родительское собрание Основные нравственные законы моей семьи




Основные нравственные законы моей семьи.

Составила:

Глотова Нина Константиновна

Учитель Географии

МБОУ «СОШ №79»

г.Новокузнецка

Основные нравственные законы моей семьи.

О времена! О нравы!

Цицерон

Вся нравственность человека заключается в его намерениях.

Руссо Ж.Ж.

Один только урок нравственности годен для детства и в высшей степени важен для всякого возраста — это не делать никому зла.

Руссо Ж. Ж

Задачи собрания:

Показать родителям значимость нравственного воспитания детей в семье.

Формировать культуру общения родителей и детей, умение родителей видеть отрицательные моменты в воспитании собственных детей.

Повышение педагогической культуры родителей, их ответственности и активности жизнедеятельности класса;

Создание сплоченного родительского и детского коллектива;

Форма проведения: форум детей и родителей, выступление социального педагога

Ход собрания

Учащиеся и родители делятся на группы. Группы образуют взрослые и дети отдельно. На доске вывешены плакаты с эпиграфами собрания, рисунки детей (тема «Что такое хорошо и что такое плохо?».

I.Классный руководитель:

Здравствуйте!

Я благодарна вам за то, что вы пришли на эту встречу. Рассчитываю на вашу поддержку, помощь и взаимопонимание. Уверена, что наше сотрудничество будет успешным. (повестка собрания)

— Итак, мы начинаем наше родительское собрание «Нравственные законы нашей семьи», посвященную теме нравственного воспитания.

Проблема нравственного воспитания остается сегодня очень актуальной. Семья – главный институт воспитания. То, что ребенок приобретает в семье в детские годы, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится значительную часть своей жизни. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.

Цель нашего разговора – показать, что семейные традиции, моральные принципы, педагогическое мастерство родителей являются необходимыми условиями формирования нравственных убеждений в семье.

Давайте сегодня поговорим о том, как мы строим свою жизнь, какие поступки совершаем, чем платим за любовь и тепло человеческого сердца.

Наш разговор необычен тем, что в нем активное участие принимают и наши дети.

Начнем мы наше родительское собрание с решения проблемных ситуаций.

Одновременно в каждой группе детей и родителей решают одну и ту же ситуацию. Вначале ответ дает группа детей, а затем группа родителей. Далее идет обсуждение ответов.

Ситуация 1.

Ребята подрались, в результате драки одному мальчику стало плохо, пришлось вызвать врача. Тот, кто затеял драку, не признался, что он виноват, и сбежал домой.

Ребята долго думали, как поступить в такой ситуации , и решили рассказать обо всем родителям мальчика, затеявшего драку. Родители ответили ребятам: «Сами подрались, сами разберутся».

Ситуация 2.

Группа ребят решила пропустить урок, но один из них в последний момент сообщил учителю о решении остальных. Ребята были наказаны, получили неудовлетворительные отметки за поведение.

Ситуация 3.

Бабушка и дедушка очень хотят видеть внуков, но внуки любят лишь получать от них подарки. Ехать к ним не хотят, объясняя это тем, что им некогда.

Важно, какое решение примут родители и дети, совпадут ли их нравственные позиции.

II. Выступление обучающихся.

Ребята рассказывают о своих рисунках, комментируя ситуации, которые они изобразили по теме «Что такое хорошо и что такое плохо?».

III. Классный руководитель:

— Что же такое мораль (нравственность)?

Мораль (нравственность) — особый тип нормативной регуляции, представленный совокупностью норм и принципов, распространяющих свое влияние на всех и каждого и воплощающих в себе нравственные ценности (добро, милосердие, спасение, всеобщее счастье). Справедливо замечено, что общечеловеческое содержание морали в обобщенном виде выражено в «золотом правиле»: «поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Мораль (нравственность) воплощает в своих нормах абсолютные ценности, в силу чего моральные нормы и оценки являются высшим критерием правомерного поведения. Мораль по этой причине правомочна оценивать право с точки зрения его соответствия требованиям справедливости и моральным ожиданиям. (Яндекс.Словари › Элементарные начала общей теории права, 2003)

По И.Ф. Харламову содержание нравственности заключается в следующем:

В отношение к Родине (патриотизм) – любовь к своей стране, истории, обычаям, языку, желание стать на ее защиту, если это потребуется.



В отношение к труду (трудолюбие) – предполагает наличие потребности в созидательной трудовой деятельности и ее, понимание пользы труда для себя и общества, наличие трудовых умений и навыков и потребность в их совершенствовании.

В отношение к обществу (коллективизм) – умение согласовывать свои желания с желаниями других, умение координировать свои усилия с усилиями других, умение подчинятся и умение руководить.

В отношение к себе – уважение себя при уважении других, высокое сознание общественного долга, честность и правдивость, нравственная чистота, скромность.

В человеколюбие или гуманности.

IV. Выступление социального педагога.

Методы нравственного воспитания.

