система муниципального упр




10. Основные модели организации местной власти в Российской Федерации

В Конституции Российской Федерации (ст. 12) определено, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В ст. 130 подчеркивается, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принятом 28 августа 1995 г., понятие «местное самоуправление» несколько расширено. Это есть «признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Местное самоуправление как выражение власти народа составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации».

Главная черта местного самоуправления— самостоятельность решения отнесенных к ведению местного самоуправления вопросов и под свою ответственность.

Наиболее удачной представляется классификация моделей организации местной власти в России, предложенная И. В.Выдриным и А. Н.Кокотовым’.

Первая модель. Местное сообщество избирает представительный орган (например, Думу) и главу администрации, который на основе единоначалия возглавляет местную администрацию. Функционально они разведены: Дума осуществляет функции представительства, нормотворчества, контроля, а администрация выступает исполнительно-распорядительным органом общей компетенции. Представительский потенциал главы администрации реализуется им в пределах полномочий администрации.

Вторая модель предусматривает введение должности главы муниципального образования, который, как и Дума, избирается непосредственно населением. Одновременно он выступает и высшим должностным лицом своего муниципального образования, его официальным представителем и главой администрации. Эта модель сегодня широко распространена.

Третья модель устраняет организационную обособленность представительных и исполнительных органов за счет расширения полномочий главы муниципального образования по сравнению с теми, что заложены во второй модели. Здесь глава выступает одновременно в трех лицах: как высшее должностное лицо своего муниципального образования, как глава администрации и как руководитель представительного органа. Функциональная специализация представительных и исполнительных органов реализуется в том же виде, что и в первых двух моделях.

Четвертая модель принципиально повторяет третью, но с тем существенным отличием, что глава муниципального образования избирается не населением, а представительным органом.

Пятая модель. Избираемый всем населением глава муниципального образования соединяет в себе полномочия высшего должностного лица муниципального образования и руководителя представительного органа. Функции главы администрации исполняет другое лицо, замещающее должность по контракту. В этой модели глава противопоставляется исполнительному аппарату местной власти — он взаимодействует с администрацией как официальный представитель жителей и Думы.

Шестая модель модифицирует вторую за счет избрания главы муниципального образования не населением, а представительным органом местного самоуправления.

9. предназначение и классификация органов МСУ. Состав органов МСУ.

Органы местного самоуправления как субъекты управления муниципальным хозяйством классифицируются по следующим основаниям:

— способу образования;

— объему и характеру компетенции;

— предметам ведения;

— способу принятия решений;

— типу исполняемых функций.

По способу образования органы местного самоуправления могут быть разделены на выборные и другие. Наличие выборных органов местного самоуправления обязательно, т.к. это один из основных принципов местного самоуправления. Другие создаются по мере необходимости и в свою очередь могут подразделяться на формируемые на добровольной основе с последующим утверждением (например, комиссии представительного органа), на основе назначения (местная администрация), на основе кооптации по установленным нормам (комиссии при местной администрации: административная, жилищная и пр.) и т.п.

По объему и характеру компетенции различаются органы управления:

— общей компетенции;

— отраслевой компетенции;

— межотраслевой компетенции;

— специальной компетенции.

Органы местного самоуправления общей компетенции выполняют функции по решению всего комплекса задач местного значения и осуществляют руководство органами отраслевой и межотраслевой компетенции. Такими органами являются администрации.

Органы управления отраслевой компетенции выполняют частные функции муниципального управления и на основе их реализации осуществляют руководство определенной отраслью или сферой деятельности. К ним относятся управления и отделы городов, районов (Управление жилищного хозяйства, отдел образования, отдел социальной защиты населения и др.).

Органы управления межотраслевой компетенции выполняют, как правило, общие функции муниципального управления и на основе их реализации осуществляют межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к их ведению, а также функциональное регулирование в определенных сферах деятельности. К таким органам относятся комитеты городов, районов (уездов).

Органы управления специальной компетенции осуществляют исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и другие функции в установленных сферах ведения. К этим органам относятся комиссии.

Деление по предметам ведения связано с тем, что органы МСУ не только решают вопросы местного значения, отнесенные к ведению МСУ, но и исполняют отдельные государственные полномочия, возложенные на них органами государственной власти.

Отдельные государственные полномочия могут исполняться и органами, созданными для решения вопросов местного значения, хотя, как правило, исполняются специально создаваемыми органами (отделами записи актов гражданского состояния, военно-учетными столами и т.д.). В части исполнения отдельных государственных полномочий органы МСУ подконтрольны государственным органам.

Классификация по способу принятия решений которые могут приниматься в коллегиальном порядке или единолично.

Например — представительный орган МСУ. Его основное назначение — представление интегрированных интересов населения; коллективный интерес выражается здесь посредством выборного коллегиального органа. Ни один из членов этого органа и никакая их обособленная группа не вправе претендовать на выражение мнения всех избирателей. Следовательно, свои решения от имени населения этот орган принимает коллегиально.

Коллегиально имеет смысл принимать решения в тех сферах, где возможно предвзятое отношение и даже личный интерес должностного лица (предоставление муниципального жилья, размещение муниципального заказа, оказание социальной помощи отдельным лицам и т.п.). В то же время вопросы оперативного управления муниципальным хозяйством гораздо более эффективно и целесообразно решать на основе единоначалия, при котором конкретными сферами деятельности управляют профессионалы и они же несут персональную ответственность за результаты этой деятельности.

По типу исполняемых функций органы МО подразделяются на представительные и исполнительные.

