русский язык Непроизносимые согласные в корне слова




Урок русского языка во 2 классе. Программа «Планета знаний»

Тема: «Слова с непроизносимыми согласными в корне слова»

Цели: — уметь переносить известные способы проверки согласных на новые случаи, в частности, на проверку непроизносимых согласных в конях слов; находить опасное звучание в словах и проверять данное написание; подбирать слова-синонимы;

— развивать познавательную активность уч-ся на уроке, самостоятельность, орфографическую зоркость, речь, внимание;

— организовывать межличностное, групповое, фронтальное взаимодействие детей с детьми, детей с учителем;

— продолжать формировать культуру труда уч-ся на уроке русского языка, работать над каллиграфией, воспитывать аккуратность;

Оборудование: мультимедийный проектор, тексты для каждого ученика, карточки с буквами в, д, л, т; елочка, звездочки, снежинки, шарики; елочки с д/з;

Ход урока.

I. Организационный момент.

— Ребята, сегодня у нас приветствуют гости. Это учителя из других школ.

1. Психологическая гимнастика.

— Какое сейчас время года? (зима)

Покажите, что вы замерзли и съежились, отогрелись и расслабились. Вам случайно попали снежком в лицо, изобразите огорчение. Изобразите, как дети лепят снеговика: ставят снежные комы друг на друга. Молодцы! Какие красивые снеговики у вас получились.

— В конце урока вы сами будете оценивать свою работу и оценивание будет необычным.

II. Вводная беседа.

— Каким словом обычно приветствуют друг друга при встрече? (здравствуйте)

— Посмотрите, какой удивительный день! Как ярко светит солнце! Мне очень приятно видеть вас! Так радостно бьётся сердце!

Слайд 2. (появляются слова: здравствуйте, солнце, радостно, сердце)

— Прочитайте слова. Что их объединяет между собой? ( в середине каждого из этих слов имеется несколько согласных, стоящих подряд)

— Произнесите данные слова так, как мы это делаем при разговоре, и определите: все ли согласные в середине слова слышны?

— Перечислите согласные, которые в этих словах пишутся, но не произносятся.

Слайд 3.

— В какой части слова находятся эти согласные?

— Как называется согласные, которые пишутся, но не произносятся?

Слайд 4.

— Тема нашего урока: «Слова с непроизносимыми согласными в корне слова». Сегодня на уроке закрепим способы проверки слов с непроизносимыми согласными.

— Какую задачу вы поставите перед собой сегодня?

III. Минутка чистописания.

Работа с тетрадью.

Запись даты и классной работы.

— Чтобы непроизносимые согласные не играли в прятки с нами в прятки, мы запишем их в тетрадке. Постарайтесь точно скопировать соединения этих букв.

На доске – буквы Лл, Вв, Дд, Тт.

IV. Работа над темой.

Работа с учебником.

— Откройте учебники по закладке на с. 116 и найдите упражнение №1. Прочитайте задание.

— На какую орфограмму слова со скобками?

2. Работа в паре.

— Как проверить непроизносимые согласные в корне слова?

— А теперь расскажите правило друг другу по очереди.

3. Работа у доски.



Запись предложений у доски с комментированием.

— Ученики придумывали слова с орфограммой «Непроизносимые согласные в корне слова». Вот что получилось у одного из учеников: близкий, честный, сладкий, грустный, известный, детки. (запись на доске данных слов)

— Во всех ли словах есть названная орфограмма? Почему? Объясните. Спишите только слова с названной орфограммой вместе с проверочными словами. Обозначьте орфограмму.

Проверка: прочитайте слова, как вы их записали.

Вывод: — Что нужно сделать , чтобы не ошибиться в написании непроизносимой согласной?

V. Физминутка.

VI. Закрепление нового материала.

Работа по карточкам.

— А сейчас каждый из вас выполнит задания по карточке. Найди проверочное слово, соедини стрелкой и вставь пропущенную букву.

Слайд 5.

— У кого правильно, то на полях карандашом поставьте «+», у кого есть хотя бы одна ошибка – «-«.

— К каким словам не подобрали поверочных слов? (лестница, чувство, праздник)

— Почему?

— Ребята, а всегда ли можно проверить непроизносимую согласную?

— Какие чувства у вас возникают, когда вы слышите слово «праздник»?

— Это словарное слово. Его нужно запомнить. (карточка со словом «праздник»)

— Откройте в конце учебника этимологический словарь и прочитайте, как произошло это слово.

Зачитайте.

— Сколько в этом слове согласных звуков и сколько букв?

— Какой звук в этом слове не произносится?

— Как проверить слово праздник?

Вывод: если слово с непроизносимой согласной нельзя проверить, следует запомнить его написание. Запишите это слово в словарь, укажите ударение и подчеркните непроизносимую согласную в корне.

Слайд 6.

VII. Самостоятельная работа.

Работа с тестом

— Скажите, какой праздник у вас любимый? Почему?

— А какой приближается?

— Что вы знаете об этом празднике?

— Возьмите листочки с текстами. Вставьте пропущенные слова, которые даны ниже в словах для справок. (если останется время, можно записать в тетрадь)

Проверка: слайды 7, 8

VIII. Итог урока. Рефлексия. Самооценивание.

— Не забудьте поздравить близких с наступающим праздником. Подберите такие слова для своих родных, чтобы им было приятно и радостно на душе, обогрейте своим словом, обласкайте своим взглядом.

— У каждого из вас на парте лежит конверт. Откройте его, достаньте, что там лежит. Если на уроке вы легко справились со всеми заданиями, то прикрепите к нашей елочке звездочку. Если у вас возникли затруднения, то шарик. Если вы часто испытывали трудности и не могли справиться с заданиями, то снежинку. (выходят и прикрепляют свои игрушки на елку)

— Над какой орфограммой работали?

— Что нужно знать и помнить, чтобы писать слова с изучаемой орфограммой без ошибок? Какие согласные буквы мы пишем, но звуков не слышим? Прочитайте правило вслух.

Слайд 9.

IX. Домашнее задание.

— На память об уроке я дарю вам елочки, но эти елочки непростые – на них с обратной стороны записано домашнее задание.

1. Составить и записать в тетрадь поздравление к Новому году.

2. Учебник с. 116, упр. 10 по заданию

Слайд 10.

Спасибо за урок!








Яндекс.Метрика lists
lists