родительское собрание в 5 классе




Родительское собрание «Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы»

Цели:

1) выявить позиции всех участников воспитательного процесса на этапе адаптации учащихся;

2) выявить причины дезадаптации учащихся и наметить пути решения появившихся проблем;

3) привлечь внимание родителей к серьезности проблемы адаптации.

Участники: родители учащихся 5-го класса, классный руководитель.

Оборудование:

1. Столы в классе стоят по кругу.

2. Мультимедийная установка.

3. Памятки родителям, анкеты.

Ход собрания.

Вступительное слово классного руководителя.

Притча о путнике и проводнике (рассказывает учитель)

Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы — это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Наша задача — разобраться в том, что происходит сейчас с нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать ребятам

С точки зрения психолога…

Подростковый возраст (10—15 лет) — период бурного роста и развития организма. Начало его перестройки связано с активизацией деятельности гипофиза (нижний мозговой придаток), особенно его передней доли, гормоны которого стимулируют рост тканей и функционирование других желез внутренней секреции. Происходит интенсивный рост тела.

Вследствие неравномерного физического развития всего организма, и в частности нервной системы, у подростков наблюдается повышенная возбудимость, раздражительность, вспыльчивость. Эти особенности физического развития подростка должны иметь в виду и педагоги, и родители.

Подростковый возраст иногда называют трудным. Это утверждение и верно, и не верно. Верно, что усложнение деятельности, поведения и сознания подростков создает дополнительные трудности в их воспитании. Труден сам процесс превращения ребенка во взрослого. Вместе с тем в этом возрасте множество замечательных составляющих. Подростковый возраст — это возраст кипучей энергии, активности, больших замыслов, активного стремления к творческой деятельности. Подросток все больше стремится к самостоятельности во всем, его уже не устраивает простое заучивание наизусть учебного материала и его механическое воспроизведение.

В 5-м классе ко всем проблемам подросткового возраста добавляется проблема адаптации к новым условиям обучения Под адаптацией принято понимать — в широком смысле — приспособление к окружающим условиям. Адаптация имеет два спектра — биологический и психологический. Мы ведем речь именно психологической адаптации учащихся, так как им в настоящий период необходимо приспособиться к новым условиям школьной действительности, начиная от внешних и заканчивая внутренними.

Адаптация пятиклассников к предметному обучению

Переход учащихся из начальной школы в основную справедливо считается кризисным периодом. Многолетние наблюдения педагогов и школьных психологов свидетельствуют о том, что этот переход неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным. Учащимся, привыкшим к определенным порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни.

Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребенка от одного месяца до целого года. Критерием успешности адаптации выступает, прежде всего, степень сохранности психологического и физического здоровья обучающихся.

Что же может затруднить адаптацию детей к основной школе? Прежде всего, это рассогласованность, даже противоречивость требований разных педагогов. Школьник впервые оказывается в ситуации множественности требований и, если он научится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать связанные с этим трудности, то овладеет умением, необходимым для взрослой жизни.

Очень значимо сохранить положительное отношение пятиклассника к обучению, помочь отыскать ему личный интерес к изучаемому предмету, сориентировать его на пути самосовершенствования и самореализации.

Один из факторов, приводящих к формированию и закреплению тревожности школьника, – завышенные ожидания со стороны родителей к успехам своего ребенка. В свою очередь ребенку необходимо чувствовать безусловное принятие родителей, которые верят в него, поддержат и помогут преодолеть возникающие трудности. Ученику важен интерес родителей к школе, классу, в котором он учится, к его школьной жизни, победам и неудачам.

Трудности у пятиклассников может вызывать и необходимость на каждом уроке приспособиться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.

Одно из них прямо связано с ориентацией на группу сверстников. Дело в том, что в 10—11 лет существенно меняется характер самооценки ребенка. Если раньше она складывалась под влиянием оценок учителя и эти оценки касались в основном учёбы, то теперь на характер самооценки всё больше влияют другие дети. Причём их оценки связаны с неучебными характеристиками, качествами, проявляющимися в общении. Можно говорить о возникновении в этот период кризиса самооценки. У детей резко растёт количество негативных самооценок.

