родительский лекторийОтражение семейных отношений на судьбе ребёнка




Родительский лекторий

Тема: «Отражение семейных отношений

на судьбе ребёнка».

Подготовила:

Крохмаль Т.А.

МБОУ СОШ №29

Если дети живут в обстановке критики, они учатся

критиковать и осуждать других людей;

Если дети живут в обстановке вражды и злобы, они

учатся быть злыми, учатся драться;

Если дети живут среди насмешек, они становятся

нерешительными и излишне скромными;

Если дети живут в обстановке стыда и смущения,

чувство собственного достоинства уступает место

чувству вины.

Школа ставит перед собой много задач: и воспитательные, и учебные, и просветитель-

ские. Школа может помочь родителям при решении ими многих вопросов воспитания де-

тей, но она никогда не сможет конкурировать с семьёй. Именно семья является самым

мощным средством в формировании личности ребёнка. Жизнь и наука доказали, что

все беды у детей, а потом и у взрослых объясняются ошибками семейного воспитания.

Необходимо помнить, что основой общения родителей с детьми являются шесть

принципов, которые можно записать в виде рецепта. Этот рецепт может стать основным

законом воспитания детей в семье. Его содержание примерно такое:

Взять принятие, добавить к нему признание, смешать с определённым количеством

родительской любви и доступности, добавить собственной ответственности, приправленной

любящим отцовским и материнским авторитетом.

Самым веским принципом является принцип принятия ребёнка. Принятие ребёнка —

это проявление такой родительской любви, когда ребёнок понимает, что его любят,

несмотря ни на что. Принять ребёнка — значит любить его не за отметку в дневнике или

убранную без напоминания постель, а за сам факт его существования в этом мире.

Краеугольным камнем хороших отношений ребёнка с родителями является его признание родителями. Признание это сохранение у ребёнка чувства собственного достоинства и уверенности в себе, в своих силах. Со стороны родителей — это безграничная

вера в то, что ребёнок, которому они подарили жизнь, оправдает их ожидания. Если

родители признают значимость своего ребёнка, то они стараются подчёркивать его досто-

инства, поздравляют с каждым, пусть маленьким успехом, ободряют и поддерживают в

минуты жизненных трудностей. Ребёнок должен чувствовать, что родители стараются понять все его поступки, даже неправильные, но при этом они ему не угрожают, не тре-

буют немедленного покаяния и осознания своей вины, а вместе с ним пытаются понять,

что побудило совершить такой поступок и как можно избежать подобных ситуаций в

дальнейшем. Признание — это ещё в какой-то мере и терпение родителей. Терпение заключается не в том, чтобы терпеть проступки ребёнка и закрывать на них глаза, а в

том, чтобы ребёнок имел время прочувствовать и осознать совершённое им, и чтобы

отец и мать были рядом и поддерживали его. Признание формирует у детей чувство собственной значимости и необходимости в своей семье.

Признание ребёнка предполагает одобрение, похвалу, положительную реакцию семьи

на любое, пусть самое незначительное усилие со стороны ребёнка, которое делает его

лучше, умнее, добрее. Признание невозможно без таких приёмов родительского воспи-

тания, как одобрение и похвала. Ребёнок вынес мусор, убрал свою комнату или квар-

тиру, помог по хозяйству — всё это и многое другое должно быть одобрено и отмечено

родителями.

Не менее значимым чувством для ребёнка является любовь. Есть ещё в современ-

ном мире дети, которые имеют родителей, но не знают, что такое любовь. По мнению

психологов, ребёнок нуждается в любви и ласке независимо от возраста. Общаясь с родителями учащихся, у которых в воспитании детей наблюдаются определённые трудности,

убеждаешься в том, что иногда родители просто стесняются говорить детям о своей любви. Об том не говорят родители друг другу, не говорят родители детям, не говорят

дети родителям — но ведь без семени цветок не вырастет! Посеешь любовь, тепло и ласку в детском возрасте, будешь холить и лелеять в подростковом, пожнёшь сполна в

старости, — она вернётся к тебе заботой и вниманием, терпением и терпимостью уже

выросших детей.

Любовь необходима ребёнку ещё и для того, чтобы он мог адекватно реагировать

на те требования, которые к нему предъявляются в семье. Если требования есть, но любви ребёнок не ощущает, эти требования останутся невыполнимы. Если ребёнок физи-



чески и духовно ощущает родительскую любовь и ласку, он не будет принимать требова-

ния родителей в штыки. Любовь делает детей счастливыми, она отвечает базовой физио-

логической и психологической потребности, которая остаётся неизменной на всём протя-

жении взросления ребёнка. Родительская любовь должна искать в своём ребёнке досто-

инства, недостатки искать не нужно, они, как правило, всегда на поверхности. При этом

родители должны помнить, что недостатки поддаются исправлению только тогда, когда это делается без сарказма и иронии, издевательства и обвинений. Они исправляются при

наличии любви.

