рус яз задания к олимпиадам 3 кл




Задания к олимпиаде по русскому языку.

Составила: Киселева Е.Ю., уч. МОУ СОШ №2

Выбери лишнее слово:

Читал, читатель, читальный, чтение, читала. (1 балл)

Ответ: читала (форма того же слова).

Сколько звуков (ш) в стихотворении:

Пешком шагали мышки

По узенькой дорожке

От деревушки Пешки

До деревушки Ложки. (1 балл)

Ответ: 8 звуков.

Поставь следующие имена существительные в форму родительного падежа множественного числа:

книжка, овца,

тарелка, земля,

искра, игла,

петля, просьба (2 балла)

Ответ: книжек, тарелок, искр, петель, овец, земель, игл, просьб.

Поставь глаголы в форму прошедшего времени:

Привыкнуть

Исчезнуть

Настигнуть

Утихнуть

Какой суффикс исчез?

Ответ: привык, исчез, настиг, утих. Исчез суффикс –ну.

Объясни различия данных слов, составив с ними предложения. (2 балла)

Одеть – надеть.

Ответ: Одеть ребёнка. Надеть платье на себя.

Подбери имена прилагательные, которые характеризуют свойства человеческого характера, выраженные пословицей.

(2 балла)

А) Язык без костей: что хочет, то и лопочет.

Б) Ел, да устал, спал, да намаялся.

Ответ: а) болтливый; б) ленивый.

Поставь ударение, определи, сколько здесь слов:

Пора, пахнуть, трусить, вычитать, стрелки. (3 балла)

Ответ: 10 слов.

Составь словосочетания, в которых данные слова являлись бы сначала существительными, а затем прилагательными. (3 балла).

Учёный, часовой, столовая.

Ответ: учёный кот – известный учёный,

часовой механизм – часовой на посту,

столовая ложка – школьная столовая.

Замени словосочетания наречиями. (по 0,5 балла за каждый верный ответ)

А) Перегоняя друг друга;

Б) На пустой желудок;

В) С давних пор;

Г) каждую минуту;

Д) на две равные части;

Е) бежать со всех ног.

Ответ: наперегонки, натощак, издавна, ежеминутно, пополам, быстро.

Образуй от имён существительных глаголы приставочным или приставочно-суффиксальным способом. (по 1баллу за каждый верный ответ, всего 6 баллов)

а) луч;

б) камень;

в) плата;

г) правда;

д) жалоба;

е) торжество.

Ответ: излучать, окаменеть, заплатить, оправдать, пожаловаться, восторжествовать.

В каких словах количество букв и звуков совпадает?

( по 1 баллу за верный ответ).

Звёздный, песня, польют, лазурь, яблоко, стая, якорь.

Ответ: песня, польют, якорь.

Составь сложные слова. (по 1 баллу за верный ответ).

7 лет, 2 горба 5 знаков, 11 классов, 16 килограммов.

Ответ: семилетний, двугорбый, пятизначный, одиннадцатиклассник, шестнадцатикилограммовый. (всего 5 баллов)

Какой частью речи являются выделенные слова? (4балла)



А) Я мою руки.

Б) Ваня помог нести мою сумку.

В) На пологом холме росли крупные ромашки.

Г) Кровать украсили лёгким розовым пологом.

Ответ: а) глагол; б) местоимение; в) имя прилагательное; г) имя существительное. ( по 1 баллу за каждый верный ответ).

Как называются жители этих стран? ( за каждый правильный ответ по 1 баллу)

А) Франция

Б) РоссияВ) ЯпонияГ) Испания

Д) Англия

Е) Дания

Ж) Норвегия

З) Индия.

Ответ: французы, россияне, японцы, испанцы, англичане, датчане, норвежцы, индийцы. (всего 8 баллов).

Запиши десять сложных слов, используя по одному разу корни указанных слов из обоих столбцов.

Мир строить

Единый хранить

Любить жить

Общий знать

Взаимный убирать

Машина любить

Вода помощь

Хлопок душа

( по 1 баллу за каждое верно составленное слово, всего 8 баллов).

Ответ: миролюбие, единодушие, любознательный, общежитие, машиностроение, водохранилище, хлопкоуборочный.

Замени иноязычные слова сложными русскими словами.

А) каллиграфия 1) жизнерадостный

Б) Орфография 2) Себялюбие

В) эгоизм 3) правописание

Г) Гуманный 4) чистописание

Д) оптимистический 5) человеколюбивый

(по 1 баллу за каждый верный ответ, всего 5 баллов)

Ответ: а) 4; б)3; в)2; г)5;д)1.

В латинском языке есть слово «коло», что означает «соединяю, объединяю». Подбери слова, происходящие от этого корня.

Ответ: коллектив, коллекция, коллега.

(по 2 балла за верный ответ).

Слово дол означает «низ, нижний край». Подбери слова, произошедшие от этого корня.

Ответ: подол, долина, одолеть, долой.

(по 2 балла за каждое верно подобранное слово).

Выпиши из фразеологических оборотов сначала слова-антонимы, а затем слова-синонимы:

Нет худа без добра;

Ум за разум заходит;

От мала до велика;

Ни конца ни краю;

Ходить вокруг да около;

Валить с больной головы на здоровую;

Писать черным по белому;

Переливать из пустого в порожнее;

И стар и млад;

Из огня да в полымя;

Всеми правдами и неправдами;

Цел и невредим;

Вопрос жизни и смерти.

Ответ: антонимы: худо-добро, мал-велик, больная-здоровая, чёрный-белый, стар-млад, правда-неправда, жизнь-смерть.

Синонимы: ум-разум, конец-край, вокруг-около, пустое-порожнее, огонь-полымя, цел-невредим.

(по 1 баллу за верный ответ, всего 13 баллов).

Раскрой скобки и запиши словосочетания сначала количественных имен числительных с существительными(а), а затем – порядковых (б).

2 (друг),

3 (сутки),

5 (метла),

7 (петля),

10 (грамм),

6 (дочь),

9 (орден),

11(черешня).

Ответ:

А) два друга, трое суток, пять метел, семь петель, десять граммов, шесть дочерей, девять орденов, одиннадцать черешен.

Б) второй друг, третьи сутки, пятая метла, седьмая петля, десятый грамм, шестая дочь, девятый орден, одиннадцатая черешня.

( по 1 баллу за каждый верный ответ, всего 16 баллов)








Яндекс.Метрика lists
lists