Методы нравственного воспитания — это своеобразный инструмент в руках учителя, воспитателя. Они выполняют функции организации процесса нравственного развития и совершенствования личности, управление этим процессом. При помощи методов нравственного воспитания осуществляется целенаправленное воздействие на учащихся, организуется и направляется их жизнедеятельность, обогащается их нравственный опыт. Формы организации и методы нравственного воспитания изменяются от индивидуальных особенностей детей. Воспитательная работа проводится не только со всем классом, но и принимает индивидуальные формы. Конечная цель работы с коллективом – воспитание личности каждого ребенка. Этой цели подчиняется вся воспитательная система. Создание коллектива это не самоцель, а лишь наиболее эффективный и действенный путь формирования личности.

И.С. Марьенко назвал такие группы методов воспитания, как методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, самовоспитания, руководства, объяснительно — репродуктивные и проблемно-ситуативные. В процессе нравственного воспитания широко применяются такие методы как: упражнение и убеждение.

Упражнение — обеспечивает выработку и закрепление необходимых навыков и привычек, претворение навыков и привычек на практике. Убеждение — направлено на формирование этических понятий, на разъяснение нравственных принципов, на выработку этических идеалов. Для активизации нравственного развития личности и проверки ее зрелости, установления единства убеждений и поведения используется метод проблемно-ситуационный. Этот метод побуждает личность систематизировать ранее усвоенные нравственные знания и соотносить их с избранными формами поведения как конечного результата решения поставленной проблемы. Метод интенсифицирует протекание процесса мышления, вызывает переживания, мобилизует волю.

Самостоятельное решение нравственных проблем, в различных жизненных ситуациях позволяет устанавливать связь между поступками и качествами личности, прослеживать характер ее развития, определять перспективу в становлении личности, формировать положительные мотивы, обобщать нравственные знания и умения.

В системе основных методов воспитательного воздействия как составная часть, средство и прием используется положительный пример. В педагогической литературе он рассматривается как самостоятельный метод и как компонент- методов формирования нравственного сознания и поведения.

Нравственное воспитание эффективно тогда, когда его следствием становится нравственное самовоспитание и самосовершенствование. Самовоспитание представляет собой целенаправленное воздействие индивида на самого себя с целью выработки желаемых черт характера.

Традиционными источниками нравственности являются:

патриотизм

социальная солидарность

гражданственность

семья

личность

труд и творчество

наука

традиционные религии

искусство и литература

природа

человечество

V. Выступление родителей:

Родителям предлагается составить свой список действий , который поможет им в формирования нравственности их ребенка.

«Основные пути и условия формирования нравственности». (примерные ответы)

Атмосфера любви в семье.

Атмосфера искренности.

Разъяснение. Воздействие словом.

Не допускать упреков.

Наказание – крайняя мера воздействия.

Порицание.

Запрещение.

Необходимо воспитывать чувства.

Регулярный труд.

Ограждение ребенка от контактов с безнравственными людьми.

VI.Классный руководитель:

Для родителей были приготовлены специальные памятки «Кодекс истинного родителя» ( раздать не зачитывая).

Если родители требуют от ребенка, чтобы он много и с удовольствием читал, они читают само много и с удовольствием, несмотря на недостаток времени.

Если родители требуют, чтобы ребенок не лгал, они не лгут сами ни себе, ни другим, ни собственному ребенку.

Если родители требуют от ребенка проявления трудолюбия, они сами его проявляют и создают условия для формирования у ребенка умения трудиться.

Если родители хотят, чтобы их ребенок не воровал, они сами не должны создавать подобных ситуаций в своей семье (пусть даже по мелочам).

Если родители хотят, чтобы их ребенок не пристрастился к с раннего детства к спиртным напиткам, они сами не должны создавать культ спиртных напитков в своей семье. Культ спиртных напитков проявляется в том, что даже в детские праздники родители не могут обойтись без них.

Если родители хотят, чтобы их ребенок бережно и уважительно относился к дедушкам и бабушкам, они начинают с себя и сами уважительно и бережно относятся к своим родителям.

Если родители хотят, чтобы их ребенок не страдал от одиночества, они дают ему возможность иметь друзей, приводить их в свой дом. Это возможно только в том случае, если сами родители имеют настоящих друзей и ребенок встречается с ними в своем доме.

Если родители хотят, чтобы ребенок не относился к школе и учению с предубеждением, они сами вспоминают о школьных днях с удовольствием и с самыми теплыми чувствами.

После прослушанной информации родители и дети составляют перечень нравственных правил и законов семьи и класса. Каждая группа пишет свои предложения на листе бумаги. Лист пускают по кругу, пока каждая группа не запишет свои предложения. Выбираются основные и самые главные. Эти положения и станут отправной точкой нравственных поступков класса.

Итог собрания.

В конце собрания родители делятся впечатлениями от увиденного и услышанного. Исходя из результатов обмена мнениями взрослых и детей, родители определяют первостепенные меры по предупреждению безнравственного поведения и совершению безнравственных поступков учащимися класса.








Яндекс.Метрика lists
lists