самоанализ педагогической деятельности учителя математики I квалификационной категории




Муниципальное казенное образовательное учреждение Северного района

Новосибирской области Верх-Красноярская средняя общеобразовательная школа

Самоанализ

педагогической деятельности

учителя математики

I квалификационной категории

Маркович Елены Викторовны

2012г.

Еще сидя за партой в школе, я пыталась представить себя в роли учителя. Моя мечта сбылась. В 1990 году я поступила в Куйбышевское педагогическое училище. Закончила это учебное заведение, получила специальность: учитель начальных классов с правом преподавания математики. И в 1992г. началась моя педагогическая деятельность, я стала работать учителем математики. В 1997г. получила высшее педагогическое образование, в 2009г. второе высшее образование по специальности «Математика с дополнительной специальностью Информатика». Стаж работы 20 лет. Имею первую квалификационную категорию.

Используемая мною рабочая программа по математике разработана на основе программы Бурмистрова Т.А., М.: Просвещение, 2009 г., рекомендованная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования МО РФ. Именно эта программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Выполнение программы обеспечивается комплектом учебников:   в 5-6 классах использую учебно-методический комплект Н.Я. Виленкина, В.И. Жохова, А.С. Чеснокова, С.И. Шварцбурда , в 7 —  9 классах, Ю.Н, Макарычева, Н.Г. Миндюка, К.И. Нешковой, С.Б. Суворовой под редакцией С.А. Теляковского.  В 10-11 классах  — учебно-методический комплект  А.Н. Колмогорова, А.М. Абрамова, Ю.П. Дудницына для 10-11 классов общеобразовательных учреждений.

Рабочие программы составляю  в соответствии   с рекомендациями Министерства образования РФ, базисного учебного плана и примерными учебными программами для общеобразовательных учреждений.

Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации с учетом дополнительных  часов  за счёт школьного компонента я рассматриваю собственный подход в части структурирования учебного материала.

Я считаю, что основными функциями школьного образования становятся социальная направленность обучения и воспитания, выявление и развитие личностного потенциала школьников, обеспечивающих максимально безболезненную адаптацию выпускников школы в социуме и наиболее полную реализацию своих способностей. Я строю изучение математики на базовом уровне и направляю на достижение следующей цели:

эффективное построение учебного процесса на любой ступени обучения, учитывающее разноуровневую подготовку учащихся, привлечение их к исследовательской работе, подготовку к поступлению и учебе в вузах и других учебных заведениях.

Даю ученику определенную сумму знаний, учу его  учиться, развивать интерес к учению  с учетом тенденций развития  мирового сообщества XXI века.

Для достижения поставленной цели учебный процесс строю на принципах личностно-ориентированного обучения (деятельности, самореализации, индивидуальности, субъектности, вариативности, психологической комфортности, творчества и успеха) и решаю следующие задачи:

дать обучающимся качественное образование по математике;

раскрыть способности, интеллектуальный, творческий и нравственный потенциал каждого обучающегося, прививая навыки самостоятельной работы с ориентацией на дальнейшее обучение в различных учебных заведениях;

совершенствовать формы организации учебной деятельности, развивать и укреплять интерес к математике;

использовать новые педагогические технологии, эффективные

методики обучения.

Один из трех компонентов Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС ОО) второго поколения – это требование к условиям и ресурсному обеспечению для реализации программы общего образования. Данный компонент имеет приоритетное значение и призван быть инструментальным сопровождением образовательного процесса. Посредством него создается (формируется) и воспроизводится предметная, информационно-методическая, человеческая (кадровая) развивающая образовательная среда, функционирующая на основе деятельностного подхода.

Моя деятельность направлена на управление активной и сознательной деятельностью обучающихся по усвоению учебного материала. Но сам учебный процесс невозможен без активной деятельности учеников как субъектов учения.

Большую роль в активизации познавательной деятельности  играет интерес учащегося к тому, что он делает. А одним из инструментов для развития мышления, ведущего к формированию творческой активности учащегося, является проектная и исследовательская работа.

И поэтому вот уже третий год я работаю над темой самообразования «Активизация познавательной деятельности школьников через проектную и исследовательскую деятельность по математике с применением информационно — компьютерных технологий».

Используемые мною компьютерные технологии отличаются направленностью на личность школьника. В их основе отсутствует принуждение, оно заменяется уважением к самостоятельности учащегося. Использование информационных технологий позволяет достичь свободы творчества участников педагогического процесса: ученика и учителя.

ИКТ технологии дают мне возможность сделать урок не просто интересным и красочным, но и содержательным, не только на каком-то отдельном этапе, а на протяжении всего учебного процесса.

Я считаю, что применение ИКТ технологий:

— усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся;

— позволяет проводить уроки на высоком методическом, эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает возможность привлечения большого количества дидактического материала;

— повышает объем выполняемой работы на уроке; обеспечивается высокая степень дифференциации обучения;

— расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки исследовательской деятельности;

— доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, и многое другое.

