления, он разработал теорию социальной аномии, которая давала научное объяснение процессам социальной дезорганизации.

Под термином «аномия» (буквально «беззаконие») Дюркгейм понимал отсутствие четкой системы социальных ценностей и норм, регулирующих поведение людей. Подобное явление характерно для переходных и кризисных периодов жизни, когда старые ценности и нормы перестают действовать, а новые еще не утвердились.

Развернутое обоснование концепция социальной аномии получила в фундаментальной работе Дюркгейма «Самоубийство», где на большом статистическом материале прослеживалась динамика самоубийств в европейских странах в зависимости от различных социальных факторов. В данном произведении Дюркгейму удалось органично соединить эмпирическое и теоретическое в социологическом исследовании.

Дюркгейм внес крупный вклад в развитие социологической мысли. Он заложил основы функционального подхода к изучению общества, разработал не только общую теорию и методологию социологического исследования, но и его конкретные методы, правила и процедуры. Введенный им в научный оборот термин «аномия» позволяет дать объяснение дефектов социальных норм и причин отклоняющегося поведения.

Вебер

Макс Вебер (1864–1920) – выдающийся немецкий социолог, экономист, историк, создатель «понимающей» социологии и теории социального действия. Свои научные взгляды Вебер изложил в работах «Протестантская этика и дух капитализма», «Основные социологические понятия», «О некоторых категориях понимающей социологии», «Хозяйственная этика мировых религий» и др.

Свою социологию Вебер называл «понимающей», поскольку она призвана раскрыть смысл поведения людей, «понять» и «причинно объяснить» их социальные действия. Именно социальное действие индивида Вебер выводил в качестве предмета социологии. Только на основе анализа социальных действий индивидов, подчеркивал он, могут быть глубоко осмыслены такие сложные понятия, как «общество», «государство», «народ» и др.

Разрабатывая теорию социального действия, Вебер использовал введенное им понятие «идеальный тип», ставшее центральным в его методологии. «Идеальный тип» – это мыслительная, логическая конструкция, с помощью которой исследователь должен изучать явления (через определение степени отклонения этих явлений от данного «идеального типа»).

Вебер выделил четыре «идеальных типа» социального действия: целерациональное, ценностно-рациональное, традиционное и аффективное:

? целерациональное действие– действие, предполагающее ясное осознание цели, соотнесенной с рационально осмысленными средствами ее достижения. Целерационально действует тот индивид, отмечал Вебер, чье поведение ориентировано на цель, средства и учитывает возможные побочные результаты. В качестве типичного примера такого действия может служить экономическое поведение предпринимателя;

? ценностно-рациональное действие– действие, ориентированное на определенные ценности (нравственные, религиозные, эстетические и др.), принятые индивидом. Как отмечал Вебер, ценностно-рационально действует тот индивид, кто, не считаясь с возможными последствиями, поступает в соответствии со своими убеждениями и выполняет то, что требуют от него долг, достоинство, религиозные предписания и т. д.;

? традиционное действие – действие, формируемое на основе подражания тем или иным социальным образцам поведения, закрепленным в культурной традиции и не подлежащим критической оценке. Традиционное действие диктуется привычками, обычаями, верованиями. Значимость этого типа действия определяется тем, что к нему относится большая часть повседневного поведения людей, в котором важную роль играют привычки;

? аффективное действие – действие, которое обусловлено эмоциональным состоянием индивида. Главное в таком действии – стремление к немедленному удовлетворению страсти, жажды мести, влечения и т. д. Такое действие находится «на границе» осмысленного человеческого поведения.

Вебер считал, что по степени распространения того или иного типа социального действия можно судить о характере и уровне развития всего общества. Так, он отмечал, что в архаичных, примитивных обществах преобладают аффективные и традиционные действия, а в индустриальных, высокоорганизованных обществах – ценностно-рациональные и, особенно, целерациональные действия.

Весь исторический процесс представлялся Веберу как растущая рационализация всех сторон общественной жизни. В его трактовке – это результат воздействия нескольких феноменов, несших в себе рациональное начало, а именно – античной науки, особенно математики, дополненной в эпоху Возрождения экспериментом и техникой; рационального римского права, получившего на европейской почве свое дальнейшее развитие; рационального способа ведения хозяйства, возникшего благодаря отделению рабочей силы от средств производства.

Наиболее последовательное воплощение принцип рациональности, по Веберу, находит в правовом государстве, функционирование которого основывается на рациональном взаимодействии граждан и строгом соблюдении законности.

