сказки рассказанные природой- экскурсия в рощу




«Сказки, рассказанные природой»

Экскурсия в рощу

Цель: Изучение флоры и фауны рощи. Знакомство с экологическими особенностями видов и структурой биоциноза. Развитие познавательных, эмоциональных и творческих способностей обучающихся.

Предэкскурсионная подготовка: проведение инструктажа по технике безопасности при проведении прогулок и экскурсий.

Программное содержание: занятие делим на три блока.

1 блок: знакомство с флорой и фауной рощи, выявление взаимосвязи человека и природы (как положительной, так и отрицательной).

2 блок: игровая программа.

3 блок: творческая работа.

1 блок «ЗНАКОМСТВО»

Педагог:

Дети, сегодня мы пришли в гости к деревьям, кустарникам и траве. Мы не только узнаем, какие растения произрастают в нашей роще, какие животные обитают под листовым опадом, под пеньком, в травке и на дереве, но и выясним, хорошо ли они себя чувствуют рядом с человеком, выясним, в чём состоит различие между рощей, парком и лесом.

Итак, мы отправляемся разгадывать тайны природы и слушать сказки леса.

Ребята, внимательно осмотритесь вокруг и скажите, какие деревья и кустарники растут в роще?

тветы детей)

А теперь, выберите себе одно дерево, которое вам понравилось. А вы знаете, что дерево – живое существо. Дерево питается, растёт, отдыхает, дышит и в нем циркулирует «кровь» всё, как у людей. Давайте внимательно, внимательно послушаем биение сердца дерева, а потом поделимся своими наблюдениями. Потрогайте ствол, приложите ладони к стволу, понюхайте ствол. Прижмитесь крепко, крепко к стволу, потритесь щекой о кору дерева. ПОСТАРАЙТЕСЬ ОЩУТИТЬ СЕБЯ ДЕРЕВОМ! ПОЧУВСТВУЙТЕ ДЕРЕВО! А теперь поделитесь своими наблюдениями, ощущениями. СМОГЛИ ЛИ ВЫ ПОЧУВСТВОВАТЬ ДЕРЕВО?

тветы всех детей)

После беседы дети кратко рассказывают о питании деревьев.

А теперь выясним, хорошо ли вы запомнили своё дерево? Я вам завяжу глаза, отведу в сторону от вашего дерева, а вы должны будите на ощупь найти своё дерево.

Дети выполняют это задание.

Молодцы, друзья! Хорошо изучили свои деревья! Теперь можете всем рассказывать, что в роще у вас есть СВОЁ дерево.

А теперь давайте собирать красивые листья для аппликации.

Дети, я вам предлагаю такую игру: вот перед вами пенёк. Давайте поднимем растительный опад возле пенька и найдём животных, которые обитают в лесной подстилке. Воспользуйтесь лупами, вам будет интересней рассматривать животных.

Дети ищут животных.

-Ребята, расскажите, кого вы нашли под листочками и в земле?

Дети называют животных.

Но мы сейчас не просто будем смотреть на животных, а представим себя муравьём, куколкой, червячком, многоножкой, жучком. Представили? А теперь расскажите, что вы почувствовали, когда стали насекомым, что вас страшит, какие трудности вы испытываете, став такими маленькими насекомым?

Дети делятся своими впечатлениями, они немного растеряны, смущены, удивлены, ведь такого задания им ещё не приходилось выполнять. Но им очень любопытно, как же живут насекомые в лесной подстилке, под корой пенька, в траве; что же чувствуют и как ведут себя насекомые, когда человек разоряет их дом.

Дети, а теперь давайте посмотрим вверх. Какие животные обитают в кронах деревьев?