Все вышеперечисленное способствует повышению качества образования.

В основном обучение учителя и учащихся проходит во время урока. Я считаю, что мой урок математики – это урок с гибкой структурой, позволяющий мне реагировать на ситуации, возникающие на предыдущих уроках, и даже менять в допустимых пределах план отдельного урока в соответствии с обстоятельствами. Определив границы имеющихся уже знаний у учащихся, я намечаю этапы последующего изучения темы, пути продвижения к цели. Затем в результате совместной деятельности моей и детей осуществляем изучения материала. При этом применяю различные формы и методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Например, часто провожу уроки в форме конференций, защиты проектов, презентаций. В своей работе я использую совместную деятельность детей в парах, группах, индивидуальные занятия с обучающимися.

Мне приходилось наблюдать: как только обучение основывается на индивидуальном подходе, то даже молчаливые и нерешительные дети проявляют такие качества, которые раньше не замечались.

Разрабатывая ряд уроков, где класс делится на группы, учитываю дружеские отношения детей, особенности их физического, психического и умственного развития.

Таким образом, изучая психологические особенности школьников, я строю учебный процесс так, чтобы каждый ученик мог реализовать свой индивидуальный потенциал. Прежде всего, нацеливаю ребят на выбор того уровня обучения, на который каждый из них способен. Для того, чтобы школьники более целеустремленно изучали материал, перед изучением сообщаю, что на какую оценку нужно знать, уметь, применять, какие требования к учащимся буду предъявлять при контроле по каждому уровню усвоения. Это снимает лишнюю напряженность, нервозность, придает уверенность в достижении запланированного результата, обеспечивает комфортную обстановку на уроке. Этому также способствуют опорные конспекты и многокомпонентные задания, которые используются на протяжении всего процесса изучения той или иной темы, выполняя обучающую, развивающую, закрепляющую и контролирующую функции.

Систематически задаю творческие домашние задания  сроком до одной недели с элементами практических исследований, наблюдений. Это  формирует информационную культуру у обучающихся  и способствует развитию навыков качественного выполнения творческих работ.



В моей педагогической деятельности прослеживается главная задача учителя – управление учебно-познавательной деятельностью учащихся, которая выражается схемой: организация – контроль – коррекция – достижение запланированного результата.

На уроках использую различные виды контроля: текущий, тематический, итоговый. Текущий контроль осуществляю на уроке в виде срезовых работ, тестов, использую игры, что вызывает особый интерес у учащихся. Большую помощь оказывают мне ученики- консультанты. Тематический контроль осуществляю по окончании изучения темы, который включает в себя выполнение практических работ, контрольных работ разноуровневого характера.

Большое внимание я уделяю формированию культуры речи, пониманию математических обозначений, терминов, понятий, стараюсь развивать все качества коммуникативной математической речи. На уроках использую теоретические математические диктанты, предлагаю для решения задачи с обязательным письменным объяснением, использую алгоритмы к заданиям.

На своих уроках использую здоровьесберегающие технологии, провожу физкультминутки, беседы по ЗОЖ.

    Мой учебный кабинет  оснащен  учебными таблицами, разнообразными наглядными пособиями, подобран разнообразный дополнительный материал по внеклассной работы по математике: «История математики», «Числа управляют миром», «Из истории геометрии» и т.д.; дидактический и  методический материал для проведения школьных олимпиад  и подготовке к выпускной аттестации (ЕГЭ и ГИА). Оформлен стенд НОТ школьника.

По каждому классу к учебникам имею методическую литературу, дидактические материалы, тесты, творческие задания. Сама составляю тесты, задания для текущего и итогового контроля, раздаточный материал по уровням.

Выписываю журнал « Математика в школе», газету «Математика» (приложение Первое сентября).

Стараюсь прививать ученикам интерес к исследованию, вооружая их методами исследовательской деятельности.

Под моим руководством учащимися были разработаны проекты и презентации:

« Компьютер в жизни учеников», «Магия чисел в математике», «Математика в жизни человека»(Приложение №1),«Статистические характеристики». Данные работы можно посмотреть на личном сайте: http://elena0312.jimdo.com/

Мои обучающиеся участвуют в конкурсах исследовательских работ. В 2009-2010уч.г Шарова Антонида , обучающаяся 11 класса награждена дипломом участника районного конкурса исследовательских работ (тема исследовательской работы «Магия чисел в математике»), в 2010-2011уч.году Маркович Влад, обучающийся 6 класса, занял 1 место в районном конкурсе исследовательских работ по математике среди обучающихся общеобразовательных учреждений Северного района Новосибирской области (тема исследовательской работы «Математика в моей жизни ») (Приложение 2). http://elena0312.jimdo.com/

В 2010-2011гг. исследовательская работа «Математика в моей жизни» обучающегося 6 класса Марковича Влада участвовала во Всероссийском фестивале исследовательских и творческий работ учащихся «Портфолио»

( работа оформлена на сайте portfolio@ l.september.ru).(Приложение3) Оформила работу на сайте «portfolioteka.ru». Принимала участие в оформлении «Электронное портфолио учителя».

