система домашних заданий на уроках химии




Система домашних заданий на уроках химии.

Современная ситуация ставит перед школой задачи формирования и реализации принципа индивидуализации, права личности самостоятельно продвигаться по сложным ступеням познания, не снижая при этом мотивации к учебной деятельности.

Практика показывает, что применение традиционных форм организации контролирующих заданий не позволяет работать с каждым учеником индивидуально, создает психологическую напряженность, тревожность у ученика. Домашнее задание предлагается учащимся сразу на все уроки данной темы. В наших условиях каждый ученик получает папку с тематическими домашними контрольными работами в начале учебного года, а при изучении конкретной темы делается ссылка на номер выполняемой работы. Домашняя контрольная работа может иметь структуру ЕГЭ, задания представляют систему разноуровневых задач. В часть «А» включен тест из 16 вопросов и четыре задания с открытым ответом, два задания части «В» и одно части «С». Разработан алгоритм по выполнению домашнего задания, который помешён в начале каждой тематической работы. Данный алгоритм оформлен в виде памятки для учащихся.

Процесс усвоения знаний индивидуален, поэтому необходимы такие формы диагностики и контроля, которые учитывают уровни обучаемости и обученности каждого ученика, то есть необходима система хорошо продуманных и дидактически выверенных заданий для каждого ученика. Только в этом случае оценочная деятельность учителя будет осуществляться в интересах развития конкретного ученика и при этом будет адекватный ему, справедливой и объективной.

Предлагаемая система домашних заданий, контрольно-измерительных материалов на различных этапах изучения предмета способна оказать помощь в восполнении пробелов в знаниях учащегося подготовить его к изучению нового материала, расширить и углубить знания по изучаемой теме. Учитель сможет оценить методы обучения, увидеть сильные и слабые стороны своей работы, выбрать оптимальный вариант обучающей деятельности.

Предлагаемые индивидуальные задания разнообразны по форме и способам работы. Особое внимание уделено развитию общеучебных умений и навыков: составлению отзыва, энциклопедической справки, рецензии на ответ товарища и т.д. каждый комплект имеет 20-26 вариантов заданий. При таком подходе деятельность обучаемого приобретает личностный характер, решается извечная проблема списывания, «заимствования» домашнего задания одним учащимся у другого. Повышается эффективность самообразования, создаются условия для осознанных действий, понимания последовательности их выполнения, ответственности за результат своего труда.

Для контроля и диагностики результатов учебной деятельности в 8-м классе разработан комплекс тестовых заданий. Комплекс состоит из четырех последовательно взаимосвязанных модулей: Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, система терминов и понятий, формулы химических соединений, уравнения химической реакции. Модуль- это совокупность тестовых заданий, каждая из которых имеет свою конкретную цель. Задания модуля различны не только по форме предъявлений, но и по характеру познавательной деятельности, осуществляемой учащимися при их выполнении. Модуль состоит из десяти кратких, однозначных и одинаковых по объему тестовых заданий. Такое количество заданий оптимально и позволяет решить задачу контроля и диагностики знаний и диагностики знаний, умений и навыков по данному модулю. Логическая конструкция задания позволяет одинаково выразить законченную мысль, а при выборе правильного ответа получить истинное логическое высказывание.

Тестовое задание каждого модуля сбалансировано по степени сложности, имеет чёткую градацию от простого к сложному и расположено в порядке специального подбора. Сами модули расположено в комплексе по принципу возрастающей трудности, а виды деятельности чередуются, что существенным образом сказывается на снижении психологической утомляемости. Так, например , в модуль А включены задания на знание параметров в Периодической системе химических элементов и умения их использовать, а в модуль С включены задания, требующие логического мышления, химической эрудиции.

Когда ученики приходят на контрольный урок, они обнаруживают, что структура контрольного задания повторяет структуру домашнего. Зная это, ученики стараются выполнять все задания тематической домашней контрольной работы, при этом исчезает тревожность, списывание.