тветы детей)

Правильно, это птицы. Найдите гнёзда птиц, которые остались ещё с весны в корнах деревьев или найдите упавшие гнёзда. Давайте рассмотрим внимательно эти гнёзда. А вы представьте себя птице. У вас нет рук, только крылья, клюв лапки. А вам надо построить гнездо: добротное и тёплое, хорошо закрепить на дереве. Сколько трудов требуется птичке для постройки гнезда! А мы, люди, можем за минуту разорить гнездо, спугнуть птичку, побеспокоить птенцов! Понимаете теперь, сколько сил, энергии затрачивает птичка, чтобы построить гнездо, вывести птенцов, выкормить и научить летать! Давайте же уважать и ценить труд птиц, кормить зимой и не беспокоить летом!

А теперь послушаем лес. Голоса каких птиц вы слышите сейчас?

тветы детей)

А теперь оглядитесь вокруг. Почему в роще мало обломанных веток, пеньков, коряг? Куда они подевались? Кто их убрал?

тветы детей)

— Ребята, чтобы мы могли свободно передвигаться по лесу, и нам не мешали сломанные ветки, коряги, пни, для нас потрудились вот эти грибы, которые растут на пнях, на сломанных ветках.

(Дети рассматривают грибы- их внешний вид, место произрастания. Свои наблюдения проговаривают вслух.)

Педагог:

-Ребята, оглянитесь вокруг. Какие предметы, которых не должно быть в роще , вы видите?

(Ответы детей. Дети отмечают, что в роще много мусора, ям и канав, вырытые человеком)

.-А чем лес отличается от парков и рощ?

(Ответы детей. Ребята отмечают влияние деятельности человека на среду обитания животных.)

На основании сказанного детьми сформировать с ними предложения по улучшению жизни животных и растений рощ и парков.

2 блок «ИГРОВОЙ»

Педагог:

А теперь мы с вами порисуем. Усаживайтесь удобнее на травку, возьмите в руки блокноты и карандаши. Вот вам задание: нарисуйте, пожалуйста, лес. Что значит для вас лес?

Дети рисуют лес. Время выполнения задания 5-7 минут.

-А теперь я буду читать вам сказку, а вы по ходу моего чтения будите изображать лес. У вас должно быть два рисунка леса. После чтения сказки мы сравним эти рисунки и ответим на вопрос: что такое лес?

Сказка «Что такое лес»

Жил-был художник. Однажды решил художник нарисовать лес.

-А что такое лес?- подумал он.

Лес — это ведь деревья.

Взял он кисти и краски и стал рисовать. Нарисовал берёзы, осины, дубы, сосны ели. Очень хорошо получилось у него деревья. И так похожи, что казалось, вот-вот пробежит ветерок – и затрепещут листочки осины, закачаются лапы елей и ветви берёз. А в углу картины художник нарисовал маленького человечка и уехал куда-то. А когда приехал, увидел на своей картине вместо зелёных ёлочек и кудрявых берёз одни лишь сухие стволы.

Что случилось?- удивился художник.

-Почему засох мой лес? Какой же это лес?— вдруг услышал художник. – Тут одни только деревья.

Посмотрел он на картину и понял, что с ним старичок Лесовичок разговаривает.

-Деревья – то ты нарисовал хорошо, да вот за деревьями леса не увидел. Разве может быть лес из одних деревьев? А где кусты трава, цветы?

-Правильно,- согласился художник, такого быть не может. И принялся рисовать новую картину. Он опять нарисовал деревья, и они получились ещё лучше, потому что рядом были такие же красивые кустарники, а на земле, среди зелёной травы, множество ярких цветов.

-Вот теперь хорошо,- похвалил себя художник,- вот теперь получился настоящий лес. Но прошло немного времени, и деревья опят стали чахнуть.

-А это потому, что ты забыл нарисовать грибы,- сказал Лесовичок. Художник нарисовал грибы. Но лес продолжал чахнуть.

-А потому лес гибнет,- сказал Лесовичок,- что нет в нём насекомых. Художник взял кисти и на цветах, и на листьях деревьев, на траве появились яркие бабочки и разноцветные жуки.



