словарно-орфографическая работа на уроках русского языка_8625




СЛОВАРИК-ТРЕНАЖЁР И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Предложенный в настоящем пособии словарик-тренажёр является одним из возможных вариантов решения актуальной проблемы – формирование орфографической грамотности при работе с труднопроверяемыми и непроверяемыми орфограммами.

Как устроен словарик-тренажер, какие правила следует соблюдать при работе с ним на уроке?

На первой странице записывается набор слов, на месте буквы-орфограммы прорезаются «окошки» (рис. 1).

За этой страницей следует «Страничка для самопроверки», где уже даны правильные варианты написания орфограмм (рис. 3).

Между первой страницей и «Страничкой для самопроверки» дети помещают дополнительный чистый лист для самостоятельной работы (рис. 2), проставляют буквы в «окошки»-прорези. Таким образом, буква остаётся записанной на дополнительном листе.

Ребенок сравнивает написанную букву с буквой на «Страничке для самопроверки», оценивает свою работу по «Шкале успеха» (рис. 4). Выбирает картинку-наклейку, соответствующую уровню знаний, обнаруженному при работе с предложенным набором словарных слов, приклеивает на страничку «Я учу словарные слова» (рис. 5). Чем лучше результат работы, тем выше к вершине треугольника следует поместить наклейку.

Ученики, допустившие ошибку, приклеивают рисунок-«напоминалку» в виде задумавшегося человечка напротив слова, чтобы в следующий раз, прежде чем записать его, вспомнить пиктограмму-подсказку. Такие пиктограммы появляются на страничке «Помоги своей памяти» в результате коллективного или индивидуального творческого поиска.

Далее на «Творческой страничке» дети впоследствии напишут рассказ или мини-сочинение с данными словами.

В конце словарика помещена страничка «Мои любимые ошибки» для итоговой рефлексии (рис. 6), где ученик пишет итоговое сочинение о том, как он работал над словарными словами, какие трудности ему пришлось преодолеть, каких успехов удалось добиться и т. д.

В работе с каждым новым словарным словом недопустима спешка. При первом знакомстве с новым словарным словом его нужно рассмотреть со всех сторон, исследовать с точки зрения различных разделов русского языка. В этот момент работы целесообразно опираться на наглядное пособие «Академгородок» (рис. 7). В нем русский язык представлен в виде Академгородка, а разделы русского языка – в форме «научных советов», в которых работают дети.

Учитель может организовать групповую исследовательскую работу, где предметом изучения является слово.

Словарные слова

Лист для само-стоятельнойработы учащегося

Проверь себя

Рис. 1. Набор слов для изучения

Рис. 2. Страничка для самостоятельной работы

Рис. 3. Страничкадля самопроверки

Рис. 4. Шкала успеха

Я УЧУ СЛОВАРНЫЕ СЛОВА

Рис. 5. Треугольник для отметки учащимися своего уровня знаний

Рис. 6. Страница для итоговой рефлексии

Рис. 7. Карта-схема Академгородка



Работа со словариком-тренажером дает результат при систематическом его использовании. Для удобства нужно обеспечить всех учащихся класса индивидуальными словариками-тренажерами. В этом случае нужно выбрать необходимые наборы слов (в зависимости от программы, по которой ведется обучение) и скрепить листы с выбранными словами вместе со всеми необходимыми страницами (страничка для самопроверки, страничка «Помоги своей памяти» и др.) в нужном порядке. Прорези-«окошки», благодаря которым пособие превращается в тренажер, охотно помогают сделать родители учащихся, формат словарика (А4, А5 или какой-либо другой) выбирается по усмотрению учителя.

Такая форма пособия позволяет ребёнку регулярно закреплять и повторять написание одних и тех же словарных слов без монотонности и скуки, используя различные анализаторы. Ребенок чётко произносит слово, зрительно фиксирует букву, прописывает ее несколько раз, увлекательно обыгрывает ее употребление при помощи придуманных картинок, звуковых ассоциаций. Орфограмма запоминается наиболее прочно, так как использованы и слуховые, и зрительные, и письменно-воспроизводящие возможности ребенка.

Важно обучить детей способам рационального запоминания, когда ученики придумывают «запоминалку»-пиктограмму и работают на страничке «Помоги своей памяти». Образные графические и звуковые ассоциации помогают без напряжения освоить орфографию. Приёмы, основанные на фантазии и воображении, превращают запоминание в увлекательное занятие.

Дети с преобладанием вербальной памяти более восприимчивы к звуковой стороне слов. Им полезны каламбуры, словесные ассоциации, рифмы, то есть запоминание такого типа, какое, например, дается к слову «маляр»: «Маленький маляр мажет эмалью маму».

Дети с преобладанием зрительной памяти легче запоминают образы. Им больше подходит код на основе зрительных представлений букв в виде какого-либо предмета (по внешнему сходству с ним):

А – лестница, ракета;

О – тарелка и т. п.

Дети восприимчивы и к приёмам запоминания на основе мышечной памяти.

Можно выполнять танцевальные движения, жесты, характерные для пантомимы, ассоциирующиеся с движением. Наилучший результат даёт сочетание всех видов чувственного восприятия.

Мнемонические приёмы просты и удобны для использования в практике обучения детей, кроме того, они могут быть в дальнейшем перенесены ими в повседневную жизнь, что имеет большую практическую личностную значимость.

Очевидно, что такая система запоминания требует некоторой тренировки. Но если она используется регулярно, то дети быстро усвоят способ кодирования слов.

Применение тренажёра вносит в учебный процесс элементы занимательности, вызывает у младших школьников большой интерес, стимулирует их внимание. Работа с тренажёром приобретает позитивную эмоциональную окраску.

Кроме того, достигается экономия времени и сил ученика и учителя. С помощью пособия-тренажёра очень быстро воссоздаются условия конкретной учебной задачи, сокращается время на воспроизведение учебного материала.

Словарик эффективен не только на уроке, но и в домашних условиях, так как ребёнок может осваивать учебный материал без помощи взрослых, поскольку всегда имеет образец правильного написания на «Страничке для самопроверки».

В пособии дается перечень словарных слов по классам в соответствии с программой по русскому языку, при этом у учителя есть возможность углубления и расширения словарного материала для отдельных школьников.

Тематические наборы служат для более глубокой работы со словами, так как они предполагают группировку, классификацию, различные виды разборов и т. д. Кроме того, группировка слов по темам дает возможность использовать их для творческой работы по развитию речи (написание мини-сочинений, рассказов).

Выполнение заданий с помощью тренажёра создаёт предпосылки для более быстрого формирования навыков, их автоматизации. Для того чтобы при постоянном использовании пособия интерес к работе не снижался, можно модифицировать, вводить новые условные обозначения, творческие задания, что даёт возможность многократно повторять один и тот же материал.

Пособие может быть использовано в работе как с отстающими детьми, так и с более «сильными». Оно является действенным средством индивидуализации и дифференциации обучения благодаря следующим аспектам:

варьирование темпа вводимого материала;

варьирование его количества;

составление общей и индивидуальной программы, по которой каждый ученик может работать со своим словариком-тренажёром;

индивидуализация темпа выполнения самостоятельной работы, которая становится более активной и целесообразной.








Яндекс.Метрика lists
lists