роль театрализованной деятельности в образовательной проекте детского сада




РОЛЬ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЕКТЕ ДЕТСКОГО САДА.

Театрализация, или театрализованная деятельность, введена в работу детского сада с целью формирования и удовлетворения художественно-творческих потребностей и интересов детей, развития их способностей эстетического воспитания и художественного образования, начиная с 5-ти лет. Это одна из форм детского творчества. Участие детей в театрализованной деятельности обогащает их духовный мир, приобщает детей к театральной культуре, к искусству театра; воспитывает интерес к профессии актера; расширяет кругозор детей и развивает способность воспринимать прекрасное через искусство театра.

Театрализованная деятельность развивает, как общаться друг с другом, чувствовать себя уверенно и непринужденно в любом коллективе, в любой обстановке. В процессе театрализованной деятельности развивается речь детей, дикция, речевые интонации, воображение, эмоционально-образное восприятие окружающей среды.

В работе с детьми по театрализованной деятельности используют принципы профессионального искусства, в том числе системы К.С.Станиславского, теоретической основой которой является искусство переживания. От исполнителя требуется не имитация, а подлинное переживание в момент творчества на сцене.

Детские театральные спектакли часто носят синтетический характер, сочетая сценическое действие и слово с музыкой, танцами, пантомимой. Как считала Н. И. Сац, музыка, танец, пантомима, акробатика – полноправные компоненты спектакля, наиболее полно раскрывающие его идеи. У каждого из этих искусств свой голос, своя, правда. А когда искусства объединяются, они порождают искусство еще более яркое и полноценное. Участие в театральных постановках формирует у детей художественный вкус, чувство меры, лаконичности, завершенности образа. Дети получают необыкновенное удовольствие от участия в театральной постановке.

Впечатления детства часто остаются в памяти на всю жизнь. Их яркость и богатство греют душу человека долгие годы. Мы стремимся дать детям как можно больше этих ярких впечатлений, которые обогатят внутренний мир ребенка.

Организация совместной деятельности детей и взрослых на основе различных видов художественного творчества /театрализации, хорового пения, художественного слова, изобразительной деятельности,

музицирования / способствует эмоциональному сближению всех участников взаимодействия, ориентирует детей на успешную самореализацию при последующем переходе в школу и в будущей взрослой жизни. С этой точки зрения театрализованная деятельность дает возможность осуществить практически все образовательные направления. Особенно ценно, что в театральных играх создаются условия для развития эмоциональной сферы детей, в также для воспитания у них нравственно-коммуникативной культуры.

Многолетний опыт работы с детьми подсказал нам необходимость объединения усилий для создания театрально-художественной студии «Зарянка», что позволило организовать целостный педагогический процесс формирования у детей эстетической культуры и развития творчества на основе всех видов художественной деятельности. Работа студии увлекла и объединила педагогов, детей и родителей общими замыслами и интересами. Разработка сквозных планов работы с детьми всех специалистов – это одна из самых сложных задач реализации проекта, поскольку вся предварительная работа должна входить в основную «сетку» занятий. Поэтому специалисты подбирают и разрабатывают программно-методический материал базового содержания программы так, чтобы дети при этом осваивали сюжет, понимали смысл предстоящего спектакля, «входили в образ», постепенно разучивали роли. Идея такого проектирования в том, чтобы игра в театр была не дополнительной к общим занятиям деятельностью, а вытекала из системы занятий /и при этом не требовала дополнительного времени/.

Модель подготовки и реализации проекта включает следующие этапы:

Постановочная работа с детьми и взрослыми

Предварительная работа с детьми

Разработка

идеи

Замысел

Анализ результатов проекта

Обыгрывание спектакля

Показ спектакля

С 2010 года мы решили подготовить и организовать праздник урожая

в виде работы на основе сказки Джанни Родари «Чиполлино». Эту сказку читали бабушки и дедушки, мамы и папы наших воспитанников. По мотивам сказки были сняты мультфильм и художественный фильмы «Приключения Чиполлино», которые с удовольствием смотрит современное поколение детей. Композитор Карен Хачатурян создал балет «Чиполлино», который с большим успехом шел на сцене Большого театра. Замечательные образы овощных и фруктовых человечков и в 21 веке не оставляют равнодушными детские сердца, учат дружить, уметь сострадать и добиваться справедливости.

Работа с детьми на основе произведения проводится в рамках развивающей деятельности по трём направлениям:

театрализованная деятельность;

музыкальная деятельность;

изобразительная деятельность.

Новое в театральной деятельности детсада

Планирование работы

Вид деятельности

Цель

Содержание

Форма проведения

Театрализованная деятельность

Шаг 1

Знакомство с содержанием сказки, персонажами

Чтение фрагментов сказки

Беседа.

Шаг 2

Познакомить с особенностями музыкального спектакля — балет.

Просмотр фрагментов балета в записи

Беседа.

Обсуждение спектакля.

Шаг 3

Знакомство с героями сказки и их характеристиками

Разыгрывание отдельных диалогов с использованием изображений героев сказки

Театрализованная игра

Шаг 4

Учить пересказывать сказку по ролям,

учитывая настроение и переживания героев.