Ещё одно важное изменение в личности ребёнка касается мотивационной сферы. Рубеж 4—5 классов характеризуется значительным снижением учебной мотивации. На фоне формирующегося нового познавательного отношения к действительности наблюдается отрицательное отношение школе в целом, конфликты с учителями, снижение успеваемости.



ВОПРОСЫ РОДИТЕЛЕЙ, БЕСЕДА

Классный руководитель:

Уже все стороны имели возможность высказаться, но молчит главный герой нашего консилиума. Что же думают сами дети о своей школьной жизни, насколько они удовлетворены ею? Для выяснения степени удовлетворенности учащихся школьной жизнью было проведено соответствующее исследование. (Классный руководитель знакомит присутствующих с данными проведенной «Методики изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью», методикой «Незаконченные предложения»)

Текст анкеты:

1.В нашей школе мне больше всего нравится

учиться, уроки

учительница

наш класс, столовая, спортзал

что еще, допиши

2.Я больше всего люблю уроки_______________________________

3. Часто ли тебе нужна дополнительная помощь в подготовке домашних заданий?_______________________________________

Напиши, кто тебе помогает_______________________

4. Моя учительница часто говорит, что я______________

5. Мои родители говорят о школе

часто редко никогда

6. Мои родители о моей учебе в школе говорят, что я________

7. Когда я вспоминаю о 4-м классе, то__________________________.

Подведение итогов собрания.

Решение собрания:

1. Классному руководителю продолжить наблюдение за процессом адаптации учащихся и провести дополнительные исследования и индивидуальную работу с учащимися и родителями.

2. Предоставить родителям возможность посетить интересующие их уроки.

3. Родителям и классному руководителю способствовать организации свободного времени подростков через занятия в кружках, секциях, участие в общественной жизни класса

4. Классному руководителю подобрать для учащихся поручения, способствующие раскрытию их способностей.

5. Провести в конце года совместный вечер «Мы и наши родители».

Классный руководитель:

Берегите своих детей,

Их за шалости не ругайте.

Зло своих неудачных дней

Никогда на них не срывайте.

Не сердитесь на них всерьез,

Даже если они провинились,

Ничего нет дороже слез,

Что с ресничек родных скатились.

Если валит усталость с ног

Совладать с нею нету мочи,

Ну а к Вам подойдет сынок

Или руки протянет дочка.

Обнимите покрепче их,

Детской ласкою дорожите

Это счастья короткий миг,

Быть счастливыми поспешите.

Ведь растают как снег весной,

Промелькнут дни златые эти

И покинут очаг родной

Повзрослевшие Ваши дети.

Перелистывая альбом

С фотографиями детства,

С грустью вспомните о былом

О тех днях, когда были вместе.

Как же будете Вы хотеть

В это время опять вернуться

Чтоб им маленьким песню спеть,

Щечки нежной губами коснуться.

И пока в доме детский смех,

От игрушек некуда деться,

Вы на свете счастливей всех,

Берегите ж, пожалуйста, детство.

Уважаемые родители!

Ваш ребенок учится в пятом классе уже месяц. Какие-то трудные моменты в его учебной деятельности не всегда заметны педагогам и классному руководителю. Хотелось бы, чтобы ваши ответы на вопросы данной анкеты помогли вашему ребенку быстрее и успешнее адаптироваться к обучению в пятом классе.

1. Какие учебные предметы даются вашему ребенку легко?

_________________________________________________________________

2. По каким учебным предметам подготовка домашнего задания вызывает у него затруднение?

_____________________________________________________________________

3. С чем это, по вашему мнению, связано?

_________________________________________________________________

4. Какая помощь нужна вашему ребенку со стороны учителя по предмету, классного руководителя?

_________________________________________________________________

5. Что бы вы хотели посоветовать учителю-предметнику в организации общения с вашим ребенком на уроке?

_________________________________________________________________

Рекомендации для родителей.

— Необходимость смены учебной деятельности ребенка дома, создание условий для двигательной активности детей между выполнением домашних заданий.

— Наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий, правильности светового режима.

— Предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тренировка мелких мышц кистей рук,

— Обязательное введение в рацион ребенка витаминных препаратов, фруктов и овощей. Организация правильного питания.

