социализация и развитие детей-инвалидов в условиях дополнительного образования




ГБОУ СКОШИ VI ВИДА №31

ВЫСТУПЛЕНИЕ

НА ПЕДСОВЕТЕ

ПО ТЕМЕ:

«СОЦИАЛИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ».

Воспитатель: АЛМАЕВА Е.Н.

Февраль 2013 г.

«Детское сердце чутко к призыву творить красоту… важно только, чтобы за призывом следовал труд» В.А.Сухомлинский

В настоящее время процесс социализации является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социальные психологи вскрывают различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы, стадии и факторы социализации. Однако проблемы социализации инвалидов, особенно детей-инвалидов, в отечественной науке все еще не являются предметом специального исследования, хотя данная проблема весьма актуальна, и в теоретическом, и в практическом отношении

Главная проблема детей-инвалидов заключается в нарушении их связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и образования. Эта проблема является следствием не только субъективного фактора, каковым является состояние физического и психического здоровья ребенка, но и результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания, которые санкционируют существование недостаточно доступной для инвалида архитектурной среды, общественного транспорта, социальных служб.

Следствием этих ограничений является ощущение детьми неуверенности в себе, страха перед жизнедеятельностью в обществе здоровых людей.

Среди многочисленных проблем, с которыми сталкиваются дети-инвалиды и их родители, на первый план выступают две наиболее значимые. Первая и основная — отношение окружающих: у большинства, как детской, так и взрослой части населения не сформировано восприятие инвалидов как полноценных членов общества, имеющих иной, чем у здорового человека, путь развития. Вторая же является и государственной, и общественной проблемой — невозможность получить необходимое образование детьми-инвалидами.

Дети, имеющие инвалидность, могут быть также способны и талантливы, как и их сверстники, не имеющие проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу им мешает неравенство возможностей. Дети-инвалиды не пассивные объекты социальной помощи, а развивающиеся личности, которые имеют право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении, творчестве.

Инвалидность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками.

Освоение детьми-инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий (это могут быть специальные программы, специальные центры по реабилитации, специальные учебные заведения и т.д.).

И дополнительное образование детей является – неотъемлемой частью общего образования, которая выходит за рамки государственных образовательных стандартов, и предполагает свободный выбор ребенком сфер и видов деятельности, ориентированных на развитие в процессе практико-ориентированных занятий таких его личностных качеств, способностей, интересов, которые ведут к социальной и культурной самореализации, к саморазвитию и самовоспитанию с каждым ребёнком.

Основным предназначением дополнительного образования является раскрытие индивидуальных способностей детей, развитие творческих способностей, профилактика противоправных действий, решение проблемы занятости детей.

Задачи дополнительного образования:

Способствовать развитию:

— индивидуальных творческих способностей личности, формированию стремления ребенка в направлении «я – хочу» и «я – могу»

-основ творческого мышления и воображения

-механизмов самостоятельного творчества

-системы трудовых навыков, овладение элементарными профессиональными умениями и ознакомление с профессиями

-способствовать воспитанию патриотизма, трудолюбия, коллективизма, добропорядочности и милосердия, ответственности

-социальная адаптация учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Огромнейшее внимание уделяется работе с детьми, и к каждому ребенку педагог старается найти индивидуальный подход, учитывая его особенности физического и умственного здоровья. На протяжении учебного года реализуются дополнительные образовательные программы.

Дети выступают на районных семинарах и фестивалях, творческих отчётах, участвуют в выставках. Педагоги стараются увлечь детей на своих занятиях, используя разные методы и приемы работы.



В нашей школе ведется кружок «Художественная фотография и компьютерная грамотность». Эти занятия способствуют реабилитации физических недостатков – развитие мелкой моторики, коррекция представлений об окружающем мире через фотографию. Способствует расширению духовного мира, развитию творческого потенциала, художественного и эстетического вкуса. Данная программа однопрофильная. Однако связь ее с другими науками (геометрией, физикой, химией) и изобразительным искусством характеризует ее в то же время как интегративную. Дети обрабатывают фотографии в программе «Пикассо», что способствует формированию у них потребностей в непрерывном самосовершенствовании и создании условий для реализации их творческих возможностей.

