самоанализ_62165




Управление образования

г. Красного Сулина и Красносулинского района, Ростовской области

Самоанализ

профессиональной деятельности

учителя математики

Розиковой Ольги Васильевны

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

открытой (сменной) общеобразовательной школы

г. Красный Сулин

2012 г

Введение

Розикова Ольга Васильевна

год рождения — 1973,

педагогический стаж — 21 год,

год окончания вуза — 1999,

вуз — РГПУ,

факультет — физико-математический,

специальность – учитель математики и информатики средней полной

школы,

категория — первая приказ по УО Красносулинского района № 53

от 21.05. 2007 года

    

Основная часть

Цель обучения ребенка состоит в том,

чтобы сделать его способным

развиваться дальше без помощи

учителя.

К. Хаббард

На современном этапе развития общества МБОУ открытая (сменная) общеобразовательная школа, в которой я работаю, выполняет важную функцию социальной реабилитации и социальной защиты молодёжи, «не вписывающейся» в массовую общеобразовательную школу. Следовательно, и подход к обучению и общению с учениками и их родителями, которые часто вообще не занимаются воспитанием своих детей, либо сами нуждаются в социальной защите, нужно строить иначе, чем в дневной школе. Наша школа является демократическим типом образовательного учреждения, которое принимает в «свои стены» учащихся, отчисленных из дневных школ, и тех, которые не получили среднее образование в «своё время». Поэтому коллектив учителей школы выдвинул следующую концепцию развития школы: «Наша школа — это модель адаптивной школы, где есть место каждому ученику, независимо от его индивидуальности, психологических особенностей и способностей, стартовых способностей и склонностей. Это школа быстрого и гибкого реагирования на стремительно изменяющуюся социально – педагогическую ситуацию,

       

Педагогический продукт при организации учебно-воспитательной деятельности школы – это не только и не столько знания, умения и навыки, сколько способы познавательной деятельности, которые воздействуют на интеллектуальное развитие личности.

         Поэтому я считаю, что показатель образовательного уровня ученика в данной школе можно сравнивать исключительно с собственными достижениями этого ученика и личной динамикой роста. Контингент нашей школы существенно различается по возрасту, социальным позициям, учебной мотивации.  Сложность работы состоит еще в том, что ежегодно проводится новый набор учащихся во все классы, обновляется контингент обучающихся на 75-80%.

           Имея семилетний опыт работы в открытой сменной школе, выявила одно из основных противоречий школы – между недостаточным уровнем первичных знаний учащихся и необходимостью обеспечения прочными знаниями с первых дней учебных занятий. Поэтому при составлении рабочей программы предусматриваю вводно – корректирующий курс, цель которого – подготовить учащихся к усвоению нового систематизированного содержания предмета. Стремлюсь использовать вводное повторение для выявления опорных знаний, как обучающее, помогающее учащимся восстановить минимум знаний, подготовить необходимую базу для обучения предмету. Существует   так же проблема выравнивания знаний  обучающихся (психологическое состояние учащихся в период адаптации,  забывчивость, порой — нежелание запоминать учебный материал, закомплексованность, несформированность общеучебных умений, неуверенность, индивидуальные особенности темперамента, отсутствие системы знаний…). Эту проблему стараюсь решать на всех этапах обучения – на уроках, индивидуальных консультациях. Важным условием для реализации учебных программ является их связь с жизненным и производственным опытом; как показывает практика, учащиеся нашей школы лучше всего усваивают практико-ориентированные  знания.   В своей работе учитываю индивидуально-личностные возможности учащихся (разнотемповое обучение, индивидуальная образовательная траектория, дифференцированный подход…). Обучение на уроке стараюсь организовать в атмосфере доброжелательности и целеустремленности. Материалы к уроку подбираю так, чтобы создать ситуацию успеха по пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению. На уроках использую работу в группах, индивидуальную работу, учитывая образовательные потребности каждого ученика.

    Целью своей работы считаю не только дать ученику определенную сумму знаний, но и научить учиться, развивать интерес к учению. Считаю необходимым организовать учебный процесс так, чтобы он обеспечивал благоприятные условия для достижения всеми школьниками базового уровня подготовки, соответствующего Государственному Стандарту математического образования, а так же усвоение учащимися, проявляющими интерес к предмету учебного курса на более высоком уровне.