-Ну, теперь всё в порядке,- решил художник, ещё раз полюбовался на картину, опять уехал по делам. А когда снова увидел свою картину, то не поверил глазам: вместо пышного ковра трав и цветов на картине была лишь обнажённая земля. И деревья стояли совершенно без листьев, как зимой. Художник подошёл к картине и вдруг отшатнулся. Всё на ней — и земля, и стволы, и ветви деревьев – было покрыто несметными полчищами жуков и гусениц.

-Это ты виноват,- закричал художник на Лесовичка,- ты велел нарисовать насекомых! А они съели весь лес!

Конечно, сказал Лесовичок,- конечно, съели весь лес. И даже меня чуть не съели.

-Что же делать?!- в отчаянии воскликнул художник.- Неужели я не нарисую никогда настоящего леса?

— Никогда,- сказал старичок,- если не нарисуешь птиц, потому что настоящий лес не может быть без птиц. Художник не стал спорить и опять взял кисти и краски. Он нарисовал деревья и кусты, постелил на землю пышный ковёр из трав и украсил его цветами. Под деревья он запрятал грибы, на листья и цветы посадил бабочек и жуков, пчёл и стрекоз, а на ветках появились весёлые птицы. Долго работал художник, стараясь ничего не забыть. Но когда он, наконец, собрался положить кисти, решив, что картина закончена, Лесовичок сказал:

— Мне нравится этот лес. И я не хочу чтобы он погиб! Нарисуй жабу, ящерицу, лягушку, зайчишку, лису и белку. Вот теперь это настоящий лес,- сказал из темноты Лесовичок,- теперь он будет жить. Потому что здесь есть всё: и деревья, и травы, и грибы, и цветы, и животные. Это лес! Художник зажёг свет и посмотрел на картину. Но Лесовичок куда-то исчез. А может быть, он просто притаился в траве или спрятался в кустах. Да мало ли куда он мог спрятаться в лесу. Ведь прячутся же в нём тысячи и тысячи жителей, и прячутся так, что их совершенно невозможно увидеть. Ведь живут же в нём тысячи т тысячи тайн, которые очень немногие могут разгадать. А ещё живут в лесу удивительные сказки, очень похожие на правдивые истории, и живут правдивые истории, очень похожие на удивительные сказки!

Дети, давайте с вами решим, какой же рисунок — первый или второй — мы можем назвать лесом?

тветы детей)

Почему?

(Ответы детей)

А теперь, дети, давайте с вами поучимся видеть, слышать звуки и тишину природы.

Задание 1 «Цвета осени»

Педагог просит детей сосчитать, сколько различных цветов и оттенков они могут назвать, не передвигаясь с того места, где они находятся или собрать листья, травинки, цветы различных оттенков.

Задание 2 «Я мечтаю»

Дети ложатся под деревом, на полянке и молча наблюдают за небом, ветками и листьями. Через 5-10 минут делятся своими ощущениями вслух: кто что представлял, глядя на деревья и небо

Задание 3 «Я слушаю»

Дети вытягивают руки вперёд, кулаки сжаты. Кто услышит пение птиц, шелест падающего листа, шуршание травы, и т. д., то загибает палец. А потом каждый ребёнок рассказывает о своих звуках на каждом пальце.

Задание 4 «Я ощущаю запахи»

Дети расходятся по роще, полянке, и принюхиваются. А потом собираются в круг и делятся своими ассоциациями на запахи.

А теперь ответьте мне: кто самый главный на лугу, самый важный, без кого луг был бы не луг?тветы детей)

Давайте послушаем сказку.

Сказка «Кто самый важный на лугу»

Мышка:- Меня собираются выбирать!

Трава:- Неправда, я буду самой первой!

Лиса:Причём тут вы? Победить собираюсь я!

Девочка:- Что здесь происходит? Кто и что собирается выигрывать?

