семинар для педагогов СКШИ — снятие эмоц напряженности у школьников




КГС(К)ОУ «Общеобразовательная школа-интернат 8 вида №9»

Поиск форм и методов работы с детьми

по снятию эмоциональной напряженности

в школе-интернате

Психологический семинар педагогов

Педагог-психолог О.А.Панченко

р.переяславка

2011

Цель:

оказать помощь педагогам в работе с воспитанниками с высокой эмоциональной напряженностью.

Задачи:

— дать понятие психоэмоционального напряжения;

— проанализировать совместно с педагогами причины и последствия проявления эмоциональной напряженности у воспитанников СКШИ;

— познакомить с элементами психодиагностики эмоциональной напряженности, которые воспитатель мог бы использовать в своей деятельности;

— развивать у педагогов комплексный личностно-ориентированный подход к коррекционно-развивающей работе с воспитанниками с ограниченными возможностями;

— побудить их к наращиванию здоровьесберегающего коррекционно-образовательного пространства;

— показать способы довольно быстрой эмоциональной разрядки, применимые в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью.

Часть 1. Понятие эмоционального напряжения.

Эмоциональное напряжение (О.Н.Полякова, А.С.Батуев)

— реакция организма на изменение условий внешней или внутренней среды.

— отражает восприятие субъектом его личной значимости и оценку внешних и

внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний.

— говорит об уровне предстрессового и стрессового состояния.

— (А.Л.Венгер) реакция не только на события совершившиеся, но и на

вероятные и вспоминаемые.

Симптоматика проявлений эмоциональной напряженности у детей СКШИ.

В форме диалога: Грызут ручки, раздражены, беспокойны, расторможены, вялые, огрызаются, раскачиваются….

Состояние тревожности как эмоциональной реакции на стрессовую ситуацию может быть различным по интенсивности и является достаточно динамичным и изменчивым по времени. Различают ситуативную (на данный момент времени) и личностную тревожность (постоянную величину). Люди с повышенной личностной тревожностью более стрессогенны. Для быстрого достижения состояния высокого эмоционального напряжения им требуется более низкая интенсивность стрессора.

В форме диалога: Высокий уровень эмоциональной напряженности сказывается на:

— работоспособности, продуктивности деятельности (учебы, игры, общения)

— общении (конфликтность, замыкание в себе)

— поведении (агрессия или чрезмерное погружение в себя)

выливается в:

— психосоматические проявления

— сексуальные расстройства

— учащение проявлений нервно-душевных расстройств

Часть 2. Причины эмоционального напряжения:

Что может приводить в состояние психоэмоционального напряжения?

4 основные причины:

— конфликтная ситуация

— несоответствие целей и мотивов

— эмоциональный дискомфорт

— физический дискомфорт

Работа в мини-группах: назовите, на ваш взгляд, более подробные причины проявления эмоциональной напряженности у воспитанников СКШИ

Внешние (ситуативные, реактивные) и внутренние (личностные) факторы-причины, способствующие накоплению эмоциональной напряженности:

ситуативные

негативный стиль поведения педагога, окружающих (использование приказов, угроз, «Ты-сообщений», игнорирование потребностей ребенка, оскорбления)

давление окружающих, противоречивость требований

затянувшийся конфликт

ситуация неуспеха

новые требования, смена коллектива, учителя

физический дискомфорт в силу заболевания, особенностей ЦНС

скученность, повышенный шум, спертость воздуха

повышенная тревожность, агрессивность окружающих и отсутствие контроля со стороны старших

семейное неблагополучие (развод или повторный брак родителей, отрыв от семьи, смерть или болезнь любимого человека и т.п.)

наказания ребенка

изоляция

личностные

несоответствие личных потребностей и возможностью их удовлетворить

нереализуемая актуальная потребность, потребность в самовыражении

высокая личностная тревожность, когда ситуация воспринимается как угрожающая престижу, самооценке, самоуважению индивида

эмоциональный дискомфорт, связанный с неумением выйти из какой-либо ситуации

неуверенность в себе, в будущем, беспокойство, озабоченность, «нервозность»

недовольство кем-то или всем миром за действительные или мнимые страдания, накопление чувства гнева, обиды

недовольство собой, раздражительность, боязнь поступить нехорошо или неправильно, накопление аутоагрессии, чувства вины, что он является плохим человеком

ожидание наказания

установки типа «Нельзя грустить…» и т.п.

неумение перейти из одного эмоционального состояния в другое

Часть 3. Практическая

Работа по группам: элементы психодиагностики («Человек», «Несуществующее животное», «Кактус» либо «Ежик», «Дерево», графология – 3-4 предложения)

Уровень тревожности, эмоциональной напряженности, стрессоустойчивости хорошо диагностируется проективными методиками: ТЦО Люшера и рисуночными тестами, по почерку.

Виды эмоциональной напряженности.



Разделяют личностную (в том числе информационную и профессиональную, учебную) и социальную эмоциональную напряженность.

Косвенные показатели эмоциональной напряженности.

О выраженном психоэмоциональном напряжении клиента косвенно свидетельствует высокий показатель тревожности. Этот показатель чутко реагирует на изменения психоэмоционального состояния клиента в процессе коррекции и является одним из наиболее удобных для оценки эффективности проведенной психологической работы.

О чрезмерном психоэмоциональном напряжении свидетельствуют так называемые мышечные зажимы.

