родительское собрание Младший школьникпомоги ему учиться




Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6 с.Дербетовка»

Родительское собрание на тему:

«Младший школьник: помоги ему учиться»

классный руководитель

Великорост Л.Ф.

Родительское собрание на тему:

«Младший школьник: помоги ему учиться»

Цель: Осознание родителями важности развития познавательной сферы младших школьников.

Задачи:

Обсудить трудности, возникающие в процессе обучения, их причины;

Предложить рекомендации в форме практикума развития познавательных процессов.

Подготовка к собранию:

Диагностика сформированности познавательных процессов учащихся 3-4-х классов: “Определение уровня умственного развития”, автор Амтхауэр Р., “Определение умственной работоспособности”, автор А.Кеэс.

Вступление.

Педагоги, психологи и родители стремятся сделать всё возможное, чтобы обучение младших школьников было успешным, чтобы каждый ребёнок в своей учебной деятельности достигал более высоких результатов.

Как определить реальные возможности каждого ученика и создать именно такие условия, при которых обучение становилось бы всё более успешным?

Очень часто решение подобной проблемы видят в проведении дополнительных занятий, репетиторстве, что на самом деле направлено лишь на ликвидацию пробелов в знаниях. Однако недостаточность знаний, неудовлетворительное усвоение того или другого материала часто являются следствием негативного отношения ребёнка к учению, низкого уровня познавательных процессов, несформированности различных личностных свойств. Поэтому подчас дополнительные занятия малоэффективны, поскольку они направлены на устранение следствий, а не причин.

Причины недостаточной успешности учения могут быть самые различные и у каждого ребёнка свои. Выявление этих причин – дело трудоёмкое и кропотливое, но если действительно есть желание помочь ребёнку лучше учиться, преодолеть низкую успеваемость, сделать его учение не “мучением”, а радостью, подготовить ребёнка к успешной деятельности на следующей ступени образования, — следует установить реальные причины, которые вызывают те или другие затруднения, мешающие ребёнку хорошо учиться.

Вот сегодня мы и попробуем определить эти причины.

Работа в группах.

Постарайтесь назвать основные трудности в учёбе ваших детей.

1. Родители. Не могут подобрать проверочных слов в упражнении на правописании проверяемых безударных гласных в корне слова. (Пояснение психолога: На психологическом языке эта проблема может звучать так: у ребёнка низкий уровень развития произвольности, несформированность приёмов учебной деятельности (самоконтроля, умения действовать по правилу), недостаточный словарный запас школьника).

2. Родители. Пропускают буквы в письменных работах. (Пояснение психолога: Возможные психологические причины: низкий уровень развития фонематического слуха; слабая концентрация внимания; несформированность приёмов самоконтроля.

3. Родители. Испытывают трудность в решении задачи разными способами. (Пояснение психолога: Каковы же здесь возможные психологические причины трудностей? Низкий уровень развития общего интеллекта; несформированность умения ориентироваться на систему признаков; низкий уровень развития образного мышления).

4. Родители. Испытывают затруднения при пересказывании текста. (Пояснение психолога: Причинами этого психолог может назвать несформированность умения планировать свои действия; слабое развитие логического запоминания; низкий уровень развития логических операций (анализа, обобщения, систематизации); низкий уровень речевого развития).

5. Родители. Не понимают задания. ( Пояснение психолога: Возможно у вашего ребёнка слабая концентрация внимания, или низкий уровень развития восприятия, произвольности; недостаточный уровень развития умения устанавливать логические связи и отношения между понятиями).

6. Родители. Допускают ошибки при сложении, умножении … (Пояснение психолога: Такая проблема может возникнуть, если у школьника низкий уровень развития механической памяти, а также низкий уровень развития долговременной памяти; развитие общего интеллекта ниже возрастной нормы; слабая концентрация внимания; низкий уровень развития произвольности; несформированность приёмов учебной деятельности).

Такой практикум помогает родителям из школьной трудности ученика, которую он видит ежедневно, вычленить психологическую проблему.

Знакомство с результатами диагностики: В течение месяца я посмотрела — насколько познавательные процессы сформированы у третьеклассников. Изучался общий уровень умственного развития, в частности: общий запас знаний школьников, умение выделять существенные признаки предметов и явлений, вычленять их от несущественных; умение устанавливать логические связи и отношения между понятиями; умение обобщать; сформированность приёмов логического мышления (сравнение, анализ, классификация), а также особенности произвольного внимания; ведущий тип памяти.

Одно из заданий хочу предложить вам сейчас.

Амтхауэр, 3 субтест “Умозаключение по аналогии” (каждому родителю выдаются бланки с заданием; выполняют, проверяется работа коллективно).

Сообщается, что с более подробными результатами диагностики родители могут познакомиться в индивидуальном порядке (напоминается график индивидуального консультирования родителей педагогом-психологом: день, время). Также будут даны индивидуальные рекомендации родителям.

