русский язык_7907




Предмет: русский язык.

Тема урока: Исследование слова «осень» с точки зрения разных разделов русского языка.

Тип урока: урок — исследование.

Форма урока: урок с компьютерной поддержкой с элементами интегрирования.

Цель урока: организовать учебно-поисковую деятельность учащихся на уроке по определению и применению способов УУД в исследование слова «осень» с точки зрения раздела русского языка.

Задачи:

Обучающие:

*формирование и развитие учебных действий ,систематизация и углубление знаний в обобщение основного программного материала.

Развивающие;

*развивать познавательные процессы (речь, мышление, внимание, память);

* развивать умение применять логические операции ( сравнение, анализ);

*развивать связную устную и письменную речь учащихся;

*расширение и обогащение словарного запаса учащихся;

Воспитывающие:

*воспитывать интерес к предмету;

*формировать самооценку;

*ценностно-нравственное воспитание.

Технологии:

1. ИКТ – технологии,

2. работа в паре,

3. дифференциация,

Оборудование: компьютер, экран, карточки, тест.

Планируемые результаты:

1. предметные результаты:

*умение производить известные виды грамматического анализа,

*умение наблюдать за использованием языковых средств в произведениях русской литературы

2. личностные результаты:

* самоопределение,

*осознанная самооценка,

*самоконтроль и коррекция,

3. ценностно-нравственная ориентация:

*коммуникативная компетенция,

*мотивация к учебной деятельности,

4. общеучебные УД

*универсальные логические действия,

*синтез как составление единого целого из частей,

*построение логической цепи рассуждений по алгоритму.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Эмоциональный настрой на урок (диалог учителя и учащихся).

– Дети, вам тепло? (Да!)

– В классе светло? (Да!)

– Прозвенел уже звонок? (Да!)

– Уже закончился урок? (Нет!)

– Только начался урок? (Да!)

– Хотите учиться? (Да!)

– Значит можно всем садиться!

2. Постановка задачи.

Пусто в поле, дождь идёт.

Ветерок срывает листья.

С севера туман ползёт,

Тучи грозные нависли.

Птицы движутся на юг

Чуть крылом касаясь сосен.

Догадайся, милый друг,

Что за время года? — … (Осень)

Звучит музыка П.И.Чайковский “Осень”.

Учитель читает стихотворение «Осенью»А.Ефимцев:

В журавлином небе Ветер тучи носит. Шепчет верба вербе:»Осень. Снова осень!»Листьев желтый ливень,Солнце ниже сосен.Шепчет ива иве:»Осень. Скоро осень!»На кустарник инейБелый плач набросил.Шепчет дуб рябине:»Осень. Скоро осень!»Шепчут елям елиСредь лесного бора:»Скоро заметелитИ завьюжит скоро!»

Учитель: Во все времена красота осенней природы, её буйные краски и вместе с этим тихая грусть увядающей жизни вдохновляла художников, писателей, поэтов, композиторов. Нигде в мире нет больше такой красивой осени, как у нас в России. Прекрасное время года осень.

– Как вы думаете, почему сегодня урок начался со слова осень?

Как осень богата чудесами, волшебством, тайнами, так и русский язык богат.

Чем богат русский язык? Сегодня на уроке мы это докажем. Мы рассмотрим слово осень с точки зрения разных разделов русского языка.

(Лексика, орфография, фонетика, морфология, синтаксис).

3. Объяснение нового материала

Лексика изучает словарный состав русского языка.

– Что такое осень? (Осень– время года, следующее за летом.)

– Если мы не знаем значение слова, где можно найти? (В словаре Ожегова).



Осень — время года, следующее за летом и предшествующее зиме.

Переносное значение слова осень: «золотая осень»

Орфография – наука о правильном письме.

ОСЕНЬ

– Какая орфограмма в этом слове? (Безударная гласная в корне слова).

– Как проверить безударную гласную ?

– Запишите в тетрадь.

Осень — осенний

Фонетика – раздел науки о языке, в котором изучаются звуки языка, ударный слог.

Задание. Выполнить транскрипцию слова осень.

Осень – 2слога (нельзя переносить)

– Сколько слогов?

– На какой слог падает ударение?

– Сколько букв, звуков?

– Сколько гласных звуков; согласных звуков?

– Как можно перенести слово?

Морфемный разбор слова: Придумай слово с таким же составом.

Морфология – раздел науки о языке, который изучает слово, как часть речи.

– Какой частью речи является слово осень? (Существительное)

– Что вы знаете о существительном?

4.Тест по теме: “Имя существительное.”

1. Имя существительное обозначает:

р) признак предмета;

м) действие;

у) предмет.

2. Имя существительное отвечает на вопрос:

в) Что делает?

д) Какой? Какое?

м) Кто? Что?

3. Имена существительные бывают:

а) м.р., ж.р.;

ж) ж.р., с.р.;

н) м.р., ж.р., с.р.

4. Имена существительные изменяются:

к) по родам;

и) по числам и падежам.

5. Имя существительное в предложении:

к) подлежащее и второстепенный член;

п) сказуемое.

Самопроверка – должно получиться слово умник.

Выберите морфологические признаки этого существительного :

Осень – сущ., неодуш., нариц., ж.р., ед.ч.

одушевленное – 1;

неодушевленное – 2;

собственное – 3;

нарицательное – 4;

ед. число – 5; 2 4 5 7

мн. число – 6;

ж. род –7;

с. род – 8;

м. род – 9.

Синтаксис – изучает словосочетание и предложение.

Составить словосочетание:

I вариант.

(прил. + сущ.)

II вариант.

(гл. + сущ.)

Поздняя осень, дождливая осень. Золотая осень. (время, когда желтеют и золотятся листья)

— Составьте предложение с одним словосочетанием.

После знойного лета наступила золотая осень.

5.Работа в паре по карточка.

Прежде чем начинать парную работу, учитель знакомит детей с заданиями и даёт время на то, чтобы ребята могли договориться, какое задание они будут выполнять совместно.

Карточка 1 Данные слова соотнеси по парам: проверяемое — проверочное. Во всех словах поставь ударение, выдели корень.

Холмы, тяжесть, поля, тяжёлый, водичка, холм, темно, поле, гостить тёмный, воды, гость, ковёр, тянут, коврик, тянуть.

Карточка № 2 . Вставь пропущенную букву, запиши сначала проверочное, а потом проверяемо слово. Во всех словах поставь ударение, выдели корень. Х…лмы, п..я, т…жёлый, в…дичка, т…мно, г…стить, к…вер, т..муть.

Карточка 3 . Спиши текст, исправляя ошибки.

Стоит залотая осинь. Ветер срывает сухие листья с диревьев. Всё небо в серых тучях. Льёт и льёт халодный дождьтицы собираются в стаи.

6. Рефлексия

Используется рефлексивный экран

— Я понял, что… — Было интересно… — Было трудно… — Мне захотелось… — У меня получилось… — На следующем уроке мы…








Яндекс.Метрика lists
lists