роль деловой игры в подготовке выпускников к трудовой деятельности




Роль деловой игры в подготовке выпускников к трудовой деятельности.

Т.В.Палашенко, воспитатель учебных групп ГБОУ СПО «АМТ» и КК, г. Армавир, Краснодарский край.

Двадцать первый век – век развития научно-технического прогресса. Сегодня к подготовке специалистов необходимо подойти с учетом современной ситуации. Выпускник среднего профессионального учреждения должен быть не просто компетентным, но и адаптирован к реальной жизни в стремительно развивающемся мире научно-технического прогресса.

Эффективность специалиста зависит не только от его профессиональной подготовки, немаловажную роль играет его мобильность и познавательная активность. Поэтому для подготовки ценного кадра необходимо добиться не просто умения усваивать информацию, но и развить творческое мышление, направленное на активизацию познавательной деятельности, способность принимать оптимальные решения, поиска новых идей и способности их реализации.

Добиться всего этого в процессе обучения поможет один из активных методов обучения таких, как деловая игра. Это, как правило, профессиональная игра, которая формирует профессиональные умения и навыки, необходимые в трудовой деятельности специалисту. Деловая игра побуждает студентов к активной мыслительной и практической деятельности, направленной на формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда. Необходимость внедрения в процесс обучения обусловлена бурным развитием информационных технологий. Если раньше знания, полученные в стенах техникума, могли служить долго, то в наше время их необходимо постоянно обновлять. Это может быть осуществимо путём самообразования, стремления и умения самостоятельно мыслить, способность ориентироваться в новой ситуации, находить свой подход к решению задачи, желание не только понять и усвоить новую информацию, но и способность её добыть. Все эти качества и способности проявляются и развиваются в процессе деятельности.

Основные составляющие деловой игры:

Учебная задача, направленная на формирования определённых умений и знаний.

Производственная игровая задача, связанная с ролью , которую выполняет участник.

Наличие ролей. Согласно условиям игры каждый студент принимает на себя какую-то роль. Каждая роль имеет свою ролевую цель.

Игровая ситуация в соответствии со сценарием игры.

Правила игры.

На практике деловая игра имитирует реальную жизнь, реальную профессиональную деятельность, которая имеет место в действительности. В игре четко определены учебные и игровые задачи, установлены правила и распределены роли. Каждый участник решает свою отдельно поставленную задачу в соответствии со своей ролью и функцией. Игра является результативной и интересной, когда виден игровой результат: есть победитель. Стремление к победе – лучший побудительный фактор к активному участию в игре.



Группа играющих, в ходе актуальной проблемной ситуации экспериментируют, внедряют разные способы поведения, иногда совершает ошибки. Взяв на себя ту или иную роль, студенты вступают во взаимоотношения друг с другом. В процессе их совместной деятельности возникают конфликтные ситуации из-за несовпадения их интересов. В этом и состоит преимущество деловой игры – за небольшой отрезок времени происходит концентрация нескольких конфликтных ситуаций, которые надо решить. В результате возникает эмоциональная напряженность, которая повышает интерес к ходу игры, а значит, к выполнению задания и поиска новых способов выполнения поставленной игровой ситуации. Конфликт является движущей силой и побудительным стимулом к активной деятельности участников.

Применение деловых игр помогает выявить

особенности психологии участников;

особенности мышления;

скорость адаптации к новым условиям и конфликтным ситуациям;

способность анализировать собственные возможности;

способность прогнозировать развитие ситуации;

способность анализировать других участников

умение влиять на поведение окружающих.

Смоделированные ситуации в игре позволяют получить участникам представление о том, как он будет чувствовать и вести себя в команде.

Ещё одно из важных преимуществ игры — участники применяют и закрепляют свои знания и умения, показывают свою эрудированность, активность, инициативность и находчивость от которых часто зависит не только исход игры, но и возможность адаптироваться к будущей трудовой деятельности. Различие ролевых целей и наличие общей цели игрового коллектива создают атмосферу реальных отношений и обстановки в трудовом коллективе. Это поможет сформировать очень важные умения:

анализировать профессиональные ситуации;

выбирать оптимальные решения технических задач;

анализировать и оценивать достигнутые результаты.

Умение анализировать, оценивать ситуацию позволит сделать правильные выводы и принимать правильные решения.

Деловая игра – одна из сложных форм активного метода обучения, поэтому разработчики подходят к этому вопросу особенно серьёзно. Подготовка деловой игры начинается с разработки сценария. Сценарий включает в себя учебную цель, с описанием поставленной проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры, описание самой игры, характеристика действующих лиц.

Затем идет ввод в игру, ориентация участников и экспертов. Формулируется главная цель, и выбор ситуации. Выдаются инструкции, правила. Готовится дополнительная информация. При необходимости студенты всегда могут обратиться к преподавателю за консультацией. Роли распределяются по жребию, без возможности выбора.

Процесс игры. После начала игры никто не должен вмешиваться, даже если играющие уходят от главной цели игры. В зависимости от модели деловой игры возможно введение различных типов ролевых установок участвующих в игре.

Анализ игры. Обсуждения и оценки результатов игры преподавателями и экспертами, обмен мнениями, защита студентами своих решений и выводов. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, разбирает ошибки, подводит итог игры.

Список литературы

Семушина Л.Г. Ярошенко Н.Г. Содержание и методы обучения в средних специальных учебных заведениях. – М.: Высшая школа, 1990.








Яндекс.Метрика lists
lists