В педагогической деятельности ставлю следующие задачи:

дать учащимся качественное образование по предмету;

раскрыть способности, интеллектуальный, творческий и нравственный потенциал каждого учащегося;

привить навыки самостоятельной работы с ориентацией на дальнейшее обучение в различных учебных заведениях;

подготовить учащихся к осознанному выбору профессии;

совершенствовать формы организации учебной деятельности;

использовать новых педагогических технологий, эффективные методики обучения, ПК;

развивать и укреплять интерес к математике через внеклассные мероприятия.

Все это позволяет мне развивать личность ученика в соответствии с его способностями, интересами и возможностями, а учащимся достигать определенных успехов на итоговой аттестации и реализации своих планов по получению дальнейшего образования.

Основной проблемой, над которой я работаю, – «Развитие познавательной деятельности учащихся с использованием ИКТ на уроках математики»

Ключевой проблемой повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация познавательной деятельности учащихся. Каким же образом активизировать учащихся на уроке? Обучение не должно сводиться к механической «передаче” знаний, так как обучение является двусторонним процессом, в котором тесно взаимодействуют педагог и ученик: преподавание и учение. 

  Я в своей практике использую различные приёмы активизации познавательной деятельности. 

 На уроках я создаю ситуации, в которых учащиеся сами: 

• Отстаивают своё мнение;

• Принимают участие в дискуссиях и обсуждениях;

• Задают вопросы друг другу и учителю;

• Анализируют ответы друг друга;

• Оценивают ответы (самопроверка, взаимопроверка);

• Консультируют по отдельным вопросам своих одноклассников;

• Самостоятельно выбирают разноуровневые задания;

• Находят несколько вариантов решения проблемы.



На средней ступени обучения стараюсь включить в урок игры, старинные задачи. Часто задаю домашнее задание, содержащее творческую самостоятельную деятельность: составление кроссвордов, написание сообщений, составление тематических заданий, а в старших классах—составление тестовых заданий. В целях эффективного использования рабочего времени на уроках использую различные формы организации учебного процесса: уроки, лекции, практикумы, консультации, дополнительные занятия, конкурсы. На уроках стараюсь сочетать групповую форму работы с индивидуальной и самостоятельной, подбираю и составляю развивающие, логические, проблемные, интеллектуальные задания, которые носят обучающий, занимательный и развивающий характер, воспитывают у учащихся веру в свои силы.

В своей работе я использую различные технологии активизации познавательной деятельности, например:

проблемного обучения (с более подготовленными учащимися). На уроках создаю проблемные ситуации, которые направляют деятельность учеников на максимальное овладение изучаемым материалом и повышают мотивацию.

алгоритмизированного обучения. Составляю презентации по темам уроков, алгоритмы решения уравнений, неравенств, нахождения производных и т.д. Предлагаю ребятам самостоятельно составить алгоритм решения проблемы.

эвристического обучения, основной целью которого является поиск и сопровождение способов и правил, по которым ученики приходят к открытию определённых законов. (Задаю сложные вопросы, а потом с помощью наводящих вопросов получаем ответ).

исследовательского обучения. Эта технология рассматривает правила правдоподобных истинных результатов, последующую их проверку, отыскание границ их применения. Ребята выдвигают гипотезу и на основе проведенных наблюдений, анализа, решения познавательных задач, формируют вывод.

Активными методами обучения я считаю те, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников. Это:

Метод дискуссий – добиваюсь, чтобы учащиеся могли свободно, не боясь высказывать своё мнение и внимательно слушать мнение других.

Метод самостоятельной работы – даю задание, например, самостоятельно составить план доказательства теоремы или план изложения нового материала. Очень любят мои ученики различные дополнительные сообщения, так как в кабинете есть свободный доступ в интернет. Ребята учатся анализировать, выделять главное, развивать устную речь, пользоваться различными источниками информации.

Метод самостоятельной работы с дидактическим материалом. Это и карточки для закрепления и карточки с целью контроля, практические задания, тестовые задания и др.

