социализация неслышащих детей через театрализацию




Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема адаптирования детей, имеющих нарушения слуха, в обществе слышащих сверстников, очень важной остается проблема приобщения детей к театральной деятельности с более раннего возраста.

Творческая деятельность и развитие творческих способностей человека – это составная часть социально-экономического и духовного направления современного общественного устройства.

Театральная деятельность – самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Входя в образ, ребенок играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, получая при этом огромное эмоциональное наслаждение.

Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка, способствуют общему развитию, проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации, новых способов действия, развитию ассоциативного мышления, настойчивости, целеустремленности, проявлению общих интересов, эмоций при проигрывании ролей. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка, изобретательность, способность к импровизации. Упражнения на развития на развитие речи, дыхания, голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Дети становятся более раскрепощенными, общительными, тоньше чувствуют и познают окружающий мир.

Занятия театральной деятельностью должно предоставить детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир через постижение сказок, но жить в гармонии с ним, получать удовлетворение от занятий, разнообразия деятельности, успешного выполнения заданий.

Ребенок знакомится с окружающим миром с помощью зрения (зрительного анализатора) и движений (двигательного анализатора). Все, что окружает, должно развивать эти органы чувств и обеспечивать психологический комфорт.

Совместно с музыкальным руководителем, Юдиной Л.Л., была разработана программа театрального кружка, по которой мы занимались с детьми в течение трех лет. Основные направления, по которым строилась работа с детьми во время учебного времени: театральная игра, ритмопластика, техника речи.

Театральная игра учит ориентироваться в пространстве, развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать героев спектакля, развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию, воспитывать нравственно-этические качества.

Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечивать развитие естественных психомоторных способностей младших школьников, выразительности телодвижений.

Техника речи подразумевает игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.



Перед тем, как разучивать и драматизировать сказку, мы с детьми читали сказки, рисовали сказочных героев, совместно с ребятами изготавливали маски героев, делали декорации будущих спектаклей. Детям было интересно заниматься, они с удовольствием выполняли речевые и игровые задания, быстро заучивали свои слова, овладевали танцевальными движениями своих героев.

Дебют нашего представления состоялся перед малышами дошкольных групп нашей школы. Затем, с нашей сказкой мы ходили в детские сады поселка № 28 и № 165. Сначала наши актеры несколько оробели, но актерское мастерство взяло верх. Наши выступления понравились, и юные дебютанты получили признания зрителей в виде благодарственных писем. Стали уже традицией «Театральные сезоны», на которые мы приглашали гостей из школы №4 имени А.Ю.Гагарина и учащихся музыкальной школы. В родных стенах наши дети проявили свой талант, блистательно показав сказку. В этом учебном году наши сказочные герои запели, это тем более интересно и трудно, что наши дети имеют нарушения слуха. В этом же году нашу театральную студию заметили и пригласили на театральный фестиваль «Школьный кораблик» в школу № 91, где мы получили диплом за лучшую театральную постановку и актерское мастерство.

Но недаром говорят, что талантливый человек талантлив во всем. Совместные проекты с юными музыкантами принесли удивительные результаты: сначала нас пригласили в музыкальную школу, где мы по-ближе познакомились с ребятами, они нам показали музыкальные инструменты, сыграли на них, а потом разрешили и нам попробовать свои силы.

Музыкальные уроки даром не прошли, и уже через три недели мы проводили мастер-класс, лихо наигрывая на деревянных ложках знакомый каждому с детства мотив.

Применение такого вида работы, как театральная деятельность:

— обеспечивает адекватную реакцию на негативные эмоциональные состояния (депрессию, тоску — как это было с Аней Коротких, когда в очередной раз ее обманула мама и не взяла ребенка на каникулы, страх- который проходил у Артема, когда он играл злого волка, гнев – это очень хорошо было заметно у нашего забияки Алеши Белова; он играл зайчика, и при упоминании о том, каким он был добрым зайцем, у мальчика пропадала агрессия).

— облегчает процесс общения для замкнутых, стеснительных или слабо ориентированных на сверстников детей;

— оказывает дополнительное влияние на осознание ребенком своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний;

-повышает личностную ценность, содействует формированию позитивной «Я — концепции» и повышению уверенности в себе за счет социального признания ценности созданного ребенком продукта;

— возможности невербального контакта между детьми и использования жестовой речи способствует преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит.

Таким образом, чувства, эмоции, переданные в театральной игре, облегчают и ускоряют словесное выражение переживаний, отношений неслышащими детьми, способствуют формированию положительных эмоций, гармонизации личности в целом.

Литература:

А.Г.Зикеев, В.В.Тимохин «Внеклассная работа по развитию речи в школе»

Г.А.Киреева, Т.Н.Федосеева «Организация внеклассной работы в школе слабослышащих»

Е.Г.Речицкая «Развитие детей с нарушениями слуха во внеурочной деятельности»

Приложение «Программа кружка «Карамельки»»

ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ»

Социализация неслышащих детей через театрализацию.

Русских Н.А.- воспитатель, I квалификационная категория

Юдина Л.Л.- музыкальный руководитель,

I квалификационная категория

г. Котлас, 2012 год








Яндекс.Метрика lists
lists