Органы МСУ, выступающие от лица населения МО, должны осуществлять два типа функций: представлять интересы населения (проектная функция) и реализовывать эти интересы (программная функция).

Представление интересов заключается в их выявлении, агрегировании и разработке проекта развития муниципального образования в итоге и принятии необходимых решений, создающих правовую базу для реализации проекта, в форме правовых актов.

Представительный орган в целом наделяется в связи с его ролью в системе МСУ исключительной компетенцией, которая не может передаваться другим органам. Только представительный орган утверждает местный бюджет, устанавливает общеобязательные на территории муниципального образования правила, решает принципиальные вопросы, связанные с распоряжением муниципальной собственностью, контролирует от имени населения деятельность других органов МСУ.

Реализация интересов обеспечивается путем разработки и исполнения программы деятельности органов МСУ, направленной на осуществление проекта.

Исполнительный орган может иметь еще более сложную организацию, в которой требуется установить место каждой его составляющей, которая, в свою очередь, может быть самостоятельным в пределах своей компетенции органом, структурным подразделением органа, наконец, должностным лицом.

Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

8. Осуществление органами МСУ отдельных государственных полномочий

компетенция органов МСУ в РФ и её составляющие.

Компетенция МСУ=предметы ведения+ полномочия (ст.17) предметы ведения состоит из: вопросы местного значения (ст.14-16); права органов местного самоуправления, не входящие в вопросы местного значения (ст.14.1- 16.1); отдел гос. полномочий (гл.4) КОМПЕТЕНЦИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ  -предметы их ведения и полномочия, обусловленные вопросами местного значения и закрепленные уставами муниципальных образований. Выделяются несколько групп полномочий органов местного самоуправления. В области бюджета и финансов эти органы формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы; образуют внебюджетные фонды, определяют их статус и целевое назначение; учреждают фонды для кредитования целевых программ и мероприятий для решения территориальных задач, в том числе фонды социальной защиты, дотационные фонды и др. Статья 17. Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.1. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают следующими полномочиями:1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов;2) установление официальных символов муниципального образования;3) создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формирование и размещение муниципального заказа;4) установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами;4.1) регулирование тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей. Полномочия органов местного самоуправления поселений по регулированию тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам, тарифам для потребителей могут полностью или частично передаваться на основе соглашений между органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления муниципального района, в состав которого входят указанные поселения;4.2) полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении»;5) организационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования;6) принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования, а также организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, и предоставление указанных данных органам государственной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;7) учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации;8) осуществление международных и внешнеэкономических связей в соответствии с федеральными законами;8.1) организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации выборных должностных лиц местного самоуправления, членов выборных органов местного самоуправления, депутатов представительных органов муниципальных образований, а также профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений;8.2) утверждение и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организация проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд в границах муниципального образования, организация и проведение иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;9) иными полномочиями в соответствии с настоящим Федеральным законом, уставами муниципальных образований.1.1. По вопросам, отнесенным в соответствии со статьями 14, 15 и 16 настоящего Федерального закона к вопросам местного значения, федеральными законами, уставами муниципальных образований могут устанавливаться полномочия органов местного самоуправления по решению указанных вопросов местного значения.2. Органы местного самоуправления поселений и органы местного самоуправления городских округов вправе в соответствии с уставами муниципальных образований принимать решение о привлечении граждан к выполнению на добровольной основе социально значимых для поселения и городского округа работ (в том числе дежурств) в целях решения вопросов местного значения поселений, предусмотренных пунктами 7.19, 15 и 19 части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона, и вопросов местного значения городских округов, предусмотренных пунктами 7.111, 20 и 25 части 1 статьи 16 настоящего Федерального закона.К социально значимым работам могут быть отнесены только работы, не требующие специальной профессиональной подготовки.К выполнению социально значимых работ могут привлекаться совершеннолетние трудоспособные жители поселений и городских округов в свободное от основной работы или учебы время на безвозмездной основе не более чем один раз в три месяца. При этом продолжительность социально значимых работ не может составлять более четырех часов подряд.3. Полномочия органов местного самоуправления, установленные настоящей статьей, осуществляются органами местного самоуправления поселений, органами местного самоуправления городских округов и органами местного самоуправления муниципальных районов самостоятельно. Подчиненность органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органу местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления другого муниципального образования не допускается.Статья 17.1. Муниципальный контроль1. Органы местного самоуправления вправе организовывать и осуществлять муниципальный контроль по вопросам, предусмотренным федеральными законами.2. К отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».Статья 14.1. Права органов местного самоуправления поселения на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения поселений1. Органы местного самоуправления поселения имеют право на:1) создание музеев поселения;2) утратил силу с 1 января 2010 года. — Федеральный закон от 27.12.2009 N 365-ФЗ;3) совершение нотариальных действий, предусмотренных законодательством, в случае отсутствия в поселении нотариуса;4) участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству;5) осуществление финансирования и софинансирования капитального ремонта жилых домов, находившихся в муниципальной собственности до 1 марта 2005 года;6) создание условий для осуществления деятельности, связанной с реализацией прав местных национально-культурных автономий на территории поселения;7) оказание содействия национально-культурному развитию народов Российской Федерации и реализации мероприятий в сфере межнациональных отношений на территории поселения;8) участие в организации и осуществлении мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории поселения;8.1) создание муниципальной пожарной охраны;)9) создание условий для развития туризма;10) оказание поддержки общественным наблюдательным комиссиям, осуществляющим общественный контроль за обеспечением прав человека и содействие лицам, находящимся в местах принудительного содержания;11) оказание поддержки общественным объединениям инвалидов, а также созданным общероссийскими общественными объединениями инвалидов организациям в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».2. Органы местного самоуправления поселения вправе решать вопросы, указанные в части 1 настоящей статьи, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.)Статья 15.1. Права органов местного самоуправления муниципального района на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения муниципальных районов1. Органы местного самоуправления муниципального района имеют право на:1) создание музеев муниципального района;2) утратил силу с 1 января 2010 года. — Федеральный закон от 27.12.2009 N 365-ФЗ;3) участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству;4) создание условий для осуществления деятельности, связанной с реализацией прав местных национально-культурных автономий на территории муниципального района;5) оказание содействия национально-культурному развитию народов Российской Федерации и реализации мероприятий в сфере межнациональных отношений на территории муниципального района;6) утратил силу с 1 января 2012 года. — Федеральный закон от 29.11.2010 N 313-ФЗ;7) осуществление функций учредителя муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования, находящихся в их ведении по состоянию на 31 декабря 2008 года;8) создание условий для развития туризма;9) оказание поддержки общественным наблюдательным комиссиям, осуществляющим общественный контроль за обеспечением прав человека и содействие лицам, находящимся в местах принудительного содержания;10) оказание поддержки общественным объединениям инвалидов, а также созданным общероссийскими общественными объединениями инвалидов организациям в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».2. Органы местного самоуправления муниципального района вправе решать вопросы, указанные в части 1 настоящей статьи, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