Метод проблемного изложения. При создании на уроках проблемных ситуаций, ребята выдвигают свои гипотезы решения данной проблемы. Этот метод способствует формированию приёмов умственной деятельности, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей.

   В своей педагогической практике наряду с традиционными методами,  я использую информационные технологии обучения,  чтобы вдохновлять учеников на удовлетворение их познавательного интереса.

  Процесс организации обучения школьников с использованием ИКТ позволяет:

сделать этот процесс интересным, с одной стороны, за счет новизны и необычности такой формы работы для учащихся, а с другой, сделать его увлекательным и ярким, разнообразным по форме за счет использования ИКТ;

эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся;

индивидуализировать процесс обучения за счет наличия разноуровневых заданий, что  вызывает у учащихся положительные эмоции и формирует положительные учебные мотивы;

самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки у себя, корректировать свою деятельность, в результате чего совершенствуются навыки самоконтроля; 

осуществлять самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность  (проекты, разработка презентаций, даже несколько слайдов к конкретному уроку), развивая тем самым у школьников творческую активность.  

  

Итак, использование информационных технологий повышает мотивацию обучения, в частности, обучения математике.     

   Активизация деятельности учащихся на уроке — одно из основных направления совершенствования учебно — воспитательного процесса в школе. Сознательное и прочное усвоение знаний учащихся проходит в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому работу следует организовывать на каждом уроке так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика. 

Анализ результатов деятельности:

На данном этапе моей работы показателями являются.

1. Анализ успеваемости по классам.

2008-2009 учебный год

2009-2010 учебный год

2010-2011 учебный год

2. Государственная итоговая аттестация.

Годы выпуска

Количество выпускников

Результаты итоговой аттестации

аттестовано

%

«4 и 5»

%

2009 – 11 кл.

48

44

91,6

11

23

2010 – 11 кл

52

49

94

6

11,5

2011 – 11 кл.

41

40

97,5

13

31,7

всего

141

133

94,4

30

22

3. Поступление в учебные заведения.

Название ВУЗов и СУЗов

2009

2010

2011

ВУЗы

1

1

2

Новочеркасская государственная мелиорационная академия (аудит и бухучет на предприятии)

3

1

1

НПИ Красносулинский филиал

7

8

7

Ростовский филиал таможенной академии

3

3

Южный Федеральный Университет

1

1

3

ЮРГУ

2

Петербургский институт низкотемпературных технологий

1

1

ЮРГИ, проектирование и строительство автодорог

1

ДГТУ, технология машиностроения

1

1

Всего

12

13

18

СУЗы

Шахтинский горный колледж

4

2

Красносулинский металлургический колледж

17

23

16

Шахтинский медицинский колледж

2

2

СПТУ г.Шахты

4

3

2

ПУ № 62 г. Красный Сулин

10

6

7

Морское училище им. Седова г. Ростов на Дону

1

Уровень профессионального роста

Профессиональное мастерство повышаю посредством занятий на курсах повышения квалификации, проблемных семинарах, районных школьных МО, посещаю уроки своих коллег, изучаю различные педагогические технологии, покупаю методическую литературу, выписываю журнал «Математика в школе» и газету «Математика 1 сентября». Обобщенный в этих источниках опыт применяю в своей работе. Изучаю материал в сети творческих учителей. Распространяю свой собственный опыт: статья «Социальная адаптация личности обучающегося открытой (сменной) школы (методический журнал «Практические советы учителю»

№ 4 г. Ростов на дону изд. РО ИПК и ПРО).

Заключение:

В профессиональной деятельности учителя наряду с положительными моментами существует ряд трудностей:

специфический подбор учащихся в классах школы;

отсутствие в учебниках дифференциации обучения;

частые пропуски уроков учащимися без уважительной причины и в силу материального положения;

отсутствие контроля со стороны родителей;

Все эти проблемы обязуют учителя совершенствовать свою деятельность, добиваться высокого качества знаний учащихся.

Автор самоанализа: __________Розикова О.В.

Директор школы: _____________Шаповалова Н.Н.

Зам. директора по УМР ______________Щ.Ф.Новодранова

«______»_________2012г.








Яндекс.Метрика lists
lists