Очень значимым и важным принципом в общении детей и родителей является прин-

цип доступности. Особенно он актуален для семей 21-го века. Многие родители объяс-

няют проблемы в воспитании собственного ребёнка тем, что им катастрофически на хва-

тает времени на общение с детьми, что они много работают и заняты добыванием

куска хлеба. Быть доступным — это значит в любую минуту найти в себе силы отложить

все свои дела, свою работу, чтобы пообщаться с ребёнком. Если у взрослых нет времени на общение с собственным ребёнком сегодня, то у выросшего ребёнка не будет времени на общение с родителями завтра.

Однако родители должны помнить, что проводить время с собственным ребёнком,

это не значит без конца читать ему мораль или делать, сидя с ним, уроки. Быть доступ-

ным для ребёнка — это значит вовремя прочитать вопрос в его глазах и ответить на этот вопрос, доверить ребёнку свои переживания и помочь ему пережить его страдания,

проговорить и обсудить их вовремя.

Огромное значение в воспитании ребёнка имеет формирование у него привычки

быть ответственным. Чем раньше ребёнок начнёт проявлять ответственность за свои

поступки и слова, тем больше шансов на то, что он сможет превратиться в уравнове-шенную и зрелую личность. На проявление ребёнком ответственности большое влияние

оказывают стиль поведения родителей в семье, их способность проявлять эти же качества в обыденной жизни. Для соблюдения ребёнком ответственности и формирования

у него самодисциплины необходимы определённые условия. Одним из главных условий

является наличие у ребёнка в семье определённых обязанностей, которые он должен

выполнять ежедневно. При этом родителям нужно проявлять терпимость и терпение.

Воспитывать у ребёнка ответственность — это значит использовать как метод воспи-

тания ограничение. Если родители с раннего детства ребёнка не научились говорить ему

слово «нет», то их жизнь может превратиться в нескончаемую дорогу в ад. Родители

должны помнить, что умение говорить «нет» — это обоюдное решение родителей. Нет

ничего более страшного в семейном воспитании детей, если один родитель позволяет,

а другой запрещает.

Авторитет родителей — важная составляющая успешности воспитания детей в семье.

Приобретение авторитета в глазах собственного ребёнка — кропотливый труд отца и

матери. Мнение родителей о родных и близких, окружающих людях, коллегах, поведение

родителей в кругу семьи и вне его, поступки родителей, их отношение к работе и к

посторонним людям в обыденной жизни, отношение родителей друг к другу — всё это

слагаемые родительского авторитета. Авторитетность родителей в глазах ребёнка — это

прежде всего желание ребёнка говорить родителям правду, какой бы горькой для отца и матери она ни была. Так будут дети поступать в том случае, если родители им объяснили, что прожить жизнь, не совершая ошибок, невозможно.

Меняется мир, дети 21-го века имеют иные информационные возможности, много

умеют из того, чего не умеют их родители. Поэтому родители, которые хотят сохранить

авторитет в глазах своих детей, должны тоже учиться у них. Какая музыка интересна

ребёнку, какие музыканты и группы стали его кумирами, какие книги он читает и почему они ему интересны, какие речевые обороты он использует и что они означают,—

это и многое другое должно интересовать родителей, претендующих на роль авторитет-ного лица для собственного ребёнка.

Признание собственного ребёнка, принятие его, любовь к нему, авторитет родителей

в его глазах, проявление ответственности, доступность родителей собственному ребёнку —

понятия обратно пропорциональные.

Чем больше времени родители проведут со своим ребёнком в его детстве и юности, тем больше шансов у престарелых родителей видеть взрослых детей в отцовском

доме.

Чем меньше родители будут использовать в общении с собственным ребёнком угрозы и наказания, тем больше вероятность принятия взрослыми детьми права на

спокойную старость их родителей.

Чем чаще родители используют в воспитании собственных детей упрёки и напоми-

нания о детских неблаговидных поступках, тем больше вероятность того, что любая

немощь престарелого родителя будет замечена и подчёркнуто продемонстрирована

взрослым ребёнком.

Чем раньше родители научатся проявлять терпение и терпимость по отношению

к ребёнку в детстве, тем больше шансов у состарившихся родителей почувствовать по

отношению к себе проявление терпения и терпимости от собственных взрослых детей.

Хамство и грубость детства практически всегда возвращаются неуютной и обижен-

ной старостью, очень грустной и очень тоскливой.

Родители, которые хотят иметь детей, должны не только ставить себе вопрос:

какого ребёнка я хочу вырастить, но и какую старость я хочу иметь и буду ли я её

иметь вообще?








Яндекс.Метрика lists
lists