Статья 16.1. Права органов местного самоуправления городского округа на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения городского округа1. Органы местного самоуправления городского округа имеют право на:1) создание музеев городского округа;2) утратил силу с 1 января 2010 года. — Федеральный закон от 27.12.2009 N 365-ФЗ;3) создание муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования;4) участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству;5) осуществление финансирования и софинансирования капитального ремонта жилых домов, находившихся в муниципальной собственности до 1 марта 2005 года;6) создание условий для осуществления деятельности, связанной с реализацией прав местных национально-культурных автономий на территории городского округа;7) оказание содействия национально-культурному развитию народов Российской Федерации и реализации мероприятий в сфере межнациональных отношений на территории городского округа;8) утратил силу с 1 января 2012 года. — Федеральный закон от 29.11.2010 N 313-ФЗ;8.1) создание муниципальной пожарной охраны;9) создание условий для развития туризма;10) оказание поддержки общественным наблюдательным комиссиям, осуществляющим общественный контроль за обеспечением прав человека и содействие лицам, находящимся в местах принудительного содержания;11) оказание поддержки общественным объединениям инвалидов, а также созданным общероссийскими общественными объединениями инвалидов организациям в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».2. Органы местного самоуправления городского округа вправе решать вопросы, указанные в части 1 настоящей статьи, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

Глава 4. НАДЕЛЕНИЕ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯОТДЕЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ

Статья 19. Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями1. Полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.2. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации — законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам.3. Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.4. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий.5. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.6. Федеральный закон, закон субъекта Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, должны содержать:1) вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются соответствующими полномочиями;2) перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий;3) способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации для осуществления соответствующих полномочий, включая федеральные или региональные государственные минимальные социальные стандарты;4) перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня;5) порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий;6) порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль;7) условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.6.1. Закон субъекта Российской Федерации, предусматривающий наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти субъекта Российской Федерации, также должен содержать положения, определяющие:1) права и обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), связанные с осуществлением органами местного самоуправления переданных государственных полномочий Российской Федерации, аналогичные правам и обязанностям федеральных органов исполнительной власти, предусмотренным федеральным законом, в соответствии с которым осуществление указанных полномочий передается органам государственной власти субъектов Российской Федерации, и связанным с осуществлением переданных полномочий, в случае, если закрепление таких прав и обязанностей не противоречит федеральным законам;2) права и обязанности органов местного самоуправления, связанные с осуществлением переданных им государственных полномочий Российской Федерации, аналогичные правам и обязанностям высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), предусмотренным федеральным законом, в соответствии с которым осуществление указанных полномочий передается органам государственной власти субъектов Российской Федерации, и связанным с осуществлением переданных полномочий, в случае, если закрепление таких прав и обязанностей не противоречит федеральным законам.7. Положения федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно соответственно федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год при условии, если федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год или законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий.8. Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, предусматривающие передачу отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления, могут содержать положения, предусматривающие обязанность органов местного самоуправления использовать по определенному назначению передаваемые в муниципальную собственность материальные объекты, необходимые для осуществления соответствующих полномочий.(часть восьмая введена Федеральным законом от 29.12.2006 N 258-ФЗ) Статья 20. Осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий1. По вопросам осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в пределах своей компетенции вправе издавать обязательные для исполнения нормативные правовые акты и осуществлять контроль за их исполнением.2. Признанное в судебном порядке несоответствие федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, предусматривающих наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, требованиям, предусмотренным статьей 19 настоящего Федерального закона, является основанием для отказа от исполнения указанных полномочий.3. Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.4. Федеральные законы, закрепляющие право органов местного самоуправления участвовать в осуществлении государственных полномочий, не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона, могут содержать положения, предусматривающие:1) порядок согласования участия органов местного самоуправления в осуществлении указанных полномочий, а также особенности такого участия;