— Забота родителей о закаливании ребенка, максимальное развитие дви­гательной активности, создание в доме спортивного уголка, приобретение спортивного инвентаря: скакалки, гантели и т. д.

— Активное участие членов семьи в развитии двигательной активности ребенка.

— Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.

— Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.

— Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.

— Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников),

— Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.

— Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению.

— Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.

— Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка.








Родительское собрание в 5 классе




Родительское собрание в 5 классе.

Тема: Мотивация учебной деятельности и её формирование.

Ход.

Сегодня мы с вами поговорим о мотивации учебной деятельности учащихся данного класса.

Что же такое мотивация?

Мотивация— это система факторов, детерминирующих поведение (потребности, цели, намерения), процесс, который стимулирует и поддерживет активность учащихся.

Учебная мотивация – это процесс,который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Представление о мотивации возникает при попыткне объяснения, а не описания поведения.Это поиски ответов на вопросы типа: «почему?», «зачем?», «для какой цели?», «ради чего?», «какой смысл?».Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной, на достижение определённой цели.

Цель – это предвидимый результат, представляемый и осознаваемый человеком.

Обычно в жизни происходит так: в начальных классах ребёнок хорошо учился, не было проблем. Придя в средние классы, ученик стал хуже учиться, появились проблемы по отдельным предметам, а в старших классах успеваемость совсем снизилась.

Чтобы такого не произошло с нашими детьми, мы попытаемся ответить на вопрос: что влияет на высокую мотивацию учебной деятельности?

В 5 классе была проведена анкета «Оценка уровня школьной мотивации». Обработав результаты, мы узнали уровень учебной мотивации каждого ученика ( высокий, средний, низкий).

Как вы думаете ваш ребёнок имеет какой уровень? ( ответы родителей).

Учитель оглашает результаты анкетирования.

Высокий уровень учебной мотивации ( Ф. И учащихся)

Средний уровень (Ф.И учащихся)

Детей, имеющих низкую мотивацию, в данном классе нет.

У вашего ребёнка уровень мотивации по сравнению с начальными классами снизился или повысился?

Не забываем, что в 5 классе, так же как и в первом, есть период адаптации.



Как вы считаете, полностью ваш ребёнок адаптировался в 5 классе, или же существуют какие-то проблемы по отдельным предметам. ( Учитель внимательно выслушивает ответы родителей, фиксирует для дальнейшего совместного анализа с учителями- предметниками).

Давайте вместе запишем факторы, которые влияют на учебную мотивацию. Я вам раздам по 3 чистых стикера. На каждом стикере вы запишите по 1 фактору, влияющим на высокую мотивацию учащихся.Стикеры делим на группы по значениям, параллельно родители аргументируют свой ответ.

Теперь мы наглядно видим, какие факторы влияют на желание ребёнка УЧИТЬСЯ.

На доске появляется запись:

Установка внутренняя и внешяя.

Цели ученика.

Компетентность педагога.

Выполнение установленных правил.

Приучение к режиму.

Содержание обучения программы.

Выступление завуча школы на данную тему.

Формирование мотивации учения школьника должно происходить на основе чётко поставленной цели – получение хорошего образования. Очевидно, что не каждый ребёнок с раннего возраста понимает, что он учится, прежде всего, для себя, для своих дальнейших достижений. Поэтому цель взрослых (родителей, педагогов и психологов) – помочь им в осознании этой цели (профильное обучение в 10 -11 классах).

Давайте проанализируем высказывания знаменитых людей:

«Надо мечтать как можно больше, как можно сильнее мечтать, чтобы будущее обратить в настоящее».

М.М. Пришвин.

«Можно по-разному определить цель своего существования, но цель должна быть

— иначе будет не жизнь, а прозябание.

Если есть у человека великая цель, то она должна проявляться во всём – в самом, казалось бы, незначительном».

Д.С.Лихачёв.

Здесь же уместно вспомнить, что заслуга В.Ф. Шаталова не в конспектах и опорных пунктах, а в том, что он снял у детей страх перед школой, сделал её местом детской радости.

Основные показатели высокой мотивации – это хорошая успеваемость и отсутствие пропусков.

Следующее родительское собрание о талантах детей. До скорой встречи.








Яндекс.Метрика lists
lists