Поэтому применение такого подхода к организации домашнего и контролирующих заданий, на мой взгляд, обеспечивает:

∙ формирование у учащихся уверенности в своих силах;

∙ максимальное использование познавательных способностей каждой личности;

∙ углубленное изучение тем по химии каждым ребенком индивидуально;

∙ устранение перегрузки в домашних заданиях;

∙ обеспечение более качественной подготовки к итоговой аттестации учащихся, в том числе к ЕГЭ.

Целями домашних заданий является закрепление и осмысление изученного на уроке материала; совершенствование знаний и умений путем, упражнений в решении качественных и расчетных задач, выполнения домашних опытов и наблюдений, упражнений в составлении химических формул и уравнении; обобщение знаний; развитие умений самостоятельной учебной деятельности, самостоятельного применения знаний к решению практических вопросов и задач. Особо следует отметить, что домашняя работа является продолжением работы учащихся на уроке, определенным звеном целостного процесса обучения, устанавливающим связь между прошедшим и предстоящим занятием.

Поэтому главная цель задания для работы дома состоит в том, чтобы как можно лучше подготовить учащихся к осознанному восприятию нового материала на следующем уроке. Однако в практике работы учителей этой функции домашних заданий не всегда отводиться должное внимание.

В организации домашних заданий выявлены следующие недостатки:

перегрузка учащихся;

случайный подбор вопросов и задач для домашней работы;

отсутствие надежной и целесообразной методики контроля за выполнением домашней работы со стороны учителя.

При планировании домашней работы важно учитывать как содержание заданий, так и виды: изучение и осмысливание текста учебника выполнение упражнений на составление химических формул и уравнений, решение качественных и расчетных задач. Планирование домашних заданий позволяет добиться лучшей организаций и избежать перегрузки школьников, предвидеть трудности усвоения учебного материала в процессе работы.



Главным источником, знаний при выполнении домашнего задания является учебник. Учащиеся должны ясно представлять, как изучать дома текст параграфа. Руководство учителя домашней работой по изучению текста параграфа должно включать как общие указания, так и конкретные рекомендации к каждому домашнему заданию.

Особое значение имеют проверка и оценка домашнего задания. Ученики должны быть уверены в том, что домашнее задание обязательно проверяется. Проверить выполнение домашнего задания это не только установить качество работы учащегося дома, но и определить состояние его знаний, подготовленность к усвоению нового материала. Проверка домашнего задания является; обязательной частью урока, а формы ее, как показывает опыт учителей, могут быть самыми разнообразными:

Выборочный просмотр письменных домашних заданий до начала урока или на уроке.

Устная проверка выполнения домашних заданий.

Химический диктант и письменные контрольные работы.

4.Индивидуальный опрос (устный, по карточкам в т.д.).

Большое учебное и воспитательное значение имеет прикрепление к слабоуспевающим учеников-консультантов.

При составлении дифференцированных заданий надо исходить из того, что в каждом классе имеется немало учеников, проявляющих интерес к химии. Им полезно давать усложненные задания, рекомендовать решать задачи различными способами и находить более рациональный. В домашнее задание включаем задачи, побуждающие учащихся обратиться к дополнительной литературе, работе со справочниками, пособиями. Этим школьникам мы поручаем подготовку обзорных сообщений о новостях науки и техники, изготовление наглядных пособий, сводных таблиц, составление задач по бытовой химии и т.д. При анализе ответов наиболее подготовленных учеников, обязательно отмечаем допущенные в ответах недостатки.

В каждом классе выбираю 7-8 консультантов из числа наиболее подготовленных по химии учащихся. Эти ученики должны не только хорошо знать материал, но и суметь разъяснить его товарищам, которым такая помощь необходима. Учащиеся-консультанты проверяют правильность выполнения домашних заданий, проводят небольшие проверочные самостоятельные работы и т.д. Проведенные занятия консультант фиксирует в тетради (см. табл.).

При выполнении домашнего эксперимента учащиеся формируют и далее закрепляют организационные, технические и интеллектуальные умения.