Учитывая прежде всего личностные факторы-причины, мы выстраиваем индивидуальную коррекционно-разивающую программу на воспитанника с высокой эмоциональной напряженностью. Но без устранения активных внешних стрессоров устойчивого результата не достичь.

Часть 4. Что влияет на развертывание реакции эмоциональной напряженности, на поведение в стресс-ситуации?

Личностные факторы, имеющие большое значение в стресс-ситуации:

индивидуальные психофизиологические особенности

соответствие темперамента роду деятельности

личный жизненный опыт

уровень социальной адаптации

характеристики мотиваций индивида

интеллектуальная оценка (анализ) ситуации

субъективное отношение человека к стрессовой ситуации

Предрасположенность к психоэмоциональному напряжению:

Уровень невротизации, постулировал И.П.Павлов, зависит от силы, подвижности и уравновешенности нервных процессов возбуждения и торможения. Нервные срывы легче происходят у слабого и сильного неуравновешенного типов ВНД.

Слабая дифференцированность эмоциональной сферы у детей с умственной недостаточностью, неспособность к распознаванию и описанию своих эмоций и эмоций других людей, неумение выражать словами свои внутренние переживания, различать чувства и телесные ощущения. Возможно, существование запретов на проявление каких-либо чувств.

Преобладание наглядно-действенного мышления, слабая его символизация и образность, ригидность и конкретность. Недостаточная рефлексивность своих потребностей и мотивов.

Само возникновение и переживание эмоционального напряжения, стресса зависит прежде всего от субъективных факторов, которые обуславливает и асоциальная среда, откуда пришли к нам дети, и скудность познавательной среды в стенах дома, интерната.

Часть 5. Итог.

С одной стороны организм в состоянии повышенной напряженности испытывает подъем физической и умственной работоспособности, повышается его общая сопротивляемость, устойчивость к требованиям среды. С другой стороны эмоциональная напряженность, чрезмерно затянувшаяся по времени при регулярном воздействии определенного фактора, накапливается, ведет к истощению и, если ей вовремя не дать выхода, может либо привести к сильной и бурной эмоциональной разрядке, аффекту, либо затянувшемуся стрессовому состоянию, неврозу, депрессии.

Часть 6. Практическая.

Подходы к профилактике и терапии чрезмерного психоэмоционального напряжения:

Фармакологический метод

Урегулирование конфликта, нормализация обстановки

Изменение стиля поведения педагога, родителя

Согласование требований к ребенку

Позитивное общение, где-то помощь в переключении внимания, доверительной беседе

Качественный отдых, сон

Личная зона отдыха и досуга

Режим дня и дополнительные ритуалы, упорядочивающие день

Создание уюта, домашней обстановки

Наращивание познавательной среды в интернате

Адекватная физическая нагрузка

Контрастный душ, баня

Смехотерапия

Хобби (критерии которого положительные эмоции, движение, наличие результата и уверенность в себе)

Массаж, рефлексотерапия, су-джок и релаксационные техники

Психотерапия, в том числе по формированию адекватных защитных реакций

Дыхательные упражнения

Специальные двигательные упражнения, танцедвигательная терапия

Упражнения на развитие эмоциональной-волевой сферы, коммуникативных навыков

Задания на изменение направленности и содержания представлений и мыслей

Ароматерапия (запахи лаванды и шоколада – антистрессорные)

Фитотерапия

Цветотерапия

Способы довольно быстрой эмоциональной разрядки:

Работа с глиной, водой

Рисование (Мандалы)

Индивидуальная игротерапия с фигурками людей-участниками конфликта

Импровизация сказок, историй

Смехотерапия (анекдот к месту)

Прием – увести ребенка из места конфликта, доброжелательно поговорить, индивидуально, без помех, либо дать поплакать, выплеснуть агрессию

Кинезиологические упражнения, су-джок (с осторожностью)

Упражнения «Письмо», «Нарисуй и порви», «Драка подушками» (в отведенное время и в отведенном месте), «Кошка сердится», «Вдох-выдох», «Посчитай до 10», «Быстрое сжимание-разжимание кулаков»

Игровые релаксационные техники (Зачин и конец занятия «Сердечко» со словами «Я люблю тебя», «Я люблю мир»; имитация сокращений сердца под музыку, напоминающую ритм сердцебиения; Упражнения «Цветочек», «Цыпленок»).

Литература:

1. Александровская, Э.М. Психологическое сопровождение школьников / Э.М.Александровская, Н.И. Кокуркина, Н.В.Куренкова. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 208 с.

2. Венгер, А.Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство / А.Л.Венгер. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007. – 159 с.: ил. – (Психология для всех).

3. Малкина-Пых, И.Г. Психосоматика: Справочник практического психолога / И.Г. Малкина-Пых. – М.: Изд-во Эксмо, 2004. – 992 с.

4. Полякова, О.Н. Стресс: причины, последствия, преодоление / О.Н.Полякова; под ред. А.С.Батуева. – СПб.: Речь, 2008. – 144 с.: ил.

5. Сиротюк, А.Л. Коррекция обучения и развития школьников / А.Л.Сиротюк. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 80 с.: ил.

6. Смирнова, Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей / Т.П.Смирнова. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 160 с. – (Психологический практикум).

7. Хухлаева, О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников / О.В.Хухлаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 176 с.








Яндекс.Метрика lists
lists