Мои обучающиеся ежегодно принимают участие в олимпиаде по математике (школьный и районный уровень). Школьный тур: 2008-2009уч.г. – 4 призера; 2009-2010уч.г -3 победителя; 2010-2011уч.г — 2победителя. Районный тур – участие.

На протяжении нескольких я являюсь организатором школьного Международного конкурса по математике «Кенгуру- математика для всех»(Приложение 4). В 2010г. Старникова Алена заняла 3 место в районе(Приложение5).

Для учителей-коллег даны открытые уроки (в 2011г.«Касательная к графику функции» в 10 классе, в 2012г. по теме «Статистические характеристики» в 7 классе. )

В 2010-2011 уч.гг.. проводила неделю информатики, в которой участвовало более 40% обучающихся.

Участвовала в составлении проекта «Дети ветеранов об отцах», «У войны не женское лицо» ,http://elena0312.jimdo.com/

в районном конкурсе исследовательских медиапроектов среди обучающихся муниципальных образовательных учреждений Северного района «Горжусь своей землей».(Приложение6)

В 2011г. награждена почетной грамотой Главы Северного района Новосибирской области за особые заслуги в профессиональной деятельности, творческое отношение к обучению и воспитанию подрастающего поколения по итогам 2010-2011уч.г.(приложение7).

Активно участвую в работе творческой группы «Исследовательская деятельность. Выступала с докладами «Диагностика успешности учителя»(2011г.), «Педагогическая креативность как ведущий компонент структуры педагогической одаренности»(2012г.).

 Разрабатывала программу  и вела элективные курсы в 9 класса по теме «Методы решения задач»,в 11 классе по теме «За страницами учебника математики».

Два года подряд я являлась председателем подкомиссий ПК ТЭК в государственной (итоговой) аттестации выпускников общеобразовательных учреждений IX классов в новой форме. Принимала участие в семинаре «Подготовка председателей подкомиссий ПК ТЭК к проведению государственной ( итоговой) аттестации выпускников IX классов в новой форме по математике».(Приложение 8)

Когда учитель перестаёт учиться, в нём умирает учитель. Пользуясь этим, неотъемлемым  для себя принципом, регулярно прохожу курсы  повышения квалификации: с 20 октября по 1 ноября 2008г. по теме «Обучение математике в условиях развития системы общего образования» (108ч.),с 22 июня по29 июня 2009г. по теме « Мониторинг здоровья участников образовательного процесса»(72.) (Приложение 9-10), 5 марта 2009г.по теме «развитие деятельности школ, содействующих здоровью, в современных условиях», в 2012г. в семинаре проектирования основной образовательной программы образовательного учреждения по теме «Общие принципы и подходы Федерального государственного образовательного стандарта».

С 2009 по 2011гг. возглавляла школьный совет по здоровьесбережению.

С 2010г. являюсь председателем Совета школы.

«Успехи учащихся – лучшее мерило  для достоинств  учителя».

Выражаясь  языком математики, можно сказать и так: рост интереса к предмету и качество знаний – прямопропорциональные величины,  то есть: чем выше интерес, тем выше качество. Об этом говорят не только результаты анкетирования учащихся, но позитивная динамика учебных достижений обучающихся, результаты сдачи  ЕГЭ:

Результаты ЕГЭ в 2009- 2010уч.гг.( Диаграмма №1)

Фамилия имя

Результат(в баллах)

Друзилевич Вадим

73

Картовенко Василий

63

Результаты за последние три года:

2008-2009 уч.г.: успеваемост –100%, качество 6кл.- 64%, 10кл – 67%,

(Диаграмма №2).

2009-2010 уч.г.: успеваемость–100%,качество 5кл.-60%, 7кл.- 75%,11 кл. – 60%.

(Диаграмма №3)

2010-2011 уч.г.: успеваемость–100%,качество5кл.–67%,8 кл.-57%.

( Диаграмма №4)

Как положительный результат своей деятельности хочу отметить:

 — стабильную качественную успеваемость по предмету;

—  формирование устойчивой мотивации к изучению предмета у обучающихся различных категорий;

— формирование информационной культуры у разных возрастных категорий.

Основными формами обобщения и распространения своего опыта в межаттестационный период являлись:

1. Открытый урок (школьный уровень)

2. Выступления:

— «Педагогическая креативность как ведущий компонент структуры педагогической одаренности»

3.Создала и опубликовала учебные материалы на своем сайте: http://elena0312.jimdo.com/

Результаты ЕГЭ в 2009- 2010уч.гг.( Диаграмма №1)

Качество успеваемости обучающихся в 2008-2009 уч.г. (Диаграмма №2)

Качество успеваемости обучающихся в 2009-2010 уч.г. (Диаграмма №3)

(Диаграмма №4).

Качество успеваемости обучающихся в 2010-2011 уч.г.








Яндекс.Метрика lists
lists