Основное преимущество ДЭ перед другими видами экспериментальной работы в классе состоит в том, что при его выполнении учащиеся не ограничены жесткими временными рамками и могут работать и оформлять результаты своих работ не спеша.

Роль учителя при организации ДЭ заключается в том, что он готовит инструкции (письменные и устные) и проверяет выполнение домашних опытов. Как правило, это проверка письменных отчетов; «вещественных доказательств» , полученных при выполнении эксперимента; схематических рисунков «новых» приборов и т.п.

Предложенные ДЭ не требуют специального оборудования и реактивов (они имеются в домашней обстановке практически каждого ученика или их можно приобрести в аптеке или магазине).

Все опыты можно условно разделить на 2 группы.

1 группа(их большая часть) имеет тесню связь с изучаемым на уроках материалом. 2-ю группу составляют опыты, имеющие прикладное значение. Выполнять ДЭ учащимся рекомендуется индивидуально или в парах сменного состава.

Всего предлагается за курс химии основной школы (базовый уровень) провести 21 домашний эксперимент (11 и 10 опытом в 8 и 9 классах соответственно). В общей сложности ДЭ в 8-9 классах составляет менее 12% от всех остальных видов домашних заданий по химии (см.табл.).

Использование системы ДЭ в курсе химии, несомненно, будет способствовать формированию экспериментальных умений, самостоятельности обучающихся, развитию творческого химического мышления ребят.

«Перегонка воды». Дистиллированную воду (очищенную от примесей) можно получить в домашних условиях. Для этого необходимо в эмалированный чайник налить холодной водопроводной воды (1/3 объема) и поставить на газовую или электрическую плиту так, чтобы носик чайника выступал за край плиты. Далее довести воду до кипения, надеть на носик чайника стеклянную банку- холодильник , под которую приспособить блюдце (или тарелку) для сбора конденсата. Полученную воду охладить и перелить в небольшую чистую посуду. Образец полученной дистиллированной воды сдать учителю вместе с описанием работы.

На первых уроках в 8 классе предлагаю учащимся домашнее задание творческого характера. Например, «Изобразите в виде рисунка правила работы с кислотами (щелочами) и подготовьте вопросы к рисунку» или « Изобразите в виде рисунка правила работы со спиртовкой и подготовьте вопросы к рисунку». С использованием рисунков проходит зачет в 8 классе по правилам безопасности. Считаю, что рисунки развивают зрительную память мышление, позволяют связать обучение с реальной жизнью. При этом учащиеся не только проверяют свои знания, но и учатся говорить, общаться, дополнять ответы одноклассников, свободно обсуждать заданную тему. При изучении темы «Физические и химические явления» учащиеся кроме изучения параграфа №2 и выполнения упражнений могут сочинять стихи, сказки, подобрать рисунки-комиксы на тему «Химия на моей кухне».

При изучении темы «Химические знаки» учащиеся составляют кроссворды типа «Угадай-ка».

Можно привести еще ряд тем, по которым учащиеся готовят сообщения, ставшие традиционными. Например, «С каких времен существует химическое производство? В каких странах оно было развито?», «Заслуги Демокрита и Аристотеля в области химии», «Алхимия и ее цели. Почему алхимия не получила развития на Руси?».

В 10-11 классе учащиеся, имея навыки предыдущих лет, активно участвуют в уроках-семинарах, предъявляя не просто сообщения, а доклады и исследовательские работы. Например, по теме «Нефть, ее переработка. Применение продуктов нефти» можно отметить доклады «Происхождения нефти», «Месторождение нефти (мировые и Российские), «Состав нефти», «Экологические последствия нефтяного загрязнения», а также плакаты, отражающие не только экологические проблемы, возникающие при использовании нефти и нефтепродуктов, но и пути решения этих проблем; по теме «Химия и производство»- сообщения «Защита окружающей среды и охрана труда; по теме «Химия и повседневная жизнь человека»- рефераты «Раздражающие вещества парфюмерии и косметики, их токсичность », «Химия и охрана окружающей среды: охрана воздуха, воды, почвы», «Самое удивительное вещество на Земле».








Яндекс.Метрика lists
lists