Изучение рациональности как ведущей тенденции западноевропейского капитализма стало главной темой веберовской работы «Протестантская этика и дух капитализма». В ней Вебер показал, что возникновение капитализма в Европе имело не только социально-экономические, но и духовные предпосылки. Особенно важную роль сыграла протестантская религиозная этика, основные принципы которой (трудолюбие, бережливость, честность, расчетливость и т. д.) во многом способствовали развитию предпринимательства и «духа капитализма».

Значителен вклад Вебера в разработку проблем политической социологии, в частности типизации политического господства. Опираясь на свою концепцию социального действия, он выделил три типа легитимного (признанного) господства: легальное, традиционное и харизматическое. Первый тип, которому соответствует целерациональное действие, предполагает подчинение закону, а не личности; второй тип, основанный на традиционном действии, обусловлен обычаями, традициями, «привычкой к определенному поведению»; третий тип базируется на вере в необыкновенный дар (харизма – от греческого «божественный дар») носителя власти и связан с аффективными действиями.

Заслуживает также внимания идея Вебера о плебисцитарной демократии, дающей возможность всенародного избрания политического лидера (президента), который мог бы от имени народа направлять деятельность бюрократического государственного аппарата в интересах народных масс.

Важное место в научном творчестве Вебера занимает социология религии, главную задачу которой он видел в выявлении смысла религиозных действий. Анализ мировых религий привел исследователя к выводу, что существует определенная взаимосвязь между господствующей в обществе религиозной моралью и экономическим поведением, а религиозно-этические установки оказывают влияние на характер и методы хозяйственной деятельности.

Вебер внес крупный вклад в разработку практически всех отраслей социологического знания. Его идеи, методологические принципы, связанные с «пониманием» социального действия, построением «идеальных типов», сравнительной характеристикой разных систем, оказали большое воздействие на развитие теоретической мысли и стимулировали появление новых направлений в мировой социологии XX в.

Теория структурного функционализма по Т.Парсонсу.

Т. Парсонс – создатель структурно-функционального направления. Именно он создал данную школу, в которой приняло участие огромное количество учеников. Не случайно он считается величайшим представителем школы теории структурного функционализма. Основной его вклад залег в разработке понятий системного представления. Одной из наиглавнейших проблем являются такие моменты, как понятие, содержание, структура и структурные компоненты данной системы. Главными предпосылками данного направления стали:

Результаты, полученные культурной и социальной антропологией;

Достижения психологии, где индивид выступает в качестве динамической структурно-функциональной системы;

Обоснование социальных действий в контексте функционирования конкретных институтов и социальных организаций.

Таким образом, теория Парсона исследует индивида и его основные действия в обществе. Социальные системы образуются процессами и состояниями социального взаимодействия между главными субъектами, активно взаимодействующими между собой. Так как социальная система образуется из отдельных индивидов, то каждый ее отдельный участник наделен собственными идеями, целями и установками, свойственными только ему, а также соотнесенными с культурными ценностями и нормами жизни.Еще одной не менее важной проблемой выступает проблема социального порядка, стабильности социальных систем и природы интеграции. Здесь основная роль отводится культурным ценностям культуры и самой культуре. Каждый человек невольно противостоит другому, что характеризует групповые, классовые и личностные взаимоотношения. При сохранении подобных взаимоотношений система может считаться жизнеспособной. Однако сами по себе ценности не способны сохранить определенные взаимоотношения между культурными ценностями, личностью и социальной системой. Так, при стабильности системы и соблюдении всех необходимых правил можно добиться реальных результатов.

Теория структурного функционализма по Р. Мертону.

Теория функциолизма в данном случае становится одним из главных объектов критики, поскольку Р. Мертон не разделял концепции Парсона, приводя ряд немаловажных теоретических предположений и результатов. Теория функционализма по Р. Мертону относится к среднему радиусу и уровню выбранного управления. Однако, как и в предыдущем случае, здесь выделяется рад совершенно других проблем. Одной из них является рассмотрение системы при изучении социологической теории… Мертон рассматривает структурный функционализм в двух его направлениям – структрзма ифункционализма.Таким образом, структурный функционализ. Идея создания единого функционального равнофункциональна, независимо от того, что единство довольно сомнительно. Сама теория функционализма, разработанная и опубликованная Мертоном исходит из двух аспектов: теоретически-новаторского и критического. Он считает неверным применение следующих постулатов в анализе функционального характера:

Постулат универсальности функционализма, когда все существующие нормы носят позитивные функции;

Постулат функционального единства общества, когда каждая часть системы является функциональной для всей системы в целом;

Постулат обязательности, согласно которому все институты и общества являются малыми атрибутами всей системы.








Яндекс.Метрика lists
lists