2) возможность и пределы правового регулирования органами государственной власти указанных полномочий.4.1. Органы местного самоуправления участвуют в осуществлении государственных полномочий, не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона, в случае принятия представительным органом муниципального образования решения о реализации права на участие в осуществлении указанных полномочий.5. Органы местного самоуправления вправе осуществлять расходы за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) на осуществление полномочий, не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона, если возможность осуществления таких расходов предусмотрена федеральными законами.Органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.Финансирование полномочий, предусмотренное настоящей частью, не является обязанностью муниципального образования, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Статья 21. Государственный контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий1. Органы государственной власти осуществляют контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, а также за использованием предоставленных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.2. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны в соответствии с требованиями статьи 19 настоящего Федерального закона предоставлять уполномоченным государственным органам документы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий.3. В случае выявления нарушений требований законов по вопросам осуществления органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления отдельных государственных полномочий уполномоченные государственные органы вправе давать письменные предписания по устранению таких нарушений, обязательные для исполнения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления. Указанные предписания могут быть обжалованы в судебном порядке

3. конституционная основа и федеральное законодательство определяющее функционирование МСУ в РФ. Система муниципальных правовых актов

Важнейшим законом, определяющим общие принципы деятельности местного самоуправления, в системе федерального законодательства является Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который первоначально был принят 28 августа 1995 г., а затем 6 октября 2003 г. В этом законе раскрыты основные понятия и термины местного самоуправления, определена роль последнего в осуществлении народовластия, закреплены права граждан на осуществление местного самоуправления.

В Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» говорится: «Местное самоуправление в Российской Федерации ¾ форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, ¾ законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций». Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ нацелен на то, чтобы, с одной стороны, приблизить органы местного самоуправления к населению, с другой ¾ сделать их ответственными перед государством, улучшить правовые условия для организации местного самоуправления.

В указанном Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ более четко разграничены полномочия каждого уровня местного самоуправления, более детально определены подходы к структуре органов местного самоуправления, в состав которой входят представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган), контрольный орган муниципального образования, иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (статья 34 пункт 1). При этом наличие представительного органа, главы муниципального образования, местной администрации в структуре органов местного самоуправления является обязательным (статья 34 пункт 2).

К важным федеральным законам, регулирующим деятельность местного самоуправления, относятся Законы от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» (в редакции Федерального закона от 22 июня 1998 г. № 85-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об обеспечении конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»), от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции от 9 июля 1999 г.; прекратил действие с 1 января 2006 г., от 8 января 1998 г. № 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» (в редакции от 13 апреля 1999 г.), от 11 апреля 1998 г. № 55-ФЗ «О ратификации Европейской хартии местного самоуправления». Особое значение имеют также Гражданский, Земельный, Градостроительный, Бюджетный, Налоговый кодексы Российской Федерации, оказывающие огромное влияние на деятельность местного самоуправления.

Конституция Российской Федерации определила местное самоуправление как одну из самостоятельных форм осуществления власти народом. При этом экономическая основа самоуправления ¾ муниципальная собственность ¾ признается и защищается наравне с государственной, частной и иными формами собственности.



Конституционное право граждан России на осуществление местного самоуправления обеспечивается самостоятельностью населения в решении вопросов местного значения, самостоятельностью органов, создаваемых населением для этой цели, и конституционным запретом на ограничение прав местного самоуправления, который, в свою очередь, гарантируется судебной защитой. Общие принципы организации местного самоуправления, установленные в Конституции Российской Федерации, соответствуют международным стандартам, закрепленным в Европейской хартии о местном самоуправлении. В частности, признается право населения, местных сообществ на самоуправление, декларируются его экономические, юридические, организационные гарантии со стороны всех государственных органов власти: как федеральных, так и органов субъектов Федерации. Экономические гарантии означают, что реализация полномочий местного самоуправления должна основываться на достаточных финансовых ресурсах, наличии муниципальной, в том числе земельной, собственности. Юридические гарантии состоят в установлении федеральными законами и законами субъектов Федерации статуса местного самоуправления, создании условия для обязательного исполнения законных решений органов местного самоуправления. Организационные и кадровые гарантии включают в себя подготовку на государственном уровне муниципальных служащих различных рангов, информационное обеспечение местного самоуправления.

Конституционные основы местного самоуправления

в Российской Федерации

Система муниципальных правовых актов

Устав муниципального образования (города, муниципального района или сельского поселения) и решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан на местном референдуме (сходе), обладают на территории этого муниципального образования высшей юридической силой.

Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ устав муниципального образования принимается соответствующим представительным органом. Однако, чтобы привлечь население к обсуждению столь важного документа, следует в обязательном порядке проводить публичные слушания по проекту устава и по включению в него изменений. Возможно также предварительное вынесение некоторых основных положений устава на местный референдум. После того как население вынесет то или иное решение по данным вопросам, остальные положения и устав в целом принимаются представительным органом.

Представительный орган муниципального образования принимает устав тайным голосованием. За принятие устава или внесение в него изменений и дополнений должно проголосовать не менее 2/3 установленного числа депутатов. В населенных пунктах с численностью избирателей менее 100 человек устав должен получить одобрение большинства населения непосредственно на сходе граждан.

Устав муниципального образования, внесенные в него изменения и дополнения подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации. Порядок регистрации определен специальным Федеральным законом.

Наряду с правовыми актами нормативного характера органы и должностные лица местного самоуправления принимают акты индивидуального назначения. Необходимость принятия этих актов связана с осуществлением организационной, исполнительной и контрольной деятельности в системе местного самоуправления (например, приказ о назначении лица на муниципальную должность, о проведении проверки и т. п.).

