родительское собрание толерантность




Родителям о воспитании толерантности у подростков

Латинский термин tolerantia, от которого, по мнению авторов этимологических словарей, произошло tolerance и toleration употреблялся уже писателями античности, но долго имел пассивный смысл “страдания”. Слово tolerance, согласно словарю Ларусса, впервые упоминается в 1361 году. Оксфордский словарь английской этимологии относит возникновение понятия “толерантность” как tolerance к XV веку, а как toleration – к XVI в. Причем в XV столетии оно использовалось еще в смысле выносливости, способности переносить боль. В XVI веке к этому добавляются значения “позволение”, “сдержанность”, “воздержанность”. В XVII веке термин употребляют в смысле допущения отправления иного религиозного культа. С этого момента слово tolerance приобретает особую популярность в связи с развитием идеи веротерпимости и принятием “Акта о толерантности” в Англии в 1689г. Чуть раньше, во второй половине XVI в., понятие толерантность как дозволение, уступка в вопросе о религиозной свободе появляется в Германии (toleranz) и в Нидерландах (tolerantie).

Российское образование всегда подразумевало органичное и неразделимое единство семьи и школы. В настоящее время они, прежде всего, должны помогать осознанию подростком своего места в современном обществе, собственного культурного мировоззрения, учить жить и адаптироваться в мультикультурном пространстве. Роль семьи именно в таком понимании на сегодняшний день особенно актуальна: в ситуации обостряющихся межэтнических и межконфессиональных конфликтов на первый план выходит проблема воспитания неконфликтной личности, одной из главных черт которой должна быть толерантность.

Толерантность начинает выступать в качестве неотъемлемого элемента современного понимания свободы, являющейся высшей человеческой ценностью. Она же служит важной частью структуры творческого взаимодействия и творчества вообще. Но это, в свою очередь, означает, что принцип толерантности должен творчески применяться и во всех социальных отношениях. И, прежде всего, в образовательном процессе и в семейном воспитании, во взаимоотношениях воспитателя и воспитуемого. В каждом человеке с рождения есть творческое начало, которое со временем развивается. Мы творим постоянно, даже сами того не замечая. Творческий потенциал – вещь удивительная, однако направлять его можно как на добрые цели, так и на злые. Стремление человека к добру или ко злу зарождается с младенчества и развивается в том или ином направлении с годами. И именно на плечи родителей ложится ответственность направить творческую энергию своих детей в нужное русло, помочь им научиться использовать её на благо других и себя. В нашем мире, переполненном войнами, насилием и соблазнами, это сделать очень непросто. Родителям требуется большая внимательность, чуткость и ясное понимание всех деталей, которые влияют на психическое, эмоциональное и нравственное развитие их детей. Воспитывая в детях стремление к добру, взаимоуважению, любви, сочувствию и состраданию, родители создают образ будущего мира. Невозможно ожидать, что дети станут толерантными, высоконравственными личностями сами по себе, и что окружающий мир прекратит быть безнравственным и враждебным без наших усилий. По этой причине родителям следует активно участвовать в творчестве своих детей с самого раннего детства, чтобы воспитать толерантную личность.

Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, и прежде всего опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка.

Размышляя над далекими перспективами воспитания собственных детей, родители обычно не придерживаются строго заданных эталонов, определяют их довольно расплывчато. Более понятными для подростков остаются представления о допустимости или недопустимости различных форм поведения, но вопросы, касающиеся формирования качеств толерантной личности остаются за пределами домашнего быта и внутрисемейных отношений.

Большое значение имеет образованность родителей, глубина интереса к взаимоотношениям с детьми, попытка осмыслить какие-то конкретные проблемы, с которыми они сталкиваются, а в данном случае именно проблемы толерантности. “Воспитывать в себе воспитателя – это проблема, которая для каждого из нас не перестанет быть актуальной. Предлагаемые нами тесты помогут выявить резервные возможности использования творческого потенциала семьи и воспитания толерантности. Также мы предлагаем тест, по которому родители смогут определить степень толерантности своих детей и принять необходимые меры по дальнейшему воспитанию подростков.

Методика выявления резервных возможностей воспитания толерантности в семье (для родителей)

В основе предлагаемой методики лежит специально составленная анкета, в которой используется 9-балльная шкала самооценки:

1- очень низкий уровень;

2- низкий уровень;

3- ниже среднего;

4- чуть ниже среднего;

5- средний уровень;

6- чуть выше среднего;

7- выше среднего;

8- высокий уровень;

9- очень высокий уровень;

10-наивысший.

Каждое из диагностируемых качеств оценивается по 9-балльной шкале дважды. В начале самооценка ставится в графе “реально”, а затем в графе “желательно бы”. Разрыв между “реально” и “желательно бы” и заключает в себя тот резерв качества воспитания толерантности, который не задействован, не использован родителями в воспитательной работе в должной степени.

Вопросы анкеты.

1. Какова степень эффективности решаемых Вами воспитательных задач?

 

Реально

Желательно бы

1.

Сплоченность родителей с детьми

 

 

2.

Организация совместных творческих дел

 

 

3.

Создание благоприятного психолого-нравственного климата, комфортного состояния для подростка

 

 

4.

Создание условий для самореализации, самораскрытия подростка

 

 

5.

Коррекция межличностных отношений, способствующих разрешению конфликтных ситуаций

 

 

6.

Стимулирование позитивного поведения детей

 

 

7.

Оказание помощи подростку в сложных, затруднительных ситуациях

 

 

8.

Координация взаимодействия семьи и школы

 

 

2. Оцените по 10-балльной шкале частоту использования в воспитании следующих форм и методов.

п/п

Формы и методы воспитания

Реально

Желательно бы

1.



Беседа

 

 

2.

Встречи с интересными людьми

 

 

3.

Вечера отдыха

 

 

4.

Экскурсии

 

 

5.

Путешествия, выход на природу

 

 

6.

Совместные творческие дела

 

 

7.

Дискуссии

 

 

8.

Игры

 

 

9.

Что-то другое

 

 

3. Оцените по 10-балльной шкале, что и в какой степени способствует эффективности воспитания, а также, какие качества и в какой степени “желательно бы” активизировать, развить и использовать более эффективно?

п/п

Качества

Реально

Желательно бы

1.

Компетентность

 

 

2.

Общая культура, интеллектуальность

 

 

3.

Творческая инициатива

 

 

4.

Наличие хобби, увлечения

 

 

5.

Нравственные качества

 

 

6.

Эрудиция

 

 

7.

Трудолюбие

 

 

8.

Любовь к детям

 

 

9.

Общительность

 

 

10.

Требовательность

 

 

11.

Что-то другое

 

 

4. Оцените по 10-балльной шкале степень эффективности Вашей работы как родителей по следующим направлениям воспитания:

п/п

Направление воспитания

Реально

Желательно бы

1.

Нравственное

 

 

2.

Умственное

 

 

3.

Физическое

 

 

4.

Эстетическое

 

 

5.

Половое

 

 

6.

Трудовое

 

 

7.

Экологическое

 

 

8.

Антиалкогольное, антиникотиновое, антинаркотиковое

 

 

9.

Патриотическое

 

 

10.

Правовое

 

 

11.

Экономическое

 

 

12.

Культуры поведения

 



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




Яндекс.Метрика lists lists