Общие рекомендации для родителей:

Необходимо обратить внимание на развитие следующих мыслительных операций: обобщение, выявление существенных признаков предметов и явлений, установление логических отношений между понятиями;

Использовать специальные развивающие упражнения для коррекции произвольного внимания.



Для обогащения словарного запаса детей рекомендуется делать упор на чтении, чаще использовать в речи современные термины и понятия научно-культурного и общественно-политического содержания, давать им пояснения, многократно повторять; при необходимости совместно с ребёнком обратиться за помощью к семейной библиотеке;

Использовать различную популярную развивающую литературу для занятий с детьми (детские утренники, семейные традиционные праздники, совместные занятия по выходным и т.п.); различные игры и упражнения.

Практикум для родителей. Несколько игр я хочу предложить вам сегодня. Родителей делят на 2 команды.

Игра на распределение внимания. Перед вами таблица, в которой расположены произвольно числа от 1 до 40. Всего в таблице 25 чисел, значит 15 пропущено. Вам необходимо отыскать по порядку числа в таблице (поиск проводить только глазами). Если вы не найдёте какие-либо числа на таблице, то эти числа выпишите.

33

8

26

11

5

17

25

14

3

32

4

19

35

23

13

21

38

40

31

9

12

29

1

27

24

Ответы: 2,6,7,10,15,16,18,20,22,28,30,34,36,37,39.

2. Игра на развитие способности анализировать значение слов, умения обобщать. Оборудование: мяч.

Назовите одним словом или словосочетанием как можно точнее (мяч бросается взрослым то в одну, то в другую команду):

Гитара – скрипка (музыкальные инструменты)

Метла – лопата (орудия труда)

Сковорода – кастрюля (посуда)

Телевизор – магнитофон (бытовая техника)

Школа – университет (учебные заведения)

Математика – история (наука)

Азия – Африка (части света)

Сказка – былина (устное народное творчество)

Цунами – ураган (стихийные бедствия, катастрофы)

Стойкость – мужество (положительные черты характера)

Стебель – лист (части растения)

Облачность – осадки (природные явления)

Сумма – произведение (математические действия, результаты математических действий)

Берлин – Варшава (столицы)

Ночь – вечер (время суток)

Море – озеро (водоёмы) и т.п.

3. Игра на развитие наблюдательности, зрительной памяти, объёма внимания. Рассмотреть внимательно весь класс, постараться запомнить каждую мелочь. Из каждой команды уходит один человек. В классе происходит незначительные изменения (до 5: поменяться местами, спрятать кого-нибудь и т.п.). Выходящие должны назвать эти изменения.

4. Игра на распределение внимания, обогащение словарного запаса и знаний об окружающем мире “Реки мира”. В клетках записаны названия рек мира. Найдите их. Названия записаны как по горизонтали, так и по вертикали.

М

И

С

С

И

С

И

П

И

И

Д

Ф

Н

А

Е

Н

А

Р

С

О

Д

Р

А

Н

И

Р

Т

С

Н

М

О

К

А

Л

А

Ы

У

Р

А

Л

С

В

Д

Н

Ш

Р

Е

Й

Н

Р

О

Н

А

О

И

Т

Н

О

М

Л

Е

Б

А

В

И

С

Л

А

Г

П

О

Н

У

А

М

У

Д

А

Р

Ь

Я

Ответы: Миссисипи, Лена, Одра, Ока, Урал, Рейн, Рона, Висла, Амударья, Миссури, Майн, Рейн, Волга, Иртыш, Обь, Нил, Днепр, Сена, Парана, Дон.

5. Решение анаграмм. Тренирует логическое мышление, особенно анализ и синтез, обогащает словарный запас, расширяет кругозор.

Из приведённых слов путём перестановки букв нужно составить название животного, птицы или растения. Все буквы должны быть обязательно использованы.

1) араб + ум

6) перо + лад

11) так + сук

2) лира + гол

7) ель + газ

12) урок + тапка

3) фа + жир

8) сорт + Альба

13) фа + гном + ил

4) липа + нота

9) лик + пена

14) кожа + ворон

5) бак + бум

10) до + кролик

15) ум + па

Ответы: марабу, горилла, жираф, антилопа, бамбук, леопард, газель, альбатрос, пеликан, крокодил, кактус, куропатка, фламинго, жаворонок, пума.

Подведение итогов игры. Заключение. В заключение хочу сказать всем родителям: обязательно поддерживайте и помогайте своим детям, одобряйте даже за небольшие успехи и достижения, помогайте ему взрослеть, постепенно передавая ответственность за какую-нибудь работу. Не бойтесь лишний раз показать свою любовь к сыну или дочери. Это только укрепит его уверенность в своих силах и возможностях и поможет в различных трудных жизненных ситуациях, укрепит желание учиться.

Советы родителям

«Как не отбить у ребёнка желания учиться»

Ни в коем случае нельзя стращать ребёнка предстоящей учёбой и трудностями этой учёбы. Не надо говорить о том, что у вас всегда были только пятёрки и всё получалось сразу (подумайте, так ли это было на самом деле?).



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




Яндекс.Метрика lists
lists