6. основные типы МО в РФ в соответствии с ФЗ №131 от 06.10.2003 «Об общих принципах организации МСУ в РФ»

Типы муниципальных образований

Городское поселение

Один город или один поселок городского типа, а также в соответствии с генеральным планом городского поселения территории, предназначенные для развития его инфраструктуры, в котором местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. В составе городского поселения также могут находиться сельские населенные пункты, не являющиеся поселениями в соответствии с решением схода жителей, находящиеся на территории с низкой плотностью населения и в труднодоступных местностях и имеющие численность населения менее 100 человек.

Один сельский населенный пункт или поселок с численностью жителей, как правило, более 1000 человек (для территорий с высокой плотностью населения — более 3000 человек) и (или) объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов (сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и др.) с численностью жителей менее 1000 человек (для территории с высокой плотностью населения – менее 3000 человек каждый) и с учетом пешеходной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в его состав, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Несколько поселений и меж-селенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой, определяемых с учетом транспортной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех поселений, входящих в его состав, местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов

Сельское поселение

местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления, которые также осуществляют отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.

Городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и обладает сложившейся инфраструктурой, необходимой для самостоятельного решения его органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения городского округа, органами прилегающего муниципального района вопросов местного значения муниципального района и отдельных государственных полномочий, передаваемых указанным органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.

Муниципальный район

Часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления

5) общность интересов местного населения, удовлетворение которых — гл. цель МСУ.

Если использовать дословный перевод, термин «Муниципалитет» (от лат. municupium, где munus — обязанность и cipio — беру) означает «город с правом самоуправления», т.е. самоуправление — это взятое на себя бремя общественных дел. В этом смысле муниципалитет — это своеобразная корпорация жителей, объединившихся для реализации общих интересов и совместного решения общих задач. Имеется в виду, что население (местное сообщество) и образуемые им Органы могут сами решать задачи повышения уровня и качества своей жизни гораздо лучше, чем государственные органы при централизованном управлении местными делами.

Суть МСУ состоит в признании права гражданина быть источником местной власти, самому принимать решения по повседневным вопросам своей жизни и самому отвечать за их последствия.

В современном обществе утвердился взгляд на МСУ как на одну из необходимых основ любого демократического строя, важнейший принцип организации власти в государстве, непременное условие формирования и развития гражданского общества.

Как известно, в демократическом государстве разделение власти происходит не только «по горизонтали» — на законодат, представит.и судеб, ветви, но и по-«вертикали» -•ча- центральную и местную. В федеративном государстве такое разделение еще более дифференцировано: выделяется 3 уровня власти:

центральная (федеральная);

региональная (S-тов РФ);

местная (МСУ).

Наличие МСУ обуславливается тем, что центральная и региональная власти не в состоянии эффективно решать разноуровневые проблемы.-‘сЕдинообразный подход в государственном управлении не может учесть всех особенностей местных территорий, поэтому местный уровень получает определенную автономию в решении местных дел.

Таким образом, при федеративном устройстве государства МСУ является одним из уровней власти, самым нижним, но самым близким к населению той или иной территории.

Итак, МСУ — это организация власти на местах, предполагающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Функции МСУ.

Политологи разделяют общество на 3 основных сектора, у каждого из которых своя роль и функция:власть (выполняет функцию власти, политическую функцию);

бизнес (хозяйственную функцию);

гражданское общество (общественную функцию, которая представляет собой самоорганизацию граждан для совместного решения значимых’ задач).

МСУ — это единственная структура в обществе, которая выполняет все эти три функции:

МСУ — это форма публичной власти, оно проводит политику государства на местах, решает вопросы местного значения и реализует другие властные функции.

МСУ — организатор местного хозяйства. МСУ занимается жизнеобеспечением местного сообщества.

МСУ — часть гражданского общества, обеспечивает самоорганизацию граждан, их непосредственнее участие в решении вопросов местного значения. Реализация данных функций обеспечивается органами МСУ и в интересах местного населения.

7. вопросы местного значения и полномочия по их реализации (гл.3 фз— №131)

Вопросы местного значения — это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых осуществляется населением и (или) органам и местного самоуправления и затрагивает интересы каждого гражданина.

На уровне поселения к числу вопросов местного значения относятся вопросы формирования, утверждения, исполнения и контроля за исполнением местного бюджета, распоряжение муниципальным имуществом, содержание и строительство автомобильных дорог, обеспечение малоимущих граждан жильем, предоставление жителям муниципального образования услуг связи, транспорта, общественного питания и бытового обслуживания, организация досуга населения, вопросы благоустройства и озеленения поселения, вывоза твердых бытовых отходов и ряд других вопросов (статья 14 Федерального закона).

При этом часть вопросов, таких как, например, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, снабжения населения топливом, решается жителями муниципального образования и органами местного самоуправления совместно, поскольку требует привлечения к работе специализированных организаций.

Вопросы организации ритуальных услуг и содержание мест захоронения в населенных пунктах, организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора население вправе и может решить самостоятельно.

Активное участие в решении вопросов местного значения поселений принимает муниципальный район. В исключительных случаях вопросы местного значения вправе решать органы государственной власти. К таким случаям относятся: отсутствие органов местного самоуправления и невозможность их формирования в связи со стихийным бедствием, катастрофой или иной чрезвычайной ситуацией, неудовлетворительное финансовое состояние муниципального образования или в случае нецелевого использования бюджетных средств муниципальным образованием. Кроме того, поводом для государственного вмешательства в дела муниципального образования могут стать установленные в судебном порядке случаи нарушения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, законов субъекта Российской Федерации, иных нормативных актов, допущенные со стороны органов местного самоуправления.

