русское слово




Русское слово

(кружковая работа по русскому языку)

Пояснительная записка

Русский народ создал язык яркий,

как радуга после весеннего ливня,

меткий, как стрелы, певучий и

богатый, задушевный, как песня

над колыбелью…

Л. Н. Толстой

В основных направлениях реформы образовательной и профессиональной школы сказано: «Свободное владение русским языком должно стать нормой для молодежи, оканчивающей средние учебные заведения». Такой уровень владения русским языком может быть достигнут лишь при комплексном использовании различных организационных форм учебной работы по русскому языку — различного типа уроков, факультативных занятий, внеклассной работы, индивидуальных самостоятельных занятий по самообразованию. Основа овладения учащимися русским языком закладывается в начальной школе. Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитания любви к родному языку, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем в начальной школе. Решение этой задачи осуществляется не только на уроке, но и во внеклассной работе. Хорошо организованная и систематическая внеклассная работа дает возможность, с одной стороны, закреплять знания и навыки, полученные учащимися на уроках, с другой — глубже раскрывать богатства русского языка, знакомить учащихся с такими фактами, которые не изучаются на уроках. Урок не может вместить все то, что интересует детей и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для привития речевых умений создает именно внеклассная работа. На всех занятиях учащиеся выходят за рамки учебников, приобретают многие жизненные навыки — учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой. Поэтому тема данной программы является актуальной. Еще одной из причин создания данной программы является возможность проводить специальную работу с детьми, мотивированными на изучение русского языка, с высоким уровнем интеллекта с целью стимулирования развития таких школьников, реализации их интеллектуальных и творческих способностей.

Цель и задачи данной рабочей программы

Целью данной программы является формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями.

Исходя из основной цели, можно выделить частные задачи, которые решаются учителем в процессе деятельности:

1. Расширение и углубление запаса знаний обучащихся и формирование лингвистической компетенции;

2. Совершенствование коммуникативной культуры обучащихся;

3. Выявление и поддержка лингвистически одаренных детей;

4. Развитие и совершенствование мыслительных операций, психологических качеств личности (любознательности, инициативности, трудолюбия, воли) и творческого потенциала;

5. Воспитания любви и уважения к родному языку, интереса к чтению литературы.

КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема занятия

Плановые сроки проведения

Примечание

1

Сказочное царство слов .  

05.10

2

Путешествие в страну Слов .  

12.10

3

Путешествие в страну Слов.

19.10

4

Чудесные превращения слов.

26.10

5

Чудесные превращения слов.

02.11

6

В гостях у слов- родственников.

09.11

7

В гостях у слов- родственников.

16.11

8

Добрые слова.

23.11

9

Добрые слова.

30.11

10

Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова.

07.12

11

Новые слова в русском языке.

14.12

12

Новые слова в русском языке.

21.12

13

Встреча с зарубежными друзьями.

28.11

14

Встреча с зарубежными друзьями.

04.11

15

Синонимы в русском языке.

11.11

16

Синонимы в русском языке

18.11

17

. Слова- антонимы.

25.11

18

Слова- омонимы.

01.02

19

Крылатые слова.

08.02

20

В королевстве ошибок.

15.02

21

В королевстве ошибок.

22.02

22

В стране Сочинителей.

01.03

23

В стране Сочинителей.

15.03

24

Искусство красноречия.

22.03

25

Искусство красноречия

29.03

26

Праздник творчества и игры.

05.04

27

Трудные слова.

12.04

28

Трудные слова.

19.04

29

Анаграммы и  метаграммы.

26.04

30

Анаграммы и  метаграммы.

03.05

31

Шарады и логогрифы

10.05

32

Откуда пришли наши имена.

17.05

33

За нимательное словообразование.

24.05

34

КВН по русскому языку

31.05

Цель и задачи программы

Целью данной программы является формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями.

Исходя из основной цели, можно выделить частные задачи, которые решаются учителем в процессе деятельности:

1. Расширение и углубление запаса знаний учащихся и формирование лингвистической компетенции;

2. Совершенствование коммуникативной культуры учащихся;

3. Выявление и поддержка лингвистически одаренных детей;

4. Развитие и совершенствование мыслительных операций, психологических качеств личности (любознательности, инициативности, трудолюбия, воли) и творческого потенциала;

5. Воспитания любви и уважения к родному языку, интереса к чтению литературы.

Отличительные особенности программы

К специальным особенностям данной программы можно отнести принципы взаимосвязи между классными и внеклассными занятиями, научной углубленности, практической направленности, занимательности и индивидуального подхода к каждому.

В основе создания данной программы лежат общедидактические принципы научности, доступности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой, сознательности и активности, наглядности, преемственности и перспективности. Наряду с ними имеются еще такие принципы, которыми определяются, с одной стороны, содержание, с другой — формы, виды и методы проведения занятий. Основными из них являются следующие:

1. Принцип связи занятий, в рамках данной программы, с уроками русского языка. Сущность его заключается в том, что основой должны являться знания, полученные учащимися на уроках русского языка. Опираясь на эти знания, учитель совершенствует речевые навыки учащихся;

2. Принцип систематичности в подаче языкового материала. Этот принцип действует в тесной связи с предыдущим. Последовательность подачи активизируемого во внеурочное время языкового материала должна совпадать с последовательностью его изучения на уроках. Такая взаимосвязь обеспечивает системность в усвоении материала и обеспечивает выработку речевых умений;

3. Принцип учета индивидуальных особенностей учащихся. Согласно этому принципу содержание работы должно определяться с учетом индивидуальных интересов школьников и способствовать развитию каждого ученика;