Разыгрывание с детьми отдельных диалогов, сцен

Театрализованная игра

Шаг 5

Учить детей композиционному построению сцен, развивать творческие способности детей при создании образов к сказке

Работа над постановкой фрагментов спектакля

Театрализованная игра

Музыкальная деятельность

Шаг 1

Знакомство с творчеством композитора Карена Хачатуряна

Просмотр мультфильма «Чиполлино» с музыкой композитора

Сюжетно-ролевая игра «Идём в кинотеатр»

Шаг 2

Эмоционально обогатить представление детей о музыкальных образах спектакля



Слушание музыки к сказке «Чиполлино» К.Хачатуряна

Музыкальный салон

Шаг 3

Осознанно воспринимать средства музыкальной выразительности

Слушание музыкальных характеристик персонажей сказки

Викторина «Узнай героя сказки»

Изобразительная деятельность

«Фруктово-огородная страна»

Познакомить детей с работой художников декораторов в театре.

Изготовление ширмы. Задник настольного театра.

Сюжетно-ролевая игра «В гости к декоратору»

«Портрет»

Познакомить с приёмами и способами создания сказочного образа

Изображение портретов

героев сказки

Экскурсия в портретную галерею студии «Зарянка»

«Сказочный сад»

Создание образа сказочной природы

Изображение дворца и сказочного сада графинь Вишен

Сюжетно-ролевая игра «В гости к декоратору» (продолжение)

«Приглашение на спектакль»

Театрально-декоративное искусство и его особенности

Изготовление афиши и пригласительных билетов на спектакль

Экскурсия по мини музею «Путешествие в мир театра»

«Кукольные артисты»

Приобщить детей к совместному творчеству со взрослым

Изготовление кукол для настольного театра.

Творческая мастерская.

(Совместно с воспитателями групп и родителями)

Творческий вечер, посвященный 90-летию Дж. Родари и К.Хачатуряна

«Будем знакомы – Чиполлино!»

Приобщение детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к изобразительному искусству, музыке и театру. Закрепление знаний детей о творчестве писателя Дж. Родари.

Рассказ о творчестве писателя. Слушание музыкальных фрагментов из балета «Чиполлино». Показ настольного театра. Выставка детских поделок и рисунков.

Творческий вечер.

(Совместно с воспитателями групп и родителями)

Новое в театральной деятельности детсада Новое в театральной деятельности детсада

Работа над сценами спектакля «Чиполлино» /настольный театр/

Эта работа была лишь первым шагом. За ней последовала работа на тему сказки А. Милна « Винни — Пух и все-все-все…». Это был самый настоящий проект, в котором с увлечением присоединились и родители детей подготовительных к школе групп. Проект включал в себя следующие этапы работы:

Разработка проекта и оформление театральной тумбы

Знакомство с историей создания сказки и автором А.Милном и переводчиком Б.Заходером

Знакомство с различными постановками сказки на профессиональной сцене /слайд-фильм/

Чтение сказки в подготовительных группах.

Организация в группе мини-библиотеки

Организация и проведение выставки с логотипом Винни-Пух «Волшебный горшочек»

Подготовка к спектаклю

Работа с куклой

Разучивание текста

Изготовление декораций, реквизита

Спектакль «Винни-Пух идет за медом» /группа 5/

Спектакль «Винни-Пух и день забот» /группа 6/

Работа над портретами главных героев для Вернисажа

Организация и проведение мастер-класса «Сладкоежка» /работы родителей, жюри – дети/

КВН с участием видеомоста детей из ДШИ имени С.И. Мамонтова

Новое в театральной деятельности детсада Новое в театральной деятельности детсада

Сцены из спектаклей этюд с куклой

Новое в театральной деятельности детсада

Новое в театральной деятельности детсада Новое в театральной деятельности детсада

Работа над портретами главных героев

В ноябре 2011 года был разработан новый проект, посвященный 130- летию К.И.Чуковского, привлек к своей работе детей старших и подготовительных к школе групп под названием « Наша озорная Чукоккала». Уже к известным формам работы добавились новые такие, как

— Выставка домашних поделок детей с родителями «Подарки дедушке Корнею»/по сказкам и стихам Чуковского/

— Конкурс чтеца

— Викторина для детей и родителей старших групп с элементами театрализации

— Спектакль по мотивам сказки «Муха-Цокотуха» и одноименной оперы М.Красева, который дети подготовительных групп показали каждой возрастной группе детского сада, таким образом, получив огромный практический опыт.

— Театральная гостиная для родителей, с показом спектакля, а также где они могли обсудить интересующие темы и даже поиграть в театральные игры.

Новое в театральной деятельности детсада Новое в театральной деятельности детсада

Сцены из викторины и спектакля

С детьми было проведено интервью, которое показало, что дети не бояться выйти на сцену, исполнить свою, сознательно выбирают роль, объясняют, чем она им нравится/или нет/.Дети могут выразительно исполнять свою роль, используя мимику и пантомимику, придумывают варианты исполнения своей роли, меняя текст, действия, самостоятельно находят выразительные средства. Дети понимают смысл музыкального спектакля, могут дать характеристику главным героям, выбрать из предложенных вариантов для них музыку, передать характер в движении, нарисовать, подобрать героям костюмы и грим.

В процессе подготовки спектакля дети являются полноправными партнерами взрослых. В результате постановки развиваются личностные качества детей: активное, творческое отношение к жизни, произвольность поведения, ответственность и самостоятельность, выразительная и грамотная речь, эмпатия, адекватная самооценка.

Работа по данной теме еще не закончена, готовимся к неделе Детской книги.








Яндекс.Метрика lists
lists