4. Понятие и атрибуты муниципального образования.

Впервые такое понятие «муниципальное образование» (далее МО) появилось в Гражданском кодексе РФ, в ч. 1, гл. 1, ст. 2. В нем было сказано, что МО может участвовать в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, т.е. МО является субъектом гражданских правоотношений. Однако’ в Гражданском кодексе прямых определений данного понятия не было.

Первое определение МО было дано в Федеральном законе № 154-ФЗ от 28.08.1995 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее Федеральный закон № 154-ФЗ). МО представлено в нем как «городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, предусмотренная Федеральным законом, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления».

Недостатком данного определения являлось то, что не была четко определена территория, которая может называться муниципальным образованием и на которой должно осуществляться МСУ. Это и городское, и сельское поселение, и часть поселения, несколько поселений и иная населенная территория. Т.е., по сути, все, что угодно, любая населенная территория могла быть названа муниципальным образованием. Поэтому в Федеральном законе № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее Федеральный закон №.. 131-ФЗ) данный недостаток устранен. Теперь четко выделено пять типов МО:

сельское поселение,

городское поселение,л»

муниципальный район,

городской округ,

внутригородская территория города федерального значения. Это сделано для более четкого распределения вопросов местного значения, объектов собственности, доходных источников и ответственности между различными муниципальными образованиями.

Итак, любое МО обладает определенными вопросами местного значения — это круг дел (объектов), решение которых обеспечивает локальную'(для данной территории) жизнедеятельность МО и удовлетворение потребностей его жителей. Конституция РФ (ст.132) называет общие для всех типов муниципальных «Образований вопросы местного значения, среди которых:

владение, пользование, распоряжение и управление муниципальной собственностью;

формирование, утверждение и исполнение местного бюджета;

установление местных налогов и сборов;

осуществление охраны общественного порядка

и иные вопросы местного значения, которые могут быть определены в процессе развития законодательной основы МСУ.

Федеральным законом № 131-ФЗ в ст. 14-16 все вопросы местного значения разделены между 2-мя типами. В 14 ст. перечислены вопросы местного значения поселения. В ст. 15 перечислены вопросы местного значения муниципального района. При этом большая часть вопросов местного значения относится к предметам совместного ведения поселения и муниципального района.

За городскими округами закреплена сумма вопросов местного значения поселений и муниципальных районов (это отмечено в статье 16). Что касается пятого типа муниципальных образований (внутригородская территория города федеральног значения), то для них в ФЗ №131 выделена своя статья 79.

В каждом конкретном случае перечень вопросов местного значения определяет устав МО. При этом он все равно опирается на Конституцию РФ, Федеральный закон № 131 -ФЗ и законы субъектов РФ. Имеется в виду, что в каждом регионе издается свой закон о МСУ, который учитывает местную специфику (ст. 72 — принципы организации МСУ. находятся в совместном ведении государства и регионов).Полномочия — это права и обязанности, которыми наделен каждый уровень власти и управления для выполнения возложенных на него функций:’В целях решения вопросов местного значения Федеральный закон № 131-ФЗ отнес к полномочиям органов местного самоуправления в рамках территории МО следующее: 1) принятие устава МО, внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов; 2) создание муниципальных предприятий и учреждений, их финансирование, размещение муниципального заказа; 3) установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями; 4) принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития МО; 5) осуществление международных и внешнеэкономических связей и др. (ст. 17)Местный уровень власти также может наделяться определенными государственными полномочиями (гл. 4).В любом МО должны быть образованы органы МСУ. Именно они реализуют .властные полномочия, которыми обладает местный уровень власти. При этом под органами местного самоуправления, в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ, понимаются избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом МО органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Наличие выборного органа в МО является обязательным. Таким выборныморганом МО является в соответствии с Федеральным законам № 131-ФЗ (ст. 35) егопредставительный орган. Глава МО является его высшим должностным лицом, такжеизбираемым на муниципальных выборах или представительным органом МО из своегосостава.Для реализации возложенных на него полномочий, МО должно обладать необходимыми ресурсами, под которыми понимают материальные и нематериальные ресурсы, используемые в хозяйственной деятельности для обеспечения ее развития в интересах населения данного МО.В состав материальных ресурсов входят природные, финансовые и имущественные ресурсы. К наиболее значимым нематериальным ресурсам можно отнести кадровый потенциал, правовые и информационные ресурсы.Прежде всего, МО должно обладать, а также иметь право самостоятельного управления’ и распоряжения необходимыми имущественными и финансовыми ресурсами, которые, согласно Федеральному закону № 131-ФЗ, составляют экономическую основу местного самоуправления.

Понятие «муниципальная собственность» дается в ст. 215 Гражданского кодекса РФ и представляет собой имущество, принадлежащее на основании права собственности городским, сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. В соответствии с КонституциейРФ муниципальная собственность защищается наравне с другими ее формами [ст.8], предусматривается право органов МСУ на владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, а также управление ею [ст. 130, 132].Под муниципальным финансами понимают совокупность денежных средств, которыми располагает орган МСУ для решения задач, возложенных на него государством и местным населением. При этом, органы МСУ вправе самостоятельно формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы [Конституция, ст. 132].

При этом местный бюджет определяется Бюджетным кодексом РФ как форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления [ст. 14].

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что МОхарактеризуется определенными атрибутами.