Лиса:- Мы устраиваем выборы, чтобы выяснить, кто же самый главный на нашем лугу. Несомненно, самый красивый претендент- это я, взгляните на мою великолепную рыжую шубку. К тому же многие меня боятся. А как грациозно я двигаюсь!

Девочка:- Ты красива, да и бегунья великолепная!

Мышка:- Я здесь только на минутку. Самая важная — это я. Я милая мышка, поедаю много лишних семян, из которых могла бы вырасти сорная трава. А знаете ли вы, сколько моих родственников проживает здесь, на лугу? Сотни! А может даже тысячи! И если все мои родственники проголосуют за меня, выберут именно меня!

Девочка: Ты, действительно, очень мила, мышка. И вас, мышей, здесь, действительно, очень много. Наверное, тебя и выберут.

Трава:- Сейчас же прекратите! И не говорите ни слова, пока не выслушаете меня. Именно мне будет присвоено звание «Самый важный на лугу». Взгляните на меня я Трава: А что растёт на лугу? Трава. А что едят лошади, коровы, зайцы, олени, многие насекомые? Есть ещё сомнения? Ну, конечно, я самая важная!

Девочка:— Ну, дорогая, я совсем сбита с толку! Я не знаю, кто самый главный и важный. На самом деле, не может быть хорошего луга без травы. И на хорошем лугу всегда водятся много мышей, которые поедают лишние семена травы. А если на лугу много мышей, тогда есть и лисицы, которые охотятся на них. Но как же нам принять нужное решение? Давайте сделаем так: пусть все претенденты на самого главного на лугу скажут по одному предложению, в котором объяснят свою важность.

Трава:- Я и есть луг, дающий всем пищу и убежище.

Мышка:- Луг — мой дом. Я разношу семена по округе и съедаю ровно столько зёрен, чтобы луг содержался в чистоте и порядке, чтобы на нём не было лишней травы. Я тоже предоставляю еду лисицам, хотя это не доставляет мне никакого удовольствия.

Лиса:Я поддерживаю определённое равновесие, съедая лишнее количество мышей. Без меня их развелось бы столько, что они съели бы все семена.

Солнце:- Всем привет! Я даю всем тепло и свет. Без меня не росла бы трава, поэтому мышам нечего было бы кушать и негде было бы прятаться. Не было бы мышей, голодали бы лисы. Чтобы луг был хорошим, всем надо изрядно потрудиться. Я важнее всех!

Вопрос:- Дети, кто, по вашему мнению, самый важный на лугу?

тветы детей)

Молодцы, ребята! Правильно подвели итог — и Солнце, и Трава, и Мышка, и Лиса — все, кто живёт на лугу по своему важны и нужны. Поэтому победили все!

А теперь поиграем в игру « Ноев ковчег».

Игра «Ноев ковчег»

Суть игры заключается в нахождении своей пары среди зверей и птиц, населяющих Ноев ковчег. Раздать детям карточки с названием животных. Количество животных должно быть в два раза меньше, чем количество детей. Каждый ребёнок должен прочитать свою карточку и «превратиться» в указанное на ней животное. По сигналу все игроки начинают издавать звуки, принимать позы и совершать движения, характерные для своих животных, стремясь привлечь внимание своих «вторых половинок». Игра достигает апогея, когда все животные начинают лаять, каркать, свистеть, хлопать крыльями, прыгать. Они могут издавать любые звуки, запрещается только разговаривать.

Игра заканчивается счастливым воссоединением пар и всеобщим смехом.

3 блок «ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА»

Дети удобно располагаются на траве. По желанию ребёнка он может нарисовать лес, цветы, травку или сделать аппликацию из листьев, травы и цветов. Творит каждый ребёнок индивидуально. Минут через 15-20 закончить и обсудить каждый рисунок и аппликацию. Обязательно похвалить каждого ребёнка за проделанную творческую работу. Во время творческой работы я предлагаю почитать вслух стихи о природе.

Примечание

Работы детей, выполненные на экскурсии








Яндекс.Метрика lists
lists