4. Принцип занимательности. Занимательность — является одним из основных условий пробуждения и поддержания интереса к внеклассной работе. Занимательность достигается главным образом путем использования материалов занимательной грамматики — игр, шарад, ребусов, загадок, а также путем привлечения средств наглядности — картин, слайдов, презентаций. Однако занимательность в данной программе не сводится к развлекательности. Занимательность — это то, что удовлетворяет интеллектуальные запросы учащихся, развивает у них любознательность. Для учащихся начальных классов занимательно то, что имеет практическое значение, т.е приводит к практическому овладению русским языком;

5. Принцип разнообразия форм и видов работы. Интерес учащихся поддерживается не только содержанием проводимых занятий, но и их разнообразием, необычностью их форм и видов, отличных от уроков, а также необычностью формулировки тем занятий, формы преподнесения языкового материала.

Следует также подчеркнуть то обстоятельство, что данная программа предполагает, что в ходе изучения лингвистического материала и на его базе одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности: восприятие, внимание, формы мышления — наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.

Данная программа соответствует образовательным стандартам начального общего образования и соответствует базисному учебному плану общеобразовательных учреждений России.

Программа «Русское слово» реализует основные положения концепции лингвистического образования младших школьников.

Целями обучения являются:

ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке;

формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма;

развитие устной и письменной речи учащихся;

развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.

Знакомя учащихся с основными положениями лингвистики, мы тем самым формируем у них научное представление о системе и структуре родного языка, развиваем логическое и абстрактное мышление, представляем родной (русский) язык как часть окружающего мира.

Содержание учебного программы учебного предмета

Содержание занятий.

Тема 1.  Сказочное царство слов.(1ч.)

Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Конкурс на знание пословиц и поговорок .

Тема 2-3.   Путешествие в страну слов.  (2ч.)

Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова- братья». Составление тематического словаря о грибах. Игра «Эстафета». Разгадывание загадок. Работа с рассказом Н.Надеждиной « Снежные слова».Игра « Найди лишнее слово»

Тема 4-5. Чудесные превращения слов.(2

Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы. Игра «Найди заблудившуюся букву». Игра «Грустные превращения».Шарады. Рассказ –загадка.

Тема 6-7.  В гостях у слов родственников. (2ч.)

Знакомство с разными группами родственных слов .Подбор родственных слов с заданным корнем. Закрепление знаний отличительных признаках слов – родственников. Работа над стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлов. Выбор из стихотворений слов- родственников.

Тема 8-9.   Добрые слова (2ч.)

Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами».Работа со стихотворением В. Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы здороваться?». Работа с текстами на данную тему.

Тема 10.  Экскурсия в прошлое (1 ч.)

Знакомство со словами- историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов. Творческая работа. Объяснение устаревших слов.

Тема 11-12.  Новые слова в  русском языке.(2ч.)

Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в русском языке. Нахождение неологизмов в текстах . Игра «Угадай-ка».

Тема 13.  Встреча с зарубежными друзьями.(1ч.)

Знакомство с заимствованными словами .  Рассказ «Откуда  пришли слова- пришельцы». Работа над стихотворением С. Я. Маршака. Признаки слов – пришельцев. Игра «Шесть и шесть».

Тема 14-15.  Синонимы в русском языке (2ч.)

Знакомство со словами- синонимами. Работа над стихотворением А. Барто «Игра в слова».Беседа «Что обозначают слова- синонимы». Нахождение  слов-синонимов в тексте.

Тема 16. Слова-  антонимы  (1ч.)

Знакомство со словами – антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке. Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Работа над стихотворением В. Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные слова». Работа над подбором слов- антонимов. Рассказ учителя о  роли антонимов в русском языке.

Тема17.  Слова- омонимы (1ч.)

Омонимы в русском языке и их роль. Работа над рассказом И. Туричина «Есть». Игра «Докажите…». Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка».

Тема 18.  Крылатые слова  (1ч.)

Беседа о значении  «крылатых выражений» в русском языке . Подбор «крылатых выражений» в названиях  текста.  Работа с выражениями ,употребляемыми в переносном значении и их смысла. Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха ни пера».

Тема 19-20.  В королевстве ошибок. (2ч.)

Игра «Исправь ошибки». Работа с  произведениями,  где  допущены орфографические ошибки. Игра « Произноси правильно». Инсценировка П. Реброва «Кто прав?».

Тема 21-22.  В стране Сочинителей.(2ч.)

Беседа о рифмах .Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле .

Тема 23-24.  Искусство красноречия. ( 2ч.)

   Знакомство с понятием «красноречие». Чтение образцовых текстов и их анализ. Пересказы. Собственные упражнения в создании разных речей.

Тема 25.  Праздник творчества и игры. (1ч.)

Творческие задания для формирования  орфографической зоркости. Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса  к русскому языку. Интеллектуальная игра «Умники и умницы».

Тема 26-27.  Трудные слова. (2ч.)

Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнение упражнений для запоминания правописания слов. Работа над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества.

Работа с распознаванием «опасных мест» в словах. Выборочный диктант. Сказка о словарных словах. Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов.

Тема 28-29.  Анаграммы и метаграммы.  (2ч.)

Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм , с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы . Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами (Милан- налим, актер- терка ).

Тема 30-31. Шарады и логогрифы (2ч.)

        Знакомство с происхождением  шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование  слов- ответов.

Тема32.  Откуда пришли наши имена.(1ч.)

Знакомство с происхождением имен. Творческая работа «Нарисуй свое имя». Дидактическая игра «Составь имя».



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




Яндекс.Метрика lists
lists