Территория- поселения (городские и сельские), муниципальный район, городской округ, Внутригородская территория города фед.значения.

Население-общие интересы, право на осуществление местного самоуправления.

Выборные органы и должностные лица местного самоуправления-представительный орган, глава МО.

Собственная компетенция-вопросы местного значения, отдельные гос.полномочия, переданные на мест.уровень.

Муниципальная собственность-право МО владения, пользования и распоряжения мун.собственностью.

Муниципальные финансы-бюджет мо, местные налоги.

Совокупность нормативно- правовых документов, регулирующих сферу местного самоуправления- устав, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан; правовые акты органов местного самоуправления, правовые акты должностных лиц местного самоуправления.

Федеральные и региональные нормативные правовые акты в сфере местного самоуправлении.

МО можно определить как часть территории РФ, в пределах которой проживающее на ней население реализует свое конституционное право на организацию местного самоуправления, в определенных действующим законодательством рамках, посредством формирования выборных органов, наделенных собственной компетенцией, местных финансов и муниципальной собственности.

5. МО как социально-экономическая система

С точки зрения системного подхода. МО является социально-экономической системой.

Социально-экономическая система — , это сложная, открытая система,включающая в себя множество природных (естественных) и созданных человеком(искусственных) подсистем.-При этом одна социально-экономическая система может быть подсистемой в рамках другой социально-экономической системой. МО, например, является подсистемой региона и государства.Для управления МО как социально-экономической системой необходимо провести ее структуризацию и рассмотреть ее основные подсистемы.В рамках нашей дисциплины произведем структуризацию МО как системы следующим образом. Основными подсистемами будут являться:

субъект управления,

объект управления и

внешняя среда.

В качестве субъекта управления рассматриваются органы МСУ. В качестве объекта управления будем рассматривать следующие подсистемы: экономика, — социальная сфера, — жители МО, — территория.

В структуре объекта управления МО выделены данные подсистемы, посколькуименно они оказывают первоочередное влияние на формирование общих интересовжителей МО.

К таким интересам относятся:

Совместное использование ресурсов для» производственной и любойхозяйственной деятельности.

Совместное использование социальной инфраструктуры.

Регулирование общественной жизни МО (общественный порядок, национальныеотношения и др.).

Дальше рассмотрим более детально подсистемы объекта управления МО.

Так, под экономикой МО, в самом общем виде, понимают совокупность отраслей, всех предприятий и организаций, входящих в них и осуществляющих на территории МО хозяйственную деятельность, которая полностью или частично связана с реализацией интересов населения, проживающего на его территории.

| В зависимости от уровня развития своей экономики, МО занимает определенное место в системе территориального разделения’ труда,. ^которое определяет степень самодостаточности экономики МО, степень его влияния на развитие других территорий и привлекательность для инвесторов.

Социальная сфера МО включает в себя предприятия и организации всех форм собственности, предоставляющих населению медицинские, образовательные, культурные, досуговые и др. социальные услуги.

Следующая подсистема МО в структуре его объекта — жители МО. Жителям, как правило, дается демографическая характеристика и оценка их экономической активности.

На основе характеристики демографии и экономической активности населения органы местного самоуправления планируют объемы муниципальных услуг, сеть муниципальных учреждений образования, здравоохранения и т.д., вносят изменении в бюджеты, корректируют социальную политику. При этом демографические показатели населения МО могут быть разделены на статические — фиксируемые на определенный момент времени и динамические Экономическая активность жителей МО выражается в уровне и динамике занятости и безработицы.

Территория МО представлена совокупностью природных ресурсов и условий, географическим положением. Именно данные географические факторы, прежде всего, могут влиять на формирование общих интересов у местного населения.

Географическое положение всегда рассматривалось как один из наиболее существенных факторов, влияющих на выбор места для размещения производства и формирование хозяйственных связей между производителями и потребителями товаров и услуг. Природные условия МО оказывают существенное влияние на деятельность человека и определяются границами природных зон, климатическими условиями, количеством осадков, особенностями ландшафта, рельефом местности, строительными характеристиками грунтов и т.п. Природные ресурсы включают в себя полезные ископаемые, лесные, водные, земельные и другие виды ресурсов, которые могут быть использованы для удовлетворения потребностей населения МО в форме непосредственного участия в материальной деятельности.

1.Сущность МСУ и его взаимосвязь с развитием общества. Атрибуты и функции МСУ.

МСУ имеет многовековую историю. Можно сказать, что оно существует столько же, сколько и сам человек. Все дело в том, что в основе сущности МСУ лежит необходимость объединяться с себе подобными, чтобы выжить; необходимость организовать совместную деятельность для общего блага.

Такой первичной формой организации совместной деятельности людей стала родовая община, где впервые появились регламентация деятельности и разделение общественныхобязанностей, обозначились групповые интересы.

Со временем способы ведения хозяйства совершенствовались, отношения между людьми приобретали всё более сложную структуру, изменялась соотношение частных и общественных интересов.

В результате появилась потребность в их регулировании и, следовательно, возникли общественные институты, которые выполняли эти функции в сфере организации как хозяйства, так и жизни. Такими институтами стало государство и властные структуры, регулирующие отношения между людьми.Таким образом, система государственной и местной власти возникает там, где общество начинает осознавать потребность в регулировании отношений между людьми, между частными и общественными интересами.

