роль классного руководителя в профориентации учащихся




Роль классного руководителя в профориентации учащихся

«Желание рождает мечту. Все и всегда начинается с «хочу», потому

что желание рождает мечту. Я этого хочу – значит, это будет — вот установка, которой следуют люди, добивающиеся успеха в своей профессии». Эти слова, в полной мере отражают роль и значение профориентационной работы учителей школы.

Помощь восьмиклассникам в поиске ответов на вопрос: чего же они

хотят в своей будущей взрослой жизни – одно из направлений постоянной работы

классного руководителя.

Классный руководитель ставит перед собой воспитательную цель: содействовать актуализации процессов и механизмов профессионального

самоопределения учащихся и обогащению их знаний, умений и навыков в выборе

жизненного и профессионального пути.

Для достижения этой цели считаем необходимым решить следующие задачи:

1. Ознакомление учащихся со спецификой профессиональной деятельности и

новыми формами организации труда в условиях безработицы и конкуренции.

2. Проведение просветительской работы среди учащихся и их родителей по

формированию жизненных позиций в выборе профессий.

3. Выявление склонностей к определенным типам профессий, устойчивого

интереса в различных областях знаний.

4. Повышение уровня психологической компетенции учащихся посредством

вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ

самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании.

5. Формирование у школьников положительного отношения к себе, чувства

изначальной ценности как индивидуальности, уверенности в своих способностях

применительно к реализации себя в будущей профессии.

Алгоритм осуществления педагогических действий:

1) педагогический мониторинг, который проводится в начале каждого учебного

года, помогает:

· выявлению интересов, склонностей, образовательных запросов школьников;

· определению предрасположенностей к конкретным направлениям

образовательной деятельности в условиях профильного обучения;

· установлению уровня готовности к профессиональному самоопределению.

Известно, что все профессии на основе предмета трудовой деятельности условно



распределены на пять типов: 1) «Человек – природа» (Ч-П); 2) «Человек – техника» (Ч-Т); 3) «Человек – человек» (Ч-ч); 4) «Человек – знаковая система» (Ч – З); 5) «Человек –художественный образ» (Ч – Х). С целью определения доминирующего типа трудовой деятельности учащихся, проводится классный час на тему «Выбор профессии»

В диагностике профессиональной направленности личности школьника вовсе не обязательно изучать множество его индивидуально – психических

свойств. Достаточно знание только тех, которые имеют важное значение для каждого типа профессий.

2) проектировочный этап

Планирование воспитательной работы в классе осуществляется путём

включения необходимых содержательных элементов по профориентации в основные виды внеклассной деятельности. Для практического закрепления знаний и навыков проводятся: тренинг-упражнение «Десять Я», деловая игра «Собеседование с работодателем». Участвуя в этих тренингах, дети узнают, что такое самопрезентация и как вести себя на собеседовании. Для многих это первое соприкосновение со взрослой жизнью. Такие формы работы позволяют человеку подчас увидеть то, что сам он долгое время не замечал в себе или игнорировал и, в результате, у него появляется шанс переосмыслить себя в целом, повысить уровень профессионального самоопределения.

3) организаторский этап

В рамках предпрофильной подготовки учащиеся обязаны посещать курсы по

выбору. Поэтому в конце учебного года в 8 классе информируем учащихся о работе тех или иных курсов в будущем году, в последующих классах ведется учёт их посещаемости.

4) прогностический этап предполагает собой:

· сбор и анализ данных по готовности учащихся к профессиональному

самоопределению;

· анализ данных, полученных в ходе диагностической деятельности;

· анализ изменений в личностном росте школьников.

Профессиональное самоопределение личности – это многоплановый и разносторонний процесс становление личности, поскольку связан он с поисками собственного «Я», принятием нового социального статуса, определением ценностных ориентаций и нравственных установок. Если у человека возникает потребность в самоопределении, то это свидетельствует о его достаточно

высоком уровне развития, о его стремлении самоутвердиться в обществе на основе

собственных принципов, взглядов, устремлений. От правильности выбора профессии зависит компетентность будущего специалиста, его успешность в области науки и карьерного роста.








Яндекс.Метрика lists
lists