Во многих случаях такое дополнение оказывается более эффективным, даёт возможность сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, насыщает его информацией, расширяет кругозор, прививает познавательный интерес.

При работе с детьми по социализации я поставила такую цель: создать педагогические и социально-психологические условия, позволяющие учащимся овладеть навыками социализации.

В современных условиях все больше требуются активные волевые личности, умеющие организовать свою работу и себя, способные проявлять инициативу и самостоятельно преодолевать трудности. В этой связи возникла необходимость акцентировать внимание на регуляцию социального поведения ребенка.

Во внеурочной деятельности развиваются социальные качества такие как:

Товарищество.

Доброта.

Честность.

Трудолюбие.

Бережливость.

Дисциплинированность, соблюдение порядка.

Любознательность.

Любовь к прекрасному.

Стремление быть сильным, ловким.

Система дополнительного образования детей сегодня является неотъемлемой частью непрерывного педагогического процесса. Дополнительное образование – это профессионально организованное педагогическое взаимодействие детей и взрослых во внеурочное время, основой которого является свободный выбор ребенком вида деятельности, а целью – удовлетворение познавательных интересов детей и их потребностей в социальных связях, творческой самореализации и саморазвитии в разновозрастном коллективе единомышленников. Безусловно, что система дополнительного образования имеет свою специфику. Эта специфика связана не только с особенностями психолого-педагогического взаимодействия между педагогами и их воспитанниками, но и с тем, что современное дополнительное образование детей представлено двумя основными блоками: образовательным и культурно-досуговым. Именно в рамках этих блоков осуществляются основная педагогическая деятельность педагогов и творческо-познавательная деятельность детей.

Технический прогресс навязывает свои новые ценности и правила жизни, которые порой противоречат естественному и гармоничному развитию. Очень важно, чтобы достижения техники не мешали, а способствовали духовному развитию детей.

Создалась необходимость научить детей готовить несложные блюда, так как, в основном семьи неполные и скоро придется выходить детям в самостоятельную жизнь. И хотелось бы, в некоторой степени подготовить и научить детей готовить.

В нашем классе ведется кружок «Добрый повар». В системе воспитания школьников важное место занимает трудовое, нравственное, эстетическое, экологическое воспитание подрастающего поколения.

Основные цели кружка: развитие эстетического вкуса учащихся, расширение знаний учащихся в кулинарии, формирование культуры общения и экологических убеждений, развитие творческих способностей учащихся.

Дети с большим желанием самостоятельно находят, в интернете на различных сайтах, несложные рецепты и предлагают приготовить понравившееся им блюдо. При демонстрации приготовления различных блюд мы фотографируем все этапы приготовления и создаём отдельные папки по занятиям. А затем записываем рецепты приготовления. Дети по выходным дням, стараются продемонстрировать свои кулинарные способности перед членами семьи. Дети занимаются с большим желанием. Главное – возникла положительная мотивация приобретения и усвоения знаний, пробудился интерес у детей к познанию нового.

Вся работа по социализации поможет ребенку приобрести:

Четкие представления о нормах и правилах, существующих в обществе;

Научиться чувствовать и понимать других людей;

Произойдет приобщение к общественным ценностям: добру, красоте, здоровью, счастью как условию духовно-нравственного развития человека;

Увидят ценность каждого и всего живущего и растущего на Земле.

В будущем планирую продолжить работу по этому направлению. Цель организовать работу так, чтобы она активизировала каждого отдельного учащегося. Это могут быть различные физические и психические качества и состояния личности, особенности всех познавательных процессов и памяти, свойства нервной системы, черты характера и воли, мотивация, способности, одаренность, постоянные или временные дефекты органов чувств и всего организма.

Список литературы.

Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. –М.: Педагогика, 1980.

Шамова Т.И. Активизация учения школьников. –М.: Педагогика, 1982.

Иванова Л.А. Активизация познавательной деятельности учащихся. — М.: Просвещение, 1986.

Кулюткин Ю.Н. Личностные факторы развития познавательной активности учащихся в процессе воспитания, ж. «Вопросы психологии»., 1985, №5, с.41-44.

5. Маркова А.К. Формирование мотивации в школьном возрасте. — М.:Просвещение, 1985.

6. Организация познавательной деятельности учащихся. Ред. В.Д Семенов. – Свердловск, 1985.








Яндекс.Метрика lists
lists