Итак, МСУ — это реакция общества на необходимость регулирования общественных отношений; при этом его главная роль — ориентация на учет интересов местного населения. Слово»самоуправление»буквальноозначает:»самуправляюсобой,своимиделами», что предполагает возможность решать свои внутренние проблемы независимо от центральных органов. Несмотря на многовековую историю МСУ, до сих пор не сложилось чёткого понимания сущности этого явления. Поэтому, прежде всего, обратимся к тому, как определяется понятие МСУ» в современной нормативно-правовой базе. В Европейской хартии о МСУ, принятой Советом Европы в Страсбурге 15 октября 1985 года, в част 1, ст. 3 под местным самоуправлением понимается «право и реальная способность органов МСУ регламентировать значительную часть гос. дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения».В Конституции РФ в ст. 130 местное самоуправление определяется как самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

В Федеральном законе от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об обтцих принципах организации МСУ в РФ» также даётся определение МСУ. Под ним понимается «форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы МСУ вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций».Анализируя данные определения МСУ можно выявить его основные атрибуты.

Атрибуты МСУ — это его неотъемлемые свойства МСУ, без которых оно не может существовать.

К таким атрибутам можно отнести:1)самостоятельность решения населением вопросов местного значения; для этогоМСУ должно обладать своими ресурсами, например, муниципальной собственностью;2)подзаконность местной власти. Местная власть существует в порядке и пределах, указанных ей верховной властью;3)ограниченность круга местных дел;4)обязательность наличия представительства населения в органах МСУ, т.е.органы МСУ должны быть выборными; 5) общность интересов местного населения, удовлетворение которых — гл. цель МСУ

Суть МСУ состоит в признании права гражданина быть источником местной власти, самому принимать решения по повседневным вопросам своей жизни и самому отвечать за их последствия.

В современном обществе утвердился взгляд на МСУ как на одну из необходимых основ любого демократического строя, важнейший принцип организации власти в государстве, непременное условие формирования и развития гражданского общества.

Как известно, в демократическом государстве разделение власти происходит не только «по горизонтали» — на законодат, представит.и судеб, ветви, но и по «вертикали» — а центральную и местную. В федеративном государстве такое разделение еще более дифференцировано: выделяется 3 уровня власти:

центральная (федеральная);

региональная (8-тов РФ);

местная (МСУ).

Наличие МСУ обуславливается тем, что центральная и региональная власти не в состоянии эффективно решать разноуровневые проблемы. Единообразный подход в государственном управлении не может учесть всех особенностей местных территорий, поэтому местный уровень получает определенную автономию в решении местных дел.

Таким образом, при федеративном устройстве государства МСУ является одним из уровней власти, самым нижним, но самым близким к населению той или иной территории.

Итак, МСУ — это организация власти на местах, предполагающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Функции МСУ.

Политологи разделяют общество на 3 основных сектора, у каждого из которых

своя роль и функция:

;)власть (выполняет функцию власти, политическую функцию);

бизнес (хозяйственную функцию);

гражданское общество (общественную функцию, которая представляет собой самоорганизацию граждан для совместного решения значимых задач).

МСУ — это единственная структура в обществе, которая выполняет все эти три функции:

МСУ — это форма публичной власти, оно проводит политику государства на местах, решает вопросы местного значения и реализует другие властные функции.

— организатор местного хозяйства. МСУ занимается жизнеобеспечением местного сообщества.

МСУ — часть гражданского общества, обеспечивает самоорганизацию граждан, их непосредственнее участие в решении вопросов местного значения

Реализация данных функций обеспечивается органами МСУ и в интересах местного населения.

Суть МСУ состоит в признании права гражданина быть источником местной власти, самому

принимать решения по повседневным вопросам своей жизни и самому отвечать за их последствия.

В современном обществе утвердился взгляд на МСУ как на одну из необходимых основ любого демократического строя, важнейший принцип организации власти в государстве, непременное условие формирования и развития гражданского общества.

Как известно, в демократическом государстве разделение власти происходит не только «по горизонтали» — на законодат, представит.и судеб, ветви, но и по-«вертикали» -•ча- центральную и местную. В федеративном государстве такое разделение еще более дифференцировано: выделяется 3 уровня власти:

центральная (федеральная);

региональная (S-тов РФ);

местная (МСУ).

Наличие МСУ обуславливается тем, что центральная и региональная власти не в состоянии эффективно решать разноуровневые проблемы.-‘сЕдинообразный подход в государственном управлении не может учесть всех особенностей местных территорий, поэтому местный уровень получает определенную автономию в решении местных дел.

Таким образом, при федеративном устройстве государства МСУ является одним из уровней власти, самым нижним, но самым близким к населению той или иной территории.

Итак, МСУ — это организация власти на местах, предполагающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Функции МСУ.

Политологи разделяют общество на 3 основных сектора, у каждого из которыхсвоя роль и функция:власть (выполняет функцию власти, политическую функцию);

бизнес (хозяйственную функцию);

гражданское общество (общественную функцию, которая представляет собой самоорганизацию граждан для совместного решения значимых’ задач).

МСУ — это единственная структура в обществе, которая выполняет все эти три функции:

МСУ — это форма публичной власти, оно проводит политику государства на местах, решает вопросы местного значения и реализует другие властные функции.

МСУ — организатор местного хозяйства. МСУ занимается жизнеобеспечением местного сообщества.

МСУ — часть гражданского общества, обеспечивает самоорганизацию граждан, их непосредственнее участие в решении вопросов местного значения. Реализация данных функций обеспечивается органами МСУ и в интересах местного населения.

2. Процесс муниципального управления (основные теоретические понятия в системе муниципального управления, процесс и механизм муниципального управления).

По своей природе муниципальное управление является частью управления.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




Яндекс.Метрика lists
lists