система подготовки к ГИА учащихся коррекционной школы VIII вида




Областное государственное казённое образовательное учреждение для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа № 23 VIII вида» города Ульяновска

педагогический проект

СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОМУ ОБУЧЕНИЮ

УЧАЩИХСЯ 12 КЛАССА

ОГКОУ СКОШ № 23 VIII ВИДА

Автор: Зинина Наталья Юрьевна, учитель,

высшая квалификационная категория.

Научный руководитель проекта:

заведующая кафедрой коррекционной педагогики

ОГБОУ ДПО УИПК ПРО,

кандидат педагогических наук,

доцент Дуброва Татьяна Игоревна.

Ульяновск, 2012

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ПРОЕКТА

Название проекта:

Система подготовки к Государственной итоговой аттестации по производственному обучению учащихся 12 класса ОГКОУ СКОШ № 23 VIII вида

Научный руководитель проекта: заведующая кафедрой коррекционной педагогики ОГБОУ ДПО УИПК ПРО, кандидат педагогических наук, доцент Дуброва Татьяна Игоревна.

Автор проекта:

Зинина Наталья Юрьевна

Руководитель учреждения:

Дешевых Ирина Николаевна

Название образовательного учреждения:

Областное государственное казённое образовательное учреждение для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа № 23 VIII вида» города Ульяновска

Адрес: 432008 г. Ульяновск, ул. Автозаводская, 51.

Телефон/факс (8422)45-63-90;

Е-mail : koush23mail.ru

Актуальность и значимость проекта:

Актуальность заявленной темы инновационного педагогического проекта обусловлена современной стратегией обновления образования, являющегося органичной частью общественного развития. Обеспечение равных возможностей — системная задача, успешное решение которой требует социальной сплоченности. Государственным учреждениям, общественным институтам, коммерческим организациям, работодателям и всем отзывчивым гражданам по силам внести свой вклад в это большое дело. В нашем обществе не должно быть дефицита добра, любви, сострадания и душевной щедрости. Территория равных возможностей и открытых дверей обустраивается заботливым участием всех и каждого в трудных человеческих судьбах.

Дан старт подготовки к Году равных возможностей, который будет в 2013 году. Одним из основных мероприятий, которые будут проводиться в Год равных возможностей это: доступность в сфере образования и доступность в сфере занятости.

По статистическим данным в Ульяновской области проживают около 10 % от общего населения людей с ограниченными возможностями здоровья трудоспособного возраста. Постоянную работу имеют только 13-15 % из них.

24 ноября 1995 года принят Федеральный Закон №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», который закрепил право инвалидов на получение профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.

4 октября 2000 года вышло Постановление Правительства РФ «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» на период до 2025 года, которое является основополагающим государственным документом, устанавливающим приоритет образования в государственной политике и для коррекционных школ в том числе.

Опираясь на документы специальная (коррекционная) школа систематически занимается обучением, профильной подготовкой, коррекционной и профориентационной работой, педагоги объясняют ученикам и их родителям преимущества получения профессионального образования, создают условия для общения с представителями предприятий региона и педагогами профтехучилищ, организуют ознакомительные экскурсии на предприятия города.

При этом в 50 % случаев мнение родителей и педагогов при выборе профессии в профессионально-ориентационной работе не совпадают. Поэтому задача школы состоит в том, чтобы помочь не только учащимся, но и их родителям в формировании устойчивой профессиональной ориентации на трудовой, активный образ жизнедеятельности с учётом психофизиологических и физических качеств личности.

Вопрос «Кем быть?» — жизненно важный. Ответ на него оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь человека. Но перед выпускниками коррекционных школ, в силу их психофизиологических и физических особенностей, спектр выбора профессии намного меньше обычного. Для того чтобы успешно интегрироваться в общество, нужна уверенность в своих силах. Первый рубеж – это Государственная итоговая аттестация. Успешная сдача выпускных экзаменов придаст уверенности в своих силах и желании учиться дальше.

Новизна:

Новизна проекта заключается в:

— разработке методических рекомендаций по подготовке и проведению Государственной итоговой аттестации по производственному обучению в условиях коррекционной школы VIII вида;

— разработке методических рекомендаций по психолого-педагогическому сопровождению Государственной итоговой аттестации по производственному обучению в условиях коррекционной школы VIII вида;

— разработке методических рекомендаций по проведению родительских собраний и внеклассных мероприятий с учащимися в период подготовки к Государственной итоговой аттестации;

— разработке нового формата профориентации учащихся коррекционной школы VIII вида.

Адресность:

Проект предназначен учителей коррекционных школ VIII вида, ведущих подготовку выпускников к Государственной итоговой аттестации по трудовому обучению.

Цели и задачи:

Цель:

Моделирование системы эффективной подготовки выпускников коррекционной школы VIII вида, обеспечивающей качественную подготовку к Государственной итоговой аттестации учащихся 12 класса по производственному обучению с использованием возможностей современных образовательных технологий.

Задачи:

— оказание помощи учителям коррекционных школ VIII вида в подготовке учащихся к Государственной итоговой аттестации по трудовому обучению;

— разработка и внедрение эффективной системы подготовки учащихся коррекционных школ VIII вида к Государственной итоговой аттестации по трудовому обучению;

— разработка нового формата профориентации в рамках проекта;

— повышение практикоориентированности выпускников коррекционной школы VIII вида.

Ресурсное обеспечение:

— педагогические кадры;

— материально-техническая база школы;

— методическое обеспечение.

Механизм реализации:

— задача по оказанию помощи учителям коррекционных школ VIII вида в подготовке учащихся к Государственной итоговой аттестации по трудовому обучению реализуется через создание методических рекомендаций, обмен опытом и организацию авторских школ;

— задача по разработке и внедрению эффективной системы подготовки учащихся коррекционных школ VIII вида к Государственной итоговой аттестации по трудовому обучению реализуется через разработку учебно-методической документации по подготовке и проведению Государственной итоговой аттестации в условиях коррекционной школы VIII вида;

— задача по разработке нового формата профориентации в рамках проекта реализуется через систему мероприятий, пропагандирующих дальнейшее обучение в учреждениях начального профессионального образования;

— задача по повышению практикоориентированности выпускников коррекционной школы VIII вида реализуется через заключение целевых договоров на подготовку специалистов по выбранному профилю обучения в учреждениях начального профессионального образования и предприятиях региона.

Этапы и сроки реализации проекта:

Сроки реализации проекта: 2011-2012 учебный год.

Этапы:

Изучение нормативно-правового обеспечения Государственной итоговой аттестации по трудовому обучению в условиях коррекционной школы VIII вида (август 2011 г.);

Разработка учебно-методической документации по подготовке и проведению Государственной итоговой аттестации по трудовому обучению (сентябрь-октябрь 2011 г.);

Выполнение плана мероприятий по подготовке выпускников 12-го класса

к государственной (итоговой) аттестации по производственному обучению (2011-2012 г. г.);

Государственная итоговая аттестация по производственному обучению (июнь 2012 г.);

Мониторинг качества прохождения Государственная итоговая аттестация по производственному обучению (июнь 2012 г.).

Ожидаемые результаты:

— участие выпускников 2012 года в итоговой аттестации- 100%;

— полное прохождение аттестации всеми выпускниками 2012 года;

— ожидаемое качество итоговой аттестации – не менее 45%.

Предполагаемые риски и ожидаемые трудности при реализации проекта:

Особенности психофизиологического состояния и развития учащихся коррекционной школы VIII вида

Неучтённые факторы внешней среды

Трудности в заключении договоров с предприятиями города для организации производственной практики.

Отсутствие учебников по производственному обучению для коррекционных школ VIII вида.

Инновационные продукты:

Методические рекомендации по подготовке и проведению Государственной итоговой аттестации по производственному обучению в условиях коррекционной школы VIII вида.

Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению Государственной итоговой аттестации по производственному обучению в условиях коррекционной школы VIII вида.

Методические рекомендации по проведению родительских собраний и внеклассных мероприятий с учащимися в период подготовки к Государственной итоговой аттестации

Программа подготовки к Государственной итоговой аттестации по производственному обучению учащихся 12 класса ОГКОУ СКОШ № 23 VIII вида

Пояснительная записка.

Настоящая программа предназначена для подготовки учащихся 12-ых классов к Государственной итоговой аттестации по производственному обучению (профессия слесарь-ремонтник), а также является базисной для определения рекомендаций учащимся и их родителям по формированию дальнейшего образовательного маршрута в учреждениях начального профессионального образования по данному профилю.

Базисным учебным планом на программу подготовки к государственной итоговой аттестации по производственному обучению (профессия слесарь-ремонтник) предусмотрено 1024 часа (884 часа на изучение предмета «производственное обучение (профессия слесарь-ремонтник), 30 дней (4 часа в день) производственная практика, 20 часов на проведение консультаций перед выпускным экзаменом).

Содержание программы подготовки к Государственной итоговой аттестации по производственному обучению (профессия слесарь-ремонтник) базируется на программе по производственному обучению (профессия слесарь-ремонтник) для 12 класса учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида, а также на требованиях квалификационной характеристики слесаря-ремонтника 1 и 2 разрядов.

Нормативно-правовое обеспечение программы.

Программа подготовки учащихся 12 класса к Государственной итоговой аттестации по производственному обучению по профессии слесарь – ремонтник

разработана для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 23 VIII вида» города Ульяновска.

Нормативно-правовой базой, регламентирующей организацию и проведение Государственной итоговой аттестации, являются:

— Договор о взаимодействии Государственной психолого-медико-педагогической комиссии и Психолого-медико-педагогической комиссии ;

— Положение о приёме учащихся в 10 класс;

— Положение о промежуточной аттестации 1 – 11классов;

— Положение об итоговой аттестации 1 – 11 классов;

— Положение о конфликтной комиссии по вопросам государственной

(итоговой ) аттестации выпускников 9, 11, 12 классов;

— Положение о Методических объединениях учителей – предметников школы;

— Положение о предметных олимпиадах в специальной (коррекционной) школе;

— Рекомендации о порядке проведения экзаменов по трудовому обучению выпускников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. (Письмо Министерства образования РФ от 14 марта 2011 года №29/1448 – 6 заместителя министра Е.Е.Чепурных).

— закон Российской Федерации «Об образовании»,

— письмо Министерства образования РФ от 30.11.99 №27/777-6 «Об особенностях организации начального профессионального образования для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»,

— письмо Министерства образования РФ от 19.06.2003 №27/2932-6 «Методические рекомендации о деятельности X-XII классов в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида с углублённой трудовой подготовкой».

— Федеральная программа психосоматической коррекции и реабилитации

( журнал «Коррекционная педагогика» №3, 2005г.).

Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» освоение программ среднего (полного) общего образования завершается обязательной итоговой аттестацией. Итоговая аттестация выпускников 12 классов общеобразовательных коррекционных учреждений VIII вида в соответствии с Рекомендациями о порядке проведения экзаменов по трудовому обучению выпускников специальных (коррекционных) образовательных

учреждений VIII вида, письмо Минобразования РФ от 14 марта 2001 г. N 29/1448-6 проводится в форме устного экзамена и практической работы.Форма проведения итоговой аттестации по производственному обучению проходит по билетам, выпускник отвечает на вопросы, сформулированные в билетах, а затем выполняет предложенные практические задания . Содержание экзаменационных билетов подбирается и составляется учителем в соответствии с программой производственного обучения, обсуждается и утверждается на Методическом объединении учителей трудового обучения. На итоговой аттестации по производственному обучению проверяются соответствие знаний выпускников требованиям государственных образовательных программ, глубина и прочность полученных знаний и умение учащегося самостоятельно применить их на практике.Общеобразовательное учреждение имеет право в предложенный материал внести изменения, дополнения, содержащие региональный компонент, учитывающие профиль школы, а также разработать собственные экзаменационные билеты.Порядок экспертизы, утверждения и хранения аттестационного материала для проведения итоговой аттестации выпускников по производственному обучению устанавливается уполномоченным органом местного самоуправления. Эта программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии подготовки учащихся средствами данной программы к Государственной итоговой аттестации по производственному обучению. Программа конкретизирует содержание ранее изученного учебного материала, обеспечивает определение допущенных пробелов в знаниях и умениях учащихся для дальнейшей их коррекции. Программа предлагает примерное распределение учебных часов по разделам для повторения учебного материала, рекомендует последовательность реализации тем и разделов предмета с учётом межпредметных связей, логики учебного процесса, возрастных и психофизиологических особенностей учащихся. При необходимости можно предложить иные подходы в части структурирования плана подготовки к выпускным экзаменам, определение последовательности закрепления и повторения материала, распределения часов по разделам и темам, а также путей систематизации знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся.

Данная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению программы подготовки к ГИА по производственному обучению с учётом индивидуальных способностей и потребностей учащихся.

Цель программы:

— обеспечение качественной подготовки учащихся коррекционной

школы VIII вида к Государственной итоговой аттестации по производственному обучению (профессия слесарь-ремонтник).

Задачи программы:

-своевременное информирование участников учебно-воспитательного процесса (учителей, учащихся, родителей) об изменениях в нормативной базе Государственной итоговой аттестации;

— усиление практической направленности преподавания,

— системное использование в учебном процессе тестового контроля знаний и тренировочных упражнений;

— координация, контроль и анализ работы по организации и проведению повторения учебного материала, как составной части процесса формирования системы глубоких и прочных знаний, умений и навыков;

— работы по организации и проведению мероприятий по охране и укреплению здоровья детей в период подготовки к экзаменам.

Ресурсы:

— педагогические кадры;

— материально-техническая база школы;

— методическое обеспечение.

Сроки реализации программы:

— 2011-2012 учебный год.

Ожидаемые результаты:

— участие выпускников 2012 года в итоговой аттестации- 100%;

— полное прохождение аттестации всеми выпускниками 2012 года;

— ожидаемое качество итоговой аттестации – не менее 45%.

Психологическое сопровождение подготовки к ГИА

Учащиеся

Учителя

Родители

диагностика

психологическое просвещение

индивидуальные консультации

психологические консультации

индивидуальные консультации

выступления на родительских собраниях

индивидуальные

консультации

Структура документа.

Программа подготовки учащихся 12 класса к Государственной итоговой аттестации по производственному обучению (профессия слесарь – ремонтник) включает следующие разделы:

— пояснительную записку;

— Учебно тематический план к образовательной области:

«Производственное обучение»;

— содержание программы по производственному обучению (профессия слесарь-ремонтник) для учащихся 12 класса коррекционной школы VIII вида;

— план мероприятий по подготовки выпускников 12 класса к Государственной итоговой аттестации по производственному обучению (профессия слесарь-ремонтник);

— содержание психолого-педагогического сопровождения подготовки к ГИА;

— содержание экзаменационного материала по производственному обучению (профессия слесарь-ремонтник), составленное с учётом «Рекомендаций о порядке проведения экзаменов по трудовому обучению выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида», письмо Министерства РФ от 14 марта 2001 г. № 29/1448-6. и утверждённое на Методическом объединении учителей трудового обучения школы;

— тематику родительских собраний;

— учебно-методический комплекс реализации программы подготовки учащихся 12 класса к Государственной итоговой аттестации по производственному обучению (профессия слесарь – ремонтник) в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Требования к уровню подготовки выпускников специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, допущенных к Государственной итоговой аттестации по производственному обучению (профессия слесарь-ремонтник).

Общетехнологические и трудовые умения и способы деятельности

Выпускник должен:

знать/понимать

основные технологические понятия;

назначение и технологические свойства материалов;

назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; виды, приёмы и последовательность выполнения технологических операций, влияние различных технологий обработки металлов и материалов на окружающую среду и здоровье человека;

профессии и специальности, связанные с обработкой металлов и обслуживанием станочного оборудования;

устройство орудий труда;

правила безопасной работы;

свойства материалов, используемых в работе;

правила организации труда и производства на машиностроительном заводе; правила безопасности на территории и в цехах машиностроительного завода;

гигиену труда, производственную санитарию и профилактику травматизма;

техническое нормирование, квалификационные характеристики и оплату труда слесаря-ремонтника;

трудовое законодательство.

уметь

рационально организовывать рабочее место;

применять технологическую документацию;

определять последовательность выполнения технологических операций для достижения требуемого результата труда;

выбирать материалы, инструменты, приспособления и оборудование для выполнения работ;

выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;

соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, приспособлениями, станочным оборудованием;

осуществлять доступными средствами контроль качества выполненной работы и изготавливаемого изделия (детали);

находить и устранять допущенные дефекты;

планировать работу с учётом имеющихся ресурсов и условий, распределять работу при коллективной деятельности;

владеть навыками устной разговорной речи, уметь отвечать на поставленные вопросы с целью получения информации;

ориентироваться в задании.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

получения технико — технологических сведений из разнообразных источников информации;

организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;

изготовления или ремонта изделий и станочного оборудования с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;

контроля качества выполняемых работ с применением измерительных, контрольных и разметочных инструментов;

обеспечения безопасности труда;

построения планов профессионального образования и трудоустройства.

Нормы оценок знаний, умений учащихся.

Критериями оценки являются: полнота знаний, уровень сознательности их усвоения, умение их применять, сформированность мыслительных операций и способов умственной деятельности, прилежание, отношение к учёбе.

При выставлении оценки необходимо учитывать:

хорошие учебные и трудовые навыки;

понимание и выполнение инструкции;

принятие помощи и оказание помощи своим одноклассникам;

соблюдение правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований;

качество и аккуратность при выполнении работ;

умение ориентироваться в задании.

Отметка «5» ставится, если учащийся:



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